Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 25 июня. Инженерная инфраструктура ЦОД: системы охлаждения и гарантированного  и бесперебойного электроснабжения 26 июня. Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности,  нефтегазового сектора и электроэнергетики 28 июня. Комплексный подход к кибербезопасности. Защита АСУ ТП. Безопасность  КИИ   Регистрируйтесь и участвуйте!

Сертификация технических средств транспортной безопасности. Конец моратория

Иван Тушко, 28/03/22

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 установило требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. В первый же год действия этих требований стало ясно, что механизм сертификации еще не сформирован до конца и требуется время для отлаживания процесса. Транспортникам дали отсрочку на сертификацию, однако срок моратория заканчивается. В данной статье рассмотрим положительный эффект от введения моратория, а также постараемся разобраться, чем грозит его завершение для транспортного сообщества.

25Технические средства безопасности

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Начало сертификации

В настоящее время одной из основных задач экономического развития Российской Федерации является создание принципиально новых методов государственного управления и регулирования, способствующих формированию и развитию рыночных механизмов [1].

Одним из таких методов стала сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСОТБ), используемых для защиты объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС).

Сертификация ТСОТБ представляет собой процесс удостоверения соответствия оборудования нормам, установленным законом о техрегулировании, а также требованиям госстандартов и техрегламентов для продукции такого рода.

Данный процесс был запущен в 2016 г. изданием постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 (далее – ПП РФ № 969), установившего требования к функциональным свойствам ТСОТБ, и Правил обязательной сертификации ТСОТБ, применяемых с учетом основных функций ТСОТБ, для выполнения которых они предназначены в заданных условиях.

Требования по обеспечению транспортной безопасности в нашей стране законодательно имеют обязательный характер применения, а неисполнение требований (в том числе по сертификации ТСОТБ) влечет административные штрафы для транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров.

Какая продукция подлежит обязательной сертификации?

Согласно ПП РФ № 969 сертификации подлежат технические системы и средства, используемые для:

  • сигнализации (извещатели, системы оповещения, контрольные охранные приборы);
  • контроля доступа (идентификаторы, считывающие устройства);
  • досмотра (металлодетекторы, детекторы взрывчатых веществ);
  • видеонаблюдения (видеокамеры, охранные системы);
  • интеллектуального видеонаблюдения (средства идентификации физических лиц);
  • видео- и аудиозаписи (видеорегистраторы, диктофоны);
  • связи, приема и передачи информации (рации);
  • оповещения (звуковое, световое оповещение);
  • сбора и обработки информации (серверы).

Все перечисленное оборудование подразумевает установку и использование на ОТИ и ТС в целях обеспечения транспортной безопасности. Вопрос обеспечения безопасности и защиты транспортных комплексов, производств и транспортных средств от несанкционированного вмешательства и воздействий встал особенно остро в последние два десятилетия. Предпосылками этому явились рост террористической угрозы в стране и мире, а также участившиеся факты несанкционированного вмешательства и воздействий на ОТИ и ТС [2].

Системы безопасности являются неотъемлемой частью современных объектов защиты, их применение позволяет минимизировать несанкционированный доступ на объект защиты [3]. Именно поэтому сегодня большинство ТС и ОТИ оснащены многочисленными техническими системами и средствами защиты, что очень изменило облик общественного транспорта.

02 (1)-4Технические средства видеонаблюдения в транспортном средстве

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Какие органы выдают сертификат?

Обязательную сертификацию осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1табл1-Mar-28-2022-05-13-15-51-AM

Экспертиза и испытания ТСОТБ производится в аккредитованных испытательных лабораториях, выдача сертификатов осуществляется уполномоченными органами по сертификации, подведомственными перечисленным выше федеральным органам исполнительной власти.

Транспортная отрасль оказалась не готова к сертификации

В первый же год действия ПП РФ № 969 стало ясно, что механизм сертификации еще не сформирован до конца и всем сторонам необходимо больше времени. Органам сертификации требовалось выработать алгоритм действий, определить конкретные подведомственные организации, которые будут заниматься процессом сертификации, назначить ответственных лиц и пр. Транспортным предприятиям же нужно было время, чтобы провести так называемый учет ТСОТБ, определиться, что подлежит сертификации, а что нет, и, конечно же, сформировать заявки в соответствующие органы сертификации.

В начале 2018 г. стало известно о подготовке Правительством РФ законопроекта, устанавливающего мораторий (право на отсрочку исполнения нормы закона) на сертификацию ТСОТБ.

На сертификацию установленных ТСОТБ предполагалось ввести мораторий до 1 января 2020 г. Об это сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин в выступлении на конференции "Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта", прошедшей 8 февраля 2018 г. на площадке форума NAIS 2018.

Замминистра отметил необходимость приблизить нормы законодательства в области сертификации к реальности и рассказал, что в начале 2018 г. Минтрансом и Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству было достигнуто понимание относительно проекта поправок в 16-ФЗ. Предложение о введении моратория стало частью этой работы, проект поправок внесен в Правительство РФ для проверки перед вторым чтением в Государственной Думе [4].

В итоге Федеральным законом от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ было определено, что ТС ОТБ, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, подлежат обязательной сертификации до 1 января 2022 г. При этом отсрочка по сертификации распространяется на ТСОТБ, установленные до сентября 2016 г. (издания ПП РФ № 969).

Таблица 2. Органы сертификациитабл2 (2)-1

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Организация сертификации

Реализация механизма государственного регулирования является сложным организационно-правовым процессом, имеющим заданную направленность на результат [5].

Для исполнения Требований и Правил (ПП РФ № 969) были разработаны соответствующие схемы сертификации, соответственно, для единичных образцов технических средств обеспечения транспортной безопасности, партий, серийно выпускаемых и на средства, которые уже установлены на ОТИ или ТС [6].

Схема № 1

Применяется при сертификации единичных образцов ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания единичных образцов, взятых у заявителя. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается только на сертифицируемый единичный образец.

Схема № 2

Применяется при сертификации партии ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя из этой партии. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается только на сертифицируемую партию.

Схема № 3

Применяется при сертификации серийно выпускаемых ТСОТБ по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у заявителя, и оценку возможности заявителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия функциональным свойствам технические средства обеспечения транспортной безопасности. Инспекционный контроль сертифицированных ТСОТБ осуществляется в течение всего срока действия сертификата соответствия функциональным свойствам с оценкой возможности заявителя выпускать технические средства обеспечения транспортной безопасности. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается сроком на три года.

02 (2)-Mar-28-2022-05-18-27-33-AMВидеонаблюдение на транспорте

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Схема № 4

Применяется при сертификации ТСОТБ, установленных на ОТИ или ТС, по заявке заявителя и предусматривает сертификационные испытания образцов на ОТИ или ТС. Сертификат соответствия функциональным свойствам выдается на сертифицируемый образец или сертифицируемую партию ТСОТБ, установленных на конкретном ОТИ или ТС.

Проведение обязательной сертификации ТСОТБ осуществляется на договорной основе. Срок выдачи сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации [7].

Стоит отметить как положительный сам факт введения моратория на сертификацию ТСОТБ – он говорит о понимании представителями органов государственной власти проблем транспортного сообщества.
Время действия моратория не прошло зря.

Органы сертификации смогли провести сертификационные испытания, выработать алгоритм действий, определить конкретные подведомственные организации, которые начали заниматься процессом сертификации.

Транспортные предприятия сформировали комплекты документов для дальнейшей сертификации установленных ТСОТБ, в каких-то случаях при возможности дополнительного финансирования заменили устаревшее несертифицированное оборудование на новое, с наличием сертификатов.
ПП РФ № 969 утверждены не только функциональные характеристики для каждого вида продукции, но и правила сертификации. В п. 11 указанных правил содержится перечень обязательной документации, которой должны располагать организация или предприниматель:

  • заявка, с указанием регистрационных данных заявителя, сведений об изготовителе, а также иная информация;
  • технические условия, если оценка соответствия проводится в отношении серийной продукции;
  • паспорт (формуляр) на каждый вид изделий (этот документ содержит основные характеристики системы или устройства, очерчивает сферу его применения);
  • эксплуатационная документация (руководства по монтажу и применению, описание, регламент техобслуживания);
  • разрешительные документы по техрегламентам ТС, в том числе о соответствии показателей электромагнитной совместимости (в зависимости от вида изделия это будут сертификаты или декларации ТР ТС).

Порядок проведения сертификации таков:

  1. Подача заявления в один из указанных выше органов сертификации.
  2. Заключение договора на оказание услуг.
  3. Выбор метода и схемы сертификации.
  4. Отбор образцов для испытаний.
  5. Проведение испытаний в аккредитованных лабораториях.
  6. Выдача сертификата и включение в реестр выданных сертификатов.

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Мораторий заканчивается, проблемы остаются

Одним из приоритетных направлений деятельности как внутренней, так и внешней политики современной Российской Федерации является бесперебойное функционирование транспортной отрасли и поддержание национальной безопасности [8].

Напомним, что отсрочка сертификации распространяется на ТСОТБ, установленные до сентября 2016 г. Оборудование, поставляемое после сентября 2016 г., должно иметь сертификат соответствия требованиям ПП РФ № 969.

Возможность сертификации уже установленных и функционирующих на ОТИ или ТС перевозчика ТСОТБ предусмотрена действующим законодательством. Для этого применяется схема № 4, предусмотренная правилами обязательной сертификации.

При сертификации по схеме № 4 могут возникнуть сложности:

  1. Несоответствие характеристик оборудования предъявляемым требованиям: производители ТСОТБ до публикации ПП РФ № 969 могли не предусмотреть часть функций оборудования и систем, которые требуются для прохождения сертификации. Например, ПП РФ № 969 предусмотрена необходимость обмена информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированного протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML. Для локальной работы ТСОТБ на ОТИ и ТС данный функционал может не потребоваться, и вряд ли он закладывался производителями как обязательная функция до выхода ПП РФ № 969.
  2. Отсутствие требуемого комплекта документации на установленное оборудование: к заявке в орган сертификации в обязательном порядке прилагается комплект документов, указанный выше. Как бы это ни звучало, но далеко не на каждом предприятии отлажен документооборот, и при утере какого-либо документа сертификация становится невозможной. Единственный выход – обращаться к производителю для восстановления документов или разработки новых.
  3. Окончание срока службы установленного оборудования: сертификат на оборудование выдается на срок, который не превышает срок службы оборудования. Оборудование с истекшим сроком эксплуатации на сертификацию не принимается в принципе. Таким образом, может сложиться ситуация, когда имеется оборудование с истекшим или истекающим сроком службы, которое полностью исправно и выполняет свои функции, однако не может быть сертифицировано и должно быть заменено на новое.

Стоит ли продлить срок сертификации?

Транспортная безопасность сегодня и 10 лет назад – это две разные вещи. Знания и правильные пути решения всегда приходят с опытом, а метод проб и ошибок все же является самым действенным на пути к построению системы, поэтому ни одна серьезная сфера жизнедеятельности общества не формировалась в одночасье по одним лишь теоретическим представлениям [9].

Вот и процесс сертификации ТСОТБ находится в незавершенной стадии формирования, на что, безусловно, положительно повлиял введенный мораторий. Представители транспортного сообщества, ответственные за реализацию требований законодательства, сходятся во мнении о необходимости продления моратория на 1–2 года, поскольку замена старого несертифицированного оборудования и покупка нового, более дорогостоящего (все-таки наличие сертификата значительно повлияло на ценообразование ТСОТБ), на некоторых предприятиях (особенно государственных) растягивается на несколько лет.

Окончание 2020 г. ознаменовалось принятием целого ряда нормативных правовых актов, играющих достаточно важную роль в правовом регулировании отношений в области транспортной безопасности [10]. В этой связи логичным шагом на пути формирования системы сертификации будет продление сроков моратория либо исключение из требований законодательства сертификации ТСОТБ, установленных до принятия ПП РФ № 969.

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Список литературы:

  1. Чубенко Е.Ф. Система сертификации услуг на транспорте // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 4. С. 98–105.
  2. Швецов А.В., Балалаев А.С., Каликина Т.Н., Швецова С.В. Метод расчета снижения вероятности террористического акта в метрополитене при применении новых технических средств обеспечения транспортной безопасности // Транспортное дело России. 2016. № 3. С. 114–115.
  3. Кривобородов А.С., Данилин Р.А., Кадяев М.А., Мальцев А.С. Анализ требований к современным системам безопасности и системам пожарной безопасности защищаемых объектов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2018. С. 477–479.
  4. Транспортникам дадут отсрочку по сертификации техсредств безопасности до 2020 года // Интернет-портал RUБЕЖ. 2018.
  5. Зайкова С.Н. Целенаправленность государственного регулирования транспортной безопасности // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 170–179.
  6. Сертификация – качество безопасности // Интернет-портал "Транспортная безопасность и технологии". 2016. № 4 (47). С. 68–69.
  7. Демьянов А. По единым стандартам // Интернет-портал "Транспортная безопасность и технологии". 2016. № 4 (47). С. 72–75.
  8. Агаркова Н.А. Особенности транспортной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2021. С. 132–137.
  9. Штырхунова Н.А., Попов Е.А. Реализация норм федерального закона "О транспортной безопасности" // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. С. 194–196.
  10. Байгажаков С.В. О совершенствовании правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности // Государственная служба и кадры. 2020. № 5. С. 210–212.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2021

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...