Коммерческие беспилотные летательные аппараты (БПЛА) из безобидных игрушек для красивых панорамных съемок фото и видео превратились в монстров, угрожающих всем и всему, начиная от неприкосновенности частной жизни (ст. 23 Конституции РФ) до сохранения коммерческой тайны, имущества частных лиц, бизнеса и государства. Данная ситуация зрела давно: учет БПЛА слабо отрегулирован. Контроль Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) использования малых БПЛА без разрешения осуществлялся неэффективно и имел случайный характер. Для обнаружения их запуска, подавления и идентификации принадлежности тому или иному лицу у Росавиации нет ни сил, ни средств. Самостоятельное кустарное производство (изготовление) БПЛА не регламентируется, несмотря на возможность их двойного назначения.
Актуальность противодействия БПЛА сегодня каждый день подтверждается практически. Последние атаки на ряд нефтехранилищ и Кремль тому подтверждение.
Наибольшую опасность коммерческие БПЛА представляют при их использовании для решения военных и террористических задач в отношении:
При своей малой стоимости (от нескольких десятков тысяч рублей) БПЛА может нанести ущерб на миллиарды рублей, не говоря о последствиях этих атак. При этом БПЛА являются мобильными, малозаметными и трудно подавляемыми.
Противодействие коммерческим БПЛА можно разделить на несколько направлений.
Это запрет на использование дронов в жилых и промышленных зонах, выделение зон для запуска, ужесточение наказания за нарушение требований по пилотированию и предоставление права самостоятельной защиты от коммерческих БПЛА гражданам и юридическим лицам.
Анализ законодательства показывает, что ключевые вопросы использования коммерческих БПЛА (начиная с понятийного аппарата и до разграничения зон ответственности) и борьбы с ними в России должным образом не урегулированы. В связи с этим актуальной задачей является проведение анализа лучших зарубежных практик правового регулирования сферы применения БПЛА с целью поиска оптимального компромисса между потребностями частных потребителей, бизнеса и государства относительно использования в своей деятельности БПЛА и легализации соответствующих механизмов в законодательстве.
В последнее время БПЛА активно используются военными и террористическими организациями.
Согласно воздушному кодексу РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ запретить использование БПЛА или принять меры по их нейтрализации вправе шесть федеральных служб: ФСИН, МВД, Росгвардия, ФСБ, Служба внешней разведки и ФСО.
Главы отдельных субъектов Российской Федерации своими решениями запретили использование БПЛА на их территориях. Но защита частной собственности и бизнеса от незаконных действий БПЛА законодателем не предусмотрена, противодействия им в интересах граждан на данный момент нет.
Перспективными способами противодействия коммерческим БПЛА, безусловно, является комплексный подход к решению данной задачи, сочетание всестороннего глубокого анализа уязвимости объекта, оперативных данных о планировании применении БПЛА, комбинирование различных физических способов обнаружения, подавления БПЛА и защиты объекта.
Особое внимание следует обратить на совершенствование методов и способов пеленгации сигналов управления БПЛА оператором. Данный метод полностью пассивен, позволяет обнаружить местонахождение оператора (злоумышленника), провести его задержание или вынудить отказаться от своих действий.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com