Безопасность учреждений сферы образования сегодня вызывает обеспокоенность и у государства, и у общества. Теракты последних лет показали, насколько уязвимыми являются учебные заведения, а их последствия всегда тяжелы и вызывают широкий общественный резонанс. Поэтому безопасностью таких объектов необходимо заниматься уже на этапе их проектирования и строительства.
Контрольно-надзорная деятельность в сфере безопасности не является рядовым или узким, чисто отраслевым инструментом. Это важное звено в последовательной работе по повышению уровня защиты объектов различных отраслей в нашей стране. Совершенно очевидно, что сфера безопасности требует, чтобы любые действия по ее совершенствованию предусматривались не на этапе эксплуатации объектов, а на этапе их проектирования и строительства. Одним из основополагающих элементов этой работы выступает инвентаризация и обновление обязательных требований, предъявляемых соответствующими постановлениями Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…". Такая работа традиционно выполняется с привлечением соответствующих специалистов, но имеет чрезвычайно общий вид. Это объясняется тем, что специалисты руководствуются своим опытом и здравым смыслом, а не конкретными данными.
Однако система организации безопасности объекта не терпит прорех и белых пятен. Поэтому для разработки предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – ПП № 1006) должно применяться экспертно-аналитическое исследование с большой (репрезентативной) выборкой.
В последнее время экспертно-аналитическое мероприятие понимается исключительно как деятельность в сфере финансов и определяется как форма осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа. Однако еще три десятка лет назад экспертно-аналитические исследования проводились в основном в отношении проектных решений и организационно-технических мероприятий. Применительно к сфере безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ задачами такого экспертно-аналитического мероприятия являются:
Настоящие предложения по внесению изменений и дополнений в ПП № 1006 были разработаны в 2022 г. Они являются результатом анализа и экспертизы проектной документации, выполненной проектными организациями Москвы в 2018–2021 гг. Анализу подвергалась документация не только на реконструкцию объектов Минпросвещения России, но и Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и др. Всего непосредственно была проанализирована проектная документация свыше 100 объектов, с учетом замечаний по ней, полученных от ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза".
При проведении экспертно-аналитического мероприятия учитывалось, что:
Ниже в таблице приведены основные изменения и дополнения.
Таблица. Изменения и дополнения, внесенные в раздел III требований ПП № 1006
Такое многовекторное изменение комплекса антитеррористической защищенности образовательного учреждения позволяет за счет синергического эффекта добиться прорывного повышения уровня его безопасности. При этом главное внимание обращается на организацию на принципиально новом уровне процесса обеспечения пропускного и внутриобъектового режима посредством проведения наблюдения и (или) собеседования, досмотра, дополнительного и повторного досмотра, а также создания "фильтрационных" тамбуров, позволяющих дистанционно вручную или автоматически изолировать и блокировать нарушителей. Для увеличения пропускной способности контрольно-пропускные пункты (посты охраны) должны оснащаться интегрированными досмотровыми системами, позволяющими определять запрещенные предметы потоковым методом и фиксировать аномалии, привязав их к личности нарушителей через интегрированную систему интеллектуального видеонаблюдения, с последующей передачей информации в диспетчерскую службу охраны и в подразделения территориальных органов министерства внутренних дел РФ (Росгвардии). Новым направлением представляется использование видеоаналитики для контроля психоэмоционального состояния и фиксации потенциальных угроз окружающим, выявление случаев отклоняющегося поведения, выявление потенциально опасного поведения неизвестных лиц рядом с объектом (территорией) или в здании, на территории объекта, а также обеспечение синхронной передачи тревожного сигнала на ПЦН Росгвардии и на внутриобъектовую громкоговорящую систему оповещения о вооруженном нападении. Это добавление подп. "з" в п. 20 заслуживает особенного внимания, так как позволит спасти немало жизней, если учащиеся при нападении будут о нем оперативно оповещены.
Результаты настоящей работы могут быть использованы для внесения изменений и дополнений в другие постановления Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…". Предложения по изменению состава мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, должны являться основой для разработки технических заданий на новые виды средств защиты, оборудования и систем безопасности.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: levencovka.ru