На модернизацию инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России до 2030 г. планируется направить 4,5 трлн руб. Часть этих средств будет направлена на цифровизацию жилищно-коммунального хозяйства: разработку платформ, устройств и приложений для создания умных домов, учета энергоресурсов, автоматизацию зданий, внедрение интеллектуальных технологий. Мы пригласили экспертов из НВП "Болид", представителя бренда EKF и компании INTELVISION обсудить уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства, основные задачи, ожидаемые эффекты и другие вопросы.
Олег Мансуров
Руководитель проекта учета ресурсов ЗАО НВП "Болид"
Александр Разумовский
Директор продукта EKF Connect Building в ООО "Электрорешения"
(представитель EKF в России)
Виталий Федоров
Генеральный директор компании INTELVISION
Олег Мансуров, НВП "Болид"
В целом по России уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) остается низким, но наблюдается явный тренд к его повышению. Способствует этому реализация ряда федеральных проектов.
Нельзя не отметить усилия Министерства строительства и ЖКХ, которое в рамках собственного ведомственного проекта "Умный город" в числе прочих задач ведет расчет так называемого индекса "IQ городов". На 2022 г. у Москвы он составлял 117 единиц – самый высокий в стране, ау Читы – только 8,25 единицы.
Перечень показателей, на основании которых ведется расчет "IQ городов", включает в себя несколько десятков параметров, таких как платформы обратной связи, общие собрания в электронном виде, электронные платежи за коммунальные ресурсы (КР) и т.д. Одним из рассчитываемых параметров является показатель "Индекс использования систем автоматизированного учета потребления КР".
Затраты на КР составляют основную часть нашего ежемесячного платежа по единому платежному документу. Соответственно, прозрачность и корректность данного начисления – это основа удовлетворенности собственников жилья работой управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО). А наша лояльность – это основа успешности бизнеса данных организаций.
Обеспечить же точность и синхронность учета показаний индивидуальных счетчиков, а также справедливо распределить показания общедомовых возможно исключительно с помощью применения систем автоматизированного учета и контроля энергоресурсов (АСКУЭ). И обеспечение объектов жилого назначения данными системами – это основа основ процесса цифровизации ЖКХ. На мой взгляд, индекс оснащения объектов города системами АСКУЭ – это основополагающий показатель, говорящий о степени цифровизации коммунального хозяйства. Тем не менее в расчете "IQ городов" индекс оснащения объектов города системами АСКУЭ имеет одинаковый вес наравне с десятком иных показателей, что говорит об определенной недооценке проблем, которые могут быть решены с помощью данных систем и их значимости в определении общего уровня цифровизации жилищно-коммунального хозяйства России. Таким образом, создается впечатление, что эта недооценка и есть основная проблема цифровизации ЖКХ России.
Александр Разумовский, бренд EKF
Уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства в России на сегодняшний день можно оценить как недостаточный. Несмотря на то что в последние годы предпринимаются определенные шаги по внедрению интеллектуальных технологий в отрасль, процесс идет медленно и сталкивается с рядом проблем.
Среди основных препятствий можно выделить недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров, слабую нормативно-правовую базу и низкий уровень заинтересованности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
Виталий Федоров, INTELVISION
Уровень цифровизации ЖКХ в России в последние годы можно оценить как уверенно растущий, но есть еще большой потенциал для развития. На мой взгляд, основные проблемы при реализации связаны, во-первых, с финансированием отрасли, так как внедрение цифровых технологий требует значительных затрат, что, в свою очередь, существенно замедляет, а иногда и полностью блокирует процесс цифровизации. Во-вторых, это большая нехватка высококвалифицированных кадров с соответствующими знаниями и навыками, а также отсутствие развитой инфраструктуры в регионах.
К сожалению, управляющие организации часто внедряют различные цифровые решения и сервисы по отдельности, этот фрагментированный подход может привести к несовместимости систем, сложностям в управлении данными и ограниченной эффективности внедрения цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Проблемы цифровизации ЖКХ вызваны как структурными особенностями самой отрасли, так и общими тенденциями развития цифровизации в России.
Олег Мансуров, НВП "Болид"
Существует перечень показателей цифровизации городского хозяйства, определенный Министерством строительства и ЖКХ приказами от 2022 и 2023 гг. В части, касающейся ЖКХ, он включает в себя электронные общие собрания, онлайн-платежи за КР, единый мониторинг аварий, электронные ТУ на подключение к сетям и использование автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Без сомнения, решение всех этих задач ведет к повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Но, как я уже сказал, основа успешного бизнеса УК и РСО – это корректные расчеты за потребленные энергоресурсы. Следовательно, внедрение систем АСКУЭ является первоочередной задачей, которую должны ставить перед собой УК и РСО как в русле реализации задач федеральных проектов по цифровизации, так и безотносительно от этого вследствие крайней актуальности их применения.
Александр Разумовский, бренд EKF
Первоочередными задачами по цифровизации ЖКХ, на мой взгляд, являются:
Виталий Федоров, INTELVISION
Одним из важнейших шагов является внедрение единой цифровой платформы для бесшовного объединения пользователей всех уровней, ИТ-системы и системы безопасности здания, а также автоматизация бизнес-процессов и развитие онлайн-сервисов. Единая ИТ-экосистема позволит оперативно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая жильцам комфортные условия проживания.
Кроме того, развитие онлайн-сервисов для взаимодействия всех участников процесса эксплуатации имеет высокое значение. Данные сервисы способствуют объединению жителей и гостей жилищных комплексов (ЖК), управляющих и обслуживающих организаций, инженеров по техническому обслуживанию и прочего персонала.
Это обеспечивает безопасную и бесперебойную работу всех систем здания, мгновенный обмен информацией о состоянии здания и об использовании ресурсов здания, снижение риска возникновения нештатных ситуаций и в итоге повышает уровень NSP (от англ. Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) жильцов.
Олег Мансуров, НВП "Болид"
Интенсифицировать процесс цифровизации ЖКХ России призваны ряд национальных программ. Это такие федеральные проекты, как "Формирование комфортной городской среды", "Жилье и городская среда" и "Цифровая экономика". Профильные министерства ведут обширную работу во исполнение задач, поставленных этими программами.
Одним из документов, созданных в результате этой работы, является Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., разработанная Минстроем России и утвержденная Правительством России в 2022 г. Среди прочих в ней затронуты вопросы цифровизации ЖКХ. Так как мы уже определились, что первоочередной задачей этого процесса является внедрение систем АСКУЭ, посмотрим, что об этом сказано в данном документе.
В четвертой главе "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" читаем: "В целях оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами учета потребляемых коммунальных услуг ресурсов планируется разработка и внедрение стандарта, способствующего интеграции со связанными системами, в том числе в рамках реализации проекта "Умный город".
В десятой главе "Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства" говорится следующее: "Результатами осуществления указанных мероприятий являются: 50% МКД (многоквартирных домов) оснащены интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов". И в общем, всё. То есть речь идет о задаче по разработке стандарта интеграции систем АСКУЭ со сторонним ПО и целевой цифре АСКУЭ ОДПУ на 50% всех МКД.
А главная задача внедрения АСКУЭ индивидуальных счетчиков в МКД, той системы, которая и решает проблемы корректности и справедливости начислений за КР, опущена и не декларируется вовсе. Считаю, что это серьезное упущение в нормативном регулировании применения систем АСКУЭ. Данная задача должна иметь более конкретное нормативное регулирование и декларироваться для исполнения в качестве целевого показателя цифровизации отрасли ЖКХ.
Кстати, должен оговориться, что речь идет о таких коммунальных ресурсах, как водоснабжение и теплоснабжение. Учет электроэнергии (мощности) розничного сегмента на данный момент регламентируется 522-ФЗ "Об интеллектуальных системах и приборах учета электроэнергии (мощности)" и ПП № 890. Минэнерго решило этот вопрос в 2020 г.
Александр Разумовский, бренд EKF
Что касается нормативного регулирования цифровизации ЖКХ, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, приняты некоторые важные документы, такие как закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (ГИС ЖКХ). С другой стороны, многие вопросы остаются нерешенными. Например, отсутствуют четкие требования к интеллектуальным приборам учета, не определен порядок их установки и обслуживания. Необходимо также разработать стандарты информационной безопасности для защиты персональных данных граждан.
Виталий Федоров, INTELVISION
Процесс цифровизации ЖКХ в России регулируется различными нормативными документами, от ФЗ № 209 "О государственной информационной системе ЖКХ" до приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. В 2021 г. утвержден также план мероприятий цифровой трансформации системы управления отраслью строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. Однако существует необходимость в дополнениях и усовершенствованиях в этой сфере:
Олег Мансуров, НВП "Болид"
Исключительно положительно. Пласт проблем, связанный с отраслью ЖКХ, должно решать узкопрофильное ведомство. Надеюсь, что проблемы, связанные с недооценкой важности применения систем АСКУЭ в МКД, получат должное внимание в любом случае.
Александр Разумовский, бренд EKF
Инициатива о разделении Минстроя России и создании отдельного министерства ЖКХ заслуживает внимания. Сфера ЖКХ имеет свою специфику и требует особого подхода. Выделение ее в отдельное ведомство может способствовать более эффективному решению накопившихся проблем, в том числе и в области цифровизации. Однако здесь важно обеспечить тесное взаимодействие нового министерства с другими ведомствами и четко разграничить их полномочия.
Виталий Федоров, INTELVISION
Я считаю, что инициатива является важным шагом в направлении развития управления жилищно-коммунального сектора. Создание отдельного министерства позволит уделить больше внимания проблемам и потребностям
именно сектора ЖКХ, разработать целенаправленные стратегии развития, а также эффективно стимулировать и координировать внедрение инновационных цифровых технологий.
Необходимо также учитывать, что для успешной реализации данной инициативы требуется не только учреждение нового ведомства, но и эффективное взаимодействие с другими государственными органами власти, общественными организациями и бизнес-сектором. Важно обеспечить прозрачность и открытость деятельности нового министерства, а также привлекать общественность для участия в процессе принятия решений.
Олег Мансуров, НВП "Болид"
Все цели поставлены в вышеупомянутых национальных проектах. Значимые результаты их достижения можно будет оценить ближе к 2030 г.
Александр Разумовский, бренд EKF
Ожидаемый результат от внедрения проектов цифровизации ЖКХ – это повышение качества жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек, обеспечение прозрачности расчетов и улучшение контроля за состоянием жилищного фонда и инженерных сетей. Однако для достижения этих целей потребуется не только внедрение технологий, но и изменение бизнес-процессов, повышение квалификации персонала, разъяснительная работа с населением.
По моей экспертной оценке, на полномасштабную цифровизацию отрасли может потребоваться четыре – шесть лет, при этом первые результаты можно будет увидеть уже через два – три года в виде снижения аварийности, повышения собираемости платежей и роста удовлетворенности граждан качеством услуг ЖКХ.
Виталий Федоров, INTELVISION
Цифровые технологии позволят оптимизировать использование коммунальных ресурсов (воды, электроэнергии, тепла), снижать финансовые расходы и повышать эффективность управления всем процессом эксплуатации.
Внедрение единой ИТ-экосистемы здания поможет оперативно выявлять и устранять неисправности в инженерных системах и системах безопасности, сообщать о нештатных и аварийных ситуациях и сокращать расходы на их устранение, что в конечном итоге обеспечит безопасность, комфорт и удовлетворенность всех пользователей и в сочетании с развитием онлайн-сервисов существенно повысит NSP жителей.
Для успешной цифровизации отрасли необходимо стремиться к целостному и интегрированному подходу, который обеспечит совместимость систем, улучшит координацию процессов и повысит эффективность использования цифровых инструментов.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>