Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 22 октября. AgroTech: интеллектуальные технологии в сельском хозяйстве 23 октября. Выбор и проектирование автоматических систем пожаротушения 29 октября. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 30 октября. Управление данными для современного цифрового предприятия 31 октября. Комплексная безопасность объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Цифровизация ЖКХ: специфика отрасли требует особого подхода

Олег Мансуров, Александр Разумовский, Виталий Федоров, 06/09/24

На модернизацию инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России до 2030 г. планируется направить 4,5 трлн руб. Часть этих средств будет направлена на цифровизацию жилищно-коммунального хозяйства: разработку платформ, устройств и приложений для создания умных домов, учета энергоресурсов, автоматизацию зданий, внедрение интеллектуальных технологий. Мы пригласили экспертов из НВП "Болид", представителя бренда EKF и компании INTELVISION обсудить уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства, основные задачи, ожидаемые эффекты и другие вопросы.

Олег Мансуров-1

Олег Мансуров
Руководитель проекта учета ресурсов ЗАО НВП "Болид"

Александр Разумовский

Александр Разумовский
Директор продукта EKF Connect Building в ООО "Электрорешения"
(представитель EKF в России)

Виталий Федоров-1

Виталий Федоров
Генеральный директор компании INTELVISION

Как вы оцениваете уровень цифровизации ЖКХ в России? С какими проблемами сталкивается отрасль при внедрении интеллектуальных технологий? Чем они вызваны?

Олег Мансуров, НВП "Болид"

В целом по России уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) остается низким, но наблюдается явный тренд к его повышению. Способствует этому реализация ряда федеральных проектов.
Нельзя не отметить усилия Министерства строительства и ЖКХ, которое в рамках собственного ведомственного проекта "Умный город" в числе прочих задач ведет расчет так называемого индекса "IQ городов". На 2022 г. у Москвы он составлял 117 единиц – самый высокий в стране, ау Читы – только 8,25 единицы.

Перечень показателей, на основании которых ведется расчет "IQ городов", включает в себя несколько десятков параметров, таких как платформы обратной связи, общие собрания в электронном виде, электронные платежи за коммунальные ресурсы (КР) и т.д. Одним из рассчитываемых параметров является показатель "Индекс использования систем автоматизированного учета потребления КР".

Затраты на КР составляют основную часть нашего ежемесячного платежа по единому платежному документу. Соответственно, прозрачность и корректность данного начисления – это основа удовлетворенности собственников жилья работой управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих организаций (РСО). А наша лояльность – это основа успешности бизнеса данных организаций.

Обеспечить же точность и синхронность учета показаний индивидуальных счетчиков, а также справедливо распределить показания общедомовых возможно исключительно с помощью применения систем автоматизированного учета и контроля энергоресурсов (АСКУЭ). И обеспечение объектов жилого назначения данными системами – это основа основ процесса цифровизации ЖКХ. На мой взгляд, индекс оснащения объектов города системами АСКУЭ – это основополагающий показатель, говорящий о степени цифровизации коммунального хозяйства. Тем не менее в расчете "IQ городов" индекс оснащения объектов города системами АСКУЭ имеет одинаковый вес наравне с десятком иных показателей, что говорит об определенной недооценке проблем, которые могут быть решены с помощью данных систем и их значимости в определении общего уровня цифровизации жилищно-коммунального хозяйства России. Таким образом, создается впечатление, что эта недооценка и есть основная проблема цифровизации ЖКХ России.

Александр Разумовский, бренд EKF

Уровень цифровизации жилищно-коммунального хозяйства в России на сегодняшний день можно оценить как недостаточный. Несмотря на то что в последние годы предпринимаются определенные шаги по внедрению интеллектуальных технологий в отрасль, процесс идет медленно и сталкивается с рядом проблем.

Среди основных препятствий можно выделить недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров, слабую нормативно-правовую базу и низкий уровень заинтересованности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Виталий Федоров, INTELVISION

Уровень цифровизации ЖКХ в России в последние годы можно оценить как уверенно растущий, но есть еще большой потенциал для развития. На мой взгляд, основные проблемы при реализации связаны, во-первых, с финансированием отрасли, так как внедрение цифровых технологий требует значительных затрат, что, в свою очередь, существенно замедляет, а иногда и полностью блокирует процесс цифровизации. Во-вторых, это большая нехватка высококвалифицированных кадров с соответствующими знаниями и навыками, а также отсутствие развитой инфраструктуры в регионах.

К сожалению, управляющие организации часто внедряют различные цифровые решения и сервисы по отдельности, этот фрагментированный подход может привести к несовместимости систем, сложностям в управлении данными и ограниченной эффективности внедрения цифровых технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Проблемы цифровизации ЖКХ вызваны как структурными особенностями самой отрасли, так и общими тенденциями развития цифровизации в России.

Обзор решений по безопасности и автоматизации для ЖКХ

Какие задачи по внедрению цифровых технологий в ЖКХ являются первоочередными?

Олег Мансуров, НВП "Болид"

Существует перечень показателей цифровизации городского хозяйства, определенный Министерством строительства и ЖКХ приказами от 2022 и 2023 гг. В части, касающейся ЖКХ, он включает в себя электронные общие собрания, онлайн-платежи за КР, единый мониторинг аварий, электронные ТУ на подключение к сетям и использование автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). Без сомнения, решение всех этих задач ведет к повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства. Но, как я уже сказал, основа успешного бизнеса УК и РСО – это корректные расчеты за потребленные энергоресурсы. Следовательно, внедрение систем АСКУЭ является первоочередной задачей, которую должны ставить перед собой УК и РСО как в русле реализации задач федеральных проектов по цифровизации, так и безотносительно от этого вследствие крайней актуальности их применения.

Александр Разумовский, бренд EKF

Первоочередными задачами по цифровизации ЖКХ, на мой взгляд, являются:

  1. Создание единой информационной системы, которая позволит объединить данные о состоянии жилищного фонда, инженерных сетей, потреблении ресурсов и платежах. Это повысит прозрачность отрасли и упростит контроль за деятельностью управляющих компаний.
  2. Внедрение интеллектуальных систем учета потребления ресурсов (воды, тепла, электроэнергии) в жилых домах. Это позволит жильцам контролировать свои расходы, а ресурсоснабжающим организациям – оперативно выявлять утечки и неисправности.
  3. Переход на электронный документооборот между управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья. Это сократит издержки на бумажную волокиту и ускорит обмен информацией.

Виталий Федоров, INTELVISION

Одним из важнейших шагов является внедрение единой цифровой платформы для бесшовного объединения пользователей всех уровней, ИТ-системы и системы безопасности здания, а также автоматизация бизнес-процессов и развитие онлайн-сервисов. Единая ИТ-экосистема позволит оперативно выявлять и устранять неисправности, обеспечивая жильцам комфортные условия проживания.

Кроме того, развитие онлайн-сервисов для взаимодействия всех участников процесса эксплуатации имеет высокое значение. Данные сервисы способствуют объединению жителей и гостей жилищных комплексов (ЖК), управляющих и обслуживающих организаций, инженеров по техническому обслуживанию и прочего персонала.

Это обеспечивает безопасную и бесперебойную работу всех систем здания, мгновенный обмен информацией о состоянии здания и об использовании ресурсов здания, снижение риска возникновения нештатных ситуаций и в итоге повышает уровень NSP (от англ. Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) жильцов.

Насколько хорошо регулируется процесс цифровизации ЖКХ нормативными документами? Какие дополнения нужно внести в эту сферу?

Олег Мансуров, НВП "Болид"

Интенсифицировать процесс цифровизации ЖКХ России призваны ряд национальных программ. Это такие федеральные проекты, как "Формирование комфортной городской среды", "Жилье и городская среда" и "Цифровая экономика". Профильные министерства ведут обширную работу во исполнение задач, поставленных этими программами.

Одним из документов, созданных в результате этой работы, является Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., разработанная Минстроем России и утвержденная Правительством России в 2022 г. Среди прочих в ней затронуты вопросы цифровизации ЖКХ. Так как мы уже определились, что первоочередной задачей этого процесса является внедрение систем АСКУЭ, посмотрим, что об этом сказано в данном документе.

В четвертой главе "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" читаем: "В целях оснащения жилищного фонда интеллектуальными системами учета потребляемых коммунальных услуг ресурсов планируется разработка и внедрение стандарта, способствующего интеграции со связанными системами, в том числе в рамках реализации проекта "Умный город".

В десятой главе "Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства" говорится следующее: "Результатами осуществления указанных мероприятий являются: 50% МКД (многоквартирных домов) оснащены интеллектуальными системами общедомового учета ресурсов". И в общем, всё. То есть речь идет о задаче по разработке стандарта интеграции систем АСКУЭ со сторонним ПО и целевой цифре АСКУЭ ОДПУ на 50% всех МКД.

А главная задача внедрения АСКУЭ индивидуальных счетчиков в МКД, той системы, которая и решает проблемы корректности и справедливости начислений за КР, опущена и не декларируется вовсе. Считаю, что это серьезное упущение в нормативном регулировании применения систем АСКУЭ. Данная задача должна иметь более конкретное нормативное регулирование и декларироваться для исполнения в качестве целевого показателя цифровизации отрасли ЖКХ.

Кстати, должен оговориться, что речь идет о таких коммунальных ресурсах, как водоснабжение и теплоснабжение. Учет электроэнергии (мощности) розничного сегмента на данный момент регламентируется 522-ФЗ "Об интеллектуальных системах и приборах учета электроэнергии (мощности)" и ПП № 890. Минэнерго решило этот вопрос в 2020 г.

Александр Разумовский, бренд EKF

Что касается нормативного регулирования цифровизации ЖКХ, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, приняты некоторые важные документы, такие как закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (ГИС ЖКХ). С другой стороны, многие вопросы остаются нерешенными. Например, отсутствуют четкие требования к интеллектуальным приборам учета, не определен порядок их установки и обслуживания. Необходимо также разработать стандарты информационной безопасности для защиты персональных данных граждан.

Виталий Федоров, INTELVISION

Процесс цифровизации ЖКХ в России регулируется различными нормативными документами, от ФЗ № 209 "О государственной информационной системе ЖКХ" до приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. В 2021 г. утвержден также план мероприятий цифровой трансформации системы управления отраслью строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации. Однако существует необходимость в дополнениях и усовершенствованиях в этой сфере:

  • необходима стандартизация и унификация цифровых решений, чтобы обеспечить их согласованность, а также упростить процесс интеграции;
  • необходимо разработать нормативы и стандарты обеспечения кибербезопасности в сфере ЖКХ;
  • обязательно разработать программы обучения и повышения квалификации для специалистов отрасли.

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

Госдумой в этом году выдвинуто предложение о разделении Минстроя России на два ведомства и создании отдельного министерства для жилищно-коммунального хозяйства. Как вы оцениваете эту инициативу?

Олег Мансуров, НВП "Болид"

Исключительно положительно. Пласт проблем, связанный с отраслью ЖКХ, должно решать узкопрофильное ведомство. Надеюсь, что проблемы, связанные с недооценкой важности применения систем АСКУЭ в МКД, получат должное внимание в любом случае.

Александр Разумовский, бренд EKF

Инициатива о разделении Минстроя России и создании отдельного министерства ЖКХ заслуживает внимания. Сфера ЖКХ имеет свою специфику и требует особого подхода. Выделение ее в отдельное ведомство может способствовать более эффективному решению накопившихся проблем, в том числе и в области цифровизации. Однако здесь важно обеспечить тесное взаимодействие нового министерства с другими ведомствами и четко разграничить их полномочия.

Виталий Федоров, INTELVISION

Я считаю, что инициатива является важным шагом в направлении развития управления жилищно-коммунального сектора. Создание отдельного министерства позволит уделить больше внимания проблемам и потребностям
именно сектора ЖКХ, разработать целенаправленные стратегии развития, а также эффективно стимулировать и координировать внедрение инновационных цифровых технологий.

Необходимо также учитывать, что для успешной реализации данной инициативы требуется не только учреждение нового ведомства, но и эффективное взаимодействие с другими государственными органами власти, общественными организациями и бизнес-сектором. Важно обеспечить прозрачность и открытость деятельности нового министерства, а также привлекать общественность для участия в процессе принятия решений.

Какой результат ожидается от внедрения проектов цифровизации ЖКХ? Когда ориентировочно можно будет оценить результаты этих мероприятий?

Олег Мансуров, НВП "Болид"

Все цели поставлены в вышеупомянутых национальных проектах. Значимые результаты их достижения можно будет оценить ближе к 2030 г.

Александр Разумовский, бренд EKF

Ожидаемый результат от внедрения проектов цифровизации ЖКХ – это повышение качества жилищно-коммунальных услуг, снижение издержек, обеспечение прозрачности расчетов и улучшение контроля за состоянием жилищного фонда и инженерных сетей. Однако для достижения этих целей потребуется не только внедрение технологий, но и изменение бизнес-процессов, повышение квалификации персонала, разъяснительная работа с населением.

По моей экспертной оценке, на полномасштабную цифровизацию отрасли может потребоваться четыре – шесть лет, при этом первые результаты можно будет увидеть уже через два – три года в виде снижения аварийности, повышения собираемости платежей и роста удовлетворенности граждан качеством услуг ЖКХ.

Виталий Федоров, INTELVISION

Цифровые технологии позволят оптимизировать использование коммунальных ресурсов (воды, электроэнергии, тепла), снижать финансовые расходы и повышать эффективность управления всем процессом эксплуатации.
Внедрение единой ИТ-экосистемы здания поможет оперативно выявлять и устранять неисправности в инженерных системах и системах безопасности, сообщать о нештатных и аварийных ситуациях и сокращать расходы на их устранение, что в конечном итоге обеспечит безопасность, комфорт и удовлетворенность всех пользователей и в сочетании с развитием онлайн-сервисов существенно повысит NSP жителей.

Для успешной цифровизации отрасли необходимо стремиться к целостному и интегрированному подходу, который обеспечит совместимость систем, улучшит координацию процессов и повысит эффективность использования цифровых инструментов.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 4/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от KamranAydinov на Freepik
Темы:Цифровое ЖКХМнения экспертовУмный домАвтоматизация зданийЖурнал "Системы безопасности" №4/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...