Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Экспертно-аналитическое регулирование для безопасной школы

Николай Махутов, Владимир Балановский, Сергей Квасов, 17/05/23

Безопасность учреждений сферы образования сегодня вызывает обеспокоенность и у государства, и у общества. Теракты последних лет показали, насколько уязвимыми являются учебные заведения, а их последствия всегда тяжелы и вызывают широкий общественный резонанс. Поэтому безопасностью таких объектов необходимо заниматься уже на этапе их проектирования и строительства.

Контрольно-надзорная деятельность в сфере безопасности не является рядовым или узким, чисто отраслевым инструментом. Это важное звено в последовательной работе по повышению уровня защиты объектов различных отраслей в нашей стране. Совершенно очевидно, что сфера безопасности требует, чтобы любые действия по ее совершенствованию предусматривались не на этапе эксплуатации объектов, а на этапе их проектирования и строительства. Одним из основополагающих элементов этой работы выступает инвентаризация и обновление обязательных требований, предъявляемых соответствующими постановлениями Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…". Такая работа традиционно выполняется с привлечением соответствующих специалистов, но имеет чрезвычайно общий вид. Это объясняется тем, что специалисты руководствуются своим опытом и здравым смыслом, а не конкретными данными.

Однако система организации безопасности объекта не терпит прорех и белых пятен. Поэтому для разработки предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее – ПП № 1006) должно применяться экспертно-аналитическое исследование с большой (репрезентативной) выборкой.

Экспертно-аналитические мероприятия для объектов Минпросвещения России

В последнее время экспертно-аналитическое мероприятие понимается исключительно как деятельность в сфере финансов и определяется как форма осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа. Однако еще три десятка лет назад экспертно-аналитические исследования проводились в основном в отношении проектных решений и организационно-технических мероприятий. Применительно к сфере безопасности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ задачами такого экспертно-аналитического мероприятия являются:

  • исследование актуальных проблем при реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);
  • мониторинг проектно-сметной документации в части соблюдения требований к инженерно-техническому укреплению объекта в целях обеспечения его антитеррористической защищенности;
  • мониторинг и анализ реализации проектов строительства объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ;
  • исследование причин и последствий нарушений и недостатков, выявленных по результатам терактов на объектах, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ;
  • подготовка предложений по результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия.

Безопасность объектов с массовым пребыванием людей: обзор >>

Анализ и экспертиза документации на реконструкцию объектов

Настоящие предложения по внесению изменений и дополнений в ПП № 1006 были разработаны в 2022 г. Они являются результатом анализа и экспертизы проектной документации, выполненной проектными организациями Москвы в 2018–2021 гг. Анализу подвергалась документация не только на реконструкцию объектов Минпросвещения России, но и Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и др. Всего непосредственно была проанализирована проектная документация свыше 100 объектов, с учетом замечаний по ней, полученных от ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза".

При проведении экспертно-аналитического мероприятия учитывалось, что:

  1. Постановление Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…" является основным документом обязательного и безусловного применения, а отраслевые и региональные нормативные документы органы экспертизы в процессе своей работы не учитывают.
  2. В постановлениях Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…" критическим элементом, определяющим эффективность проектной документации, является раздел III "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)".
  3. Согласно пп. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 требований ПП № 1006 антитеррористическая защищенность обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
    а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); 
    б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; 
    в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); 
    г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; 
    д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); 
    е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Результаты анализа и экспертизы

  1. Раздел III "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)" ПП № 1006 включает 15 пунктов (с 17 по 31).
  2. Изменения и дополнения внесены в 11 из 15 пунктов раздела.
  3. Изменения внесены в следующие пункты раздела: 17, 18б, 18в, 18г, 18ж, 19а, 20а, 20б, 20в, 20ж, 20з, 21а, 21в, 24в, 24.д, 24.к, 25а, 25б, 25в, 25г, 29, 31.
  4. Раздел дополнен пунктами: 17и, 18б.1, 18б.2, 18б.3, 19к, 19л, 20а.1, 20а.2, 20а.3, 20а.4, 20и, 21ж, 22д, 22.1, 22.1.а, 22.1.б, 22.1.в., 22.1.г, 22.1.д, 23.1, 23.1.а, 22.1.б, 22.1.в, 22.1.г, 22.1.д, 22.1.е., 22.1.ж, 22.1.з, 22.1.и, 22.1.к, 25е, 25ж.

Ниже в таблице приведены основные изменения и дополнения.

Таблица. Изменения и дополнения, внесенные в раздел III требований ПП № 1006ТАБЛ (1)

ТАБЛ (4)

ТАБЛ (3)

ТАБЛ (2)

Такое многовекторное изменение комплекса антитеррористической защищенности образовательного учреждения позволяет за счет синергического эффекта добиться прорывного повышения уровня его безопасности. При этом главное внимание обращается на организацию на принципиально новом уровне процесса обеспечения пропускного и внутриобъектового режима посредством проведения наблюдения и (или) собеседования, досмотра, дополнительного и повторного досмотра, а также создания "фильтрационных" тамбуров, позволяющих дистанционно вручную или автоматически изолировать и блокировать нарушителей. Для увеличения пропускной способности контрольно-пропускные пункты (посты охраны) должны оснащаться интегрированными досмотровыми системами, позволяющими определять запрещенные предметы потоковым методом и фиксировать аномалии, привязав их к личности нарушителей через интегрированную систему интеллектуального видеонаблюдения, с последующей передачей информации в диспетчерскую службу охраны и в подразделения территориальных органов министерства внутренних дел РФ (Росгвардии). Новым направлением представляется использование видеоаналитики для контроля психоэмоционального состояния и фиксации потенциальных угроз окружающим, выявление случаев отклоняющегося поведения, выявление потенциально опасного поведения неизвестных лиц рядом с объектом (территорией) или в здании, на территории объекта, а также обеспечение синхронной передачи тревожного сигнала на ПЦН Росгвардии и на внутриобъектовую громкоговорящую систему оповещения о вооруженном нападении. Это добавление подп. "з" в п. 20 заслуживает особенного внимания, так как позволит спасти немало жизней, если учащиеся при нападении будут о нем оперативно оповещены.

Результаты настоящей работы могут быть использованы для внесения изменений и дополнений в другие постановления Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…". Предложения по изменению состава мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, должны являться основой для разработки технических заданий на новые виды средств защиты, оборудования и систем безопасности.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Безопасность мест с массовым пребыванием людей. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Фото: levencovka.ru

Темы:Безопасность объектовМеста с массовым пребыванием людейЖурнал "Системы безопасности" №2/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...