В последнее время в кругах участников рынка недвижимости широко обсуждается тема так называемой цифровой платформы многоквартирного дома, но на данный момент четкого определения, что это такое, не существует – ни с точки зрения архитектуры этой платформы, ни с точки зрения ее функционала. Группа "Самолет" предлагает свое видение того, что должна представлять собой такая платформа, и обоснование, почему именно точка зрения девелопера должна быть основой для формирования технического задания на разработку платформы.
Почему при разработке платформы важно мнение именно девелопера? Ответ достаточно прост: цифровая платформа является частью того продукта, который девелопер предлагает конечному покупателю. То есть девелопер – это не только носитель целостного взгляда на продукт, но и ключевой стейкхолдер, поскольку он оплачивает решение, он его внедряет и несет все сопутствующие риски.
Таким образом, цифровая платформа должна в первую очередь отвечать видению девелопера и только опосредованно – потребностям покупателя, ресурсоснабжающих организаций (РСО), операторов связи и прочих участников жизненного цикла многоквартирного дома (МКД).
С другой стороны, способы удовлетворения тех самых потребностей девелопера уже находятся в зоне экспертизы разработчиков ПО и оборудования, поэтому главной целью данной статьи является попытка сформулировать на феноменологическом уровне определение "цифровая платформа многоквартирного дома". Мы берем некий "черный ящик" и описываем те функции, которые хотим от него получить, не затрагивая внутреннее устройство этого "ящика".
Мы попробуем построить такое описание, исходя из целей девелопера, задач, решение которых необходимо для достижения этих целей, и получим набор функций, который выполняет задачи и одновременно является требованием к возможностям платформы.
Глобальная и очевидная цель – повысить привлекательность своих объектов, как строящихся, так и перспективных, одновременно с оптимизацией затрат. Реализация этой цели включает в себя три компонента:
Запросы современного покупателя недвижимости растут. Проведенное нами в 2021 г. клиентское исследование показало, что:
Дополнительные сервисы ассоциируются у покупателей с повышением качества жизни, а также с возможной модернизацией недвижимости: вовремя созданная цифровая инфраструктура МКМ поможет управляющей компании предоставить в будущем те услуги, которые, возможно, сегодня еще широко не востребованы.
Другие две цели кажутся очевидными, но мы считаем необходимым их отсечь:
Условие, однозначно необходимое для достижения указанных целей, – это наличие у девелопера либо полностью своей, либо глубоко аффилированной управляющей компании, поскольку решить задачи, связанные с лояльностью, и получить преимущества по оптимизации затрат можно только через деятельность управляющей компании. Почему так и какие это задачи?
Вот как цифровая платформа может помочь улучшить показатели продаж (объем продаж, премия к рынку и т.д.):
Таблица. Определение цифровой платформы через функционал
Для повышения лояльности жителей комплекс задач выглядит, с нашей точки зрения, так:
Мы понимаем, что создание системы, способной решить такое количество разнородных задач, будет довольно высокобюджетным мероприятием, для чего заранее формулируем задачи, решение которых обеспечит оптимальность расходуемых средств. Группа "Самолет" специализируется на реализации масштабных проектов комплексного освоения территории. Мы уже построили более 3 млн кв. м и на данный момент строим практически столько же, поэтому мы считаем нерациональным внедрять цифровую платформу здания каждый раз как некое принципиально новое, сложное, дорогое ИТ-решение. В своем подходе мы оптимизируем средства благодаря следующему подходу:
Переходим от уровня задач к уровню конкретного функционала. В таблице требуемые функции указаны раздельно по отношению к УК и девелоперу, что в очередной раз подтверждает тезис о том, что цифровая платформа оправдает ожидания только при использовании в связке девелопера с УК.
Итоговая таблица может служить первым шагом при разработке технического задания на создание цифровой платформы здания. Очевидно, что дальше потребуется работа аналитиков, архитекторов и разработчиков, но это уже будет выстраивание внутренней структуры "черного ящика", что выходит за рамки данной статьи.
Цифровая инфраструктура МКД сегодня развивается под воздействием клиентского спроса и запросов УК и девелопера. Но на эту сферу все больше влияния оказывает государственное регулирование. Если государство проявит пристальный интерес, а оно начинает это делать, то, возможно, появятся отраслевые стандарты. В чем-то они будут совпадать с точкой зрения девелопера, в чем-то – нет. Как будет решаться этот нюанс, пока неизвестно, но помнить о нем и учитывать, что это возможно, нам необходимо.
Еще один вопрос, на который нет однозначного ответа: чьей собственностью будет цифровая платформа? Если цифровая платформа проходит экспертизу как проектное решение, то впоследствии она становится собственностью жителей и они должны управлять ей через УК. Но какая УК будет управлять домом и что, если будет выбрана организация без соответствующих компетенций? Это открытый дискуссионный вопрос, и однозначного ответа на него тоже нет.
Иллюстрации предоставлены автором
Фото ru.freepik.com
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>