В целях активной профилактики несчастных случаев на производстве Минтруд России на протяжении последних лет проводит работу по формированию государственных нормативных требований охраны труда (ОТ) в области производства опасных работ. Подтверждением этого стала "регуляторная гильотина"1 в количестве 40 правил по охране труда (ПОТ, Правила), которая с января 2021 г. в буквальном смысле обрушилась на головы руководителей организаций и специалистов в области ОТ. ПОТ вместе с федеральными нормами и правилами (ФНП) и техническими регламентами (ТР) нацеливают на выполнение их требований. Отсидеться за ведомственными стенами и турникетом собственной службы охраны не удастся: речь о государственных нормативных требованиях в области ОТ, а значит, они должны выполняться на всей территории РФ независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Для выполнения требований любых ПОТ необходимо решить три задачи:
Электромонтажные работы (ЭМР) при установке технических средств (ТС) систем безопасности объектов переходят в разряд работ повышенной опасности с момента, когда доказана их причастность к работам на высоте (РНВ).
В помощь руководителю и персоналу организации в этой статье:
Анализ требований ПОТ РНВ и доказательство необходимости сопряжения этих требований с конкретными ЭМР приведем на ряде примеров.
Прежде чем приступить к РНВ, нужно четко понимать, какие работы к ним относятся. Эти работы разделены на два вида отметкой по высоте Н = 1,8 м: РНВ на отметке Н < 1,8 м и РНВ на отметке Н ≥ 1,8 м. Алгоритмы принятия решений приведены на рис. 1 и 2.
В дополнение к алгоритмам надо отметить, что в тексте ПОТ РНВ есть сильно замаскированные неточности, которые легко можно пропустить, а значит, для принятия решения их надо демаскировать.
Рис. 1. Блок схема алгоритма отнесения работ к РНВ на отметке Н ≥ 1,8 м
Рис. 2. Блок схема алгоритма отнесения работ к РНВ на отметке Н <1,8 м
Первая неточность касается термина "риск". В ПОТ РНВ при отнесении работ к разряду РНВ одно из условий формулируется следующим образом: "существует риск возможного падения". В предложенных алгоритмах это же условие представлено так: "доказан риск падения". И вот почему: термин "риск" в ряде ФЗ и ГОСТов, в частности в ГОСТ Р 12.0.010–2009, раскрыт как "вероятность нанесения ущерба здоровью человека". Ключевое слово – "вероятность". Далее логические цепочки выглядят таким образом:
Вторая неточность касается инвариантности принятия решения из-за расплывчатости формулировок текста. С одной стороны, в алгоритме предложено дополнение в виде "неустранимых и непреодолимых опасных и вредных производственных факторов". С другой – в алгоритмах основной функцией при рассмотрении условий принятия решения об отнесении ЭМР к РНВ является логическая конъюнкция, то есть одновременность выполнения всех условий (логика "и").
Разобраться с третьей неточностью помогут рис. 3 и 4. Согласно рис. 3, в процессе работы основными являются две опасности: собственно падение со стремянки и травма из-за ухода одной ноги в межступенчатое пространство. На рис. 4 к ним добавляется самая распространенная опасность, связанная с ударом об угол каркаса находящегося рядом предмета. Парадокс в том, что к РНВ будут отнесены работы с рис. 3 как выполняемые "над опасностью", а не работы с рис. 4 как выполняемые "около, рядом, близко" от нее. Поэтому для принятия решения необходимо руководствоваться одновременным применением предлогов "около" и "над".
Рис. 3. Работы, выполняемые над опасностью
Рис. 4. Работы, выполняемые около опасности
При выполнении РНВ ряд технических мероприятий (благодаря модному веянию в ПОТ РНВ они названы технико-технологическими) руководитель организации обязан осуществить до начала их выполнения, в частности ограждение мест производства работ (п. 35 ПОТ РНВ). Для этого необходимо определить границы опасных зон.
И ПОТ РНВ, и ФНП3 по грузоподъемным механизмам дают словесное описание функции определения этих границ, что крайне неудобно. Поэтому с помощью рис. 5 рассмотрим самый сложный случай определения границ опасной зоны в случае падения предметов с высоты при применении крана.
В общем случае одна из двух граничных линий опасной зоны проходит на расстоянии Z от места установки крана:
где So – вылет стрелы крана в метрах (измеряется от оси вращения крана до места крепления груза, учитывается только горизонтальное расстояние, высота подъема стрелы значения не имеет); S1 – расстояние от точки крепления груза на стреле до крайней точки горизонтальной проекции габарита перемещаемого (падающего) груза; S2 – наибольший габаритный размер перемещаемого (падающего) груза; S3 – минимальное расстояние отлета груза при падении с высоты, которое определяется по таблице Приложения № 9 ПОТ РНВ (см. табл. 1).
Таблица 1. Определение минимального расстояния отлета груза при падении с высоты
При промежуточном значении высоты возможного падения расстояние отлета определяется интерполяцией по формуле:
где Н1, Н2 – нижняя и верхняя границы высоты соответственно (1-й столбец таблицы); R1, R2 – нижняя и верхняя граница минимального расстояния отлета, соответственно (3-й столбец таблицы); Н – добавочная высота к нижней границе высоты Н1.
При отсутствии крана определение границ ведется по формуле:
После определения границ опасных зон необходимо оградить место производства РНВ. Для этого применяются защитные, страховочные и сигнальные ограждения, как этого требуют ПОТ РНВ и ГОСТ Р 12.3.053–2020. Обращаем внимание, что при отнесении ЭМР к РНВ в расчет берется только высота защитных ограждений.
С точки зрения сопряжения опасных зон при одновременном проведении сварочных работ на высоте и ЭМР на высоте беда заключается в том, что в ПОТ по электро- и газосварке сказано только "убедиться, что после работы не осталось тлеющих материалов", – и все. Не улучшает ситуацию и текст ПОТ РНВ: "границы зоны поражения (ни больше, ни меньше! – Прим. автора)... определяются по нормативным документам пожарной безопасности".
В решении задачи необходимо воспользоваться таблицей 4 Приложения № 5 ППР-2020 для определения границ разлета раскаленных частиц при сварке. Дальнейшее сопряжение границ опасных зон выполняется мажоритарным методом – сравнением данных таблицы 4 с расчетными данными примера 2.
Два электромонтажника выполняют плановую профилактику (продувку) дымовых пожарных извещателей в помещениях. Первый работает на отметке 1,85 м с рабочей площадки стремянки, а второй – со ступеньки лестницы на отметке 1,85 м. В каком случае работы относятся к РНВ?
Известно, что работы на отметке не менее 1,8 м будут относиться к РНВ при одновременном соблюдении пяти условий (рис. 1). Одно из них – проведение работ на площадках. Поэтому с юридической точки зрения оказывается, что только первый электромонтажник выполняет РНВ. На эту тонкость Правил прошу обратить внимание.
Для удобства персонала все положения рассмотрены со ссылками на соответствующие пункты ПОТ РНВ.
В конспективном виде требования представлены в табл. 2. Все требования должны быть выполнены до начала РНВ.
Таблица 2.
Ниже представлен перечень ЭМР на высоте, требующих обязательного оформления наряда-допуска (НД), с некоторыми замечаниями:
У работников, допускаемых к непосредственному выполнению РНВ, может быть 1, 2 или 3-я группа по безопасности РНВ:
Работники, выполняющие ЭМР на высоте, а также специалисты должны иметь группу по безопасности работ в следующих случаях:
Состав средств подмащивания и определения даны из ГОСТ Р 58752–2019 "Средства подмащивания. Общие технические условия". Следует обратить внимание на ст. 5.1.1 ГОСТ Р, а именно: "Средства подмащивания должны удовлетворять требованиям ПОТ РНВ". То есть леса, подмости, люльки под это требование попадают, а лестницы и стремянки – нет.
Дадим определения основным терминам.
Рис. 5. Определения границ опасной зоны в случае падения предметов с высоты при применении крана
К числу важных практических рекомендаций можно отнести следующие:
Руководителям организаций отмахнуться от РНВ при выполнении ЭМР не удастся. Очень рекомендую прочитать последний абзац письма от 15 января 2021 г.1 с запредельно строгим текстом: "В случае выявления несоответствия Положения о СОУТ работодателя требованиям ОТ, в том числе Типовому положению, считать, что Положение о СУОТ у работодателя отсутствует".
В части, касающейся выполнения требований только ПОТ РНВ (одного из 40 правил), не все прозрачно, понятно и четко. Поэтому выявленные недочеты, нестыковки и белые пятна необходимо выявлять, устранять, а результаты работы оперативно доводить до персонала эксплуатирующих организаций. В этом я вижу прямую помощь журнала организациям, осуществляющим свою деятельность в области комплексной безопасности.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №6/2021
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>