Реализация политики импортозамещения в сфере информационных технологий (ИТ) и информационной безопасности (ИБ) в 2022 г. стала вызовом для российского ИТ-сегмента. При этом реальное импортозамещение в ИТ и ИБ требует не просто применения отечественных решений. Это не механический процесс замены одного решения другим. Необходима адаптация информационных процессов, категорирование критичности информации по процессам и формирование рейтинга потребности в автоматизации процессов.
Реальный уровень импортозамещения не измеряется одним объемом финансовых вложений на приобретение отечественных продуктов. Только с учетом достигаемой функциональности, обеспечения требуемой автоматизации и поддержки бизнес-процессов можно вести речь о реальном уровне импортозамещения.
Необходимо учитывать, что на настоящий момент нет федеральных стандартов (технических регламентов) импортозамещения в ИТ и ИБ. Есть только сформулированные в нормативно-правовых актах требования о необходимости импортозамещения в ИТ и ИБ, в том числе для объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Решение по импортозамещению должно формироваться в конкретной организации и конкретном хозяйствующем субъекте. Реализовать такое решение без плановой и системной работы невозможно. Отсюда вытекает необходимость планирования как важного этапа работы по импортозамещению.
Процесс планирования и реализации импортозамещения в ИТ и ИБ – это не что-то исключительное в общей методике планирования. Обязательными являются предварительная оценка исходного состояния, анализ и выработка концепции, формирование перечня планируемых мероприятий, определение достаточности ресурсов и компетенций, в том числе финансовых ресурсов, формализация дорожной карты реализации импортозамещения, фиксация контрольных/реперных точек дорожной карты и определение системы контроля и обеспечения выполнения запланированных мероприятий.
Это общеизвестный подход. И останавливаться на нем – значит повторять известные истины.
Мы же сконцентрируемся на особенностях российского ИТ-рынка, которые необходимо учитывать при планировании импортозамещения, а также тех реалиях, с которыми столкнутся руководители и специалисты ИТ и ИБ в процессе импортозамещения.
Первый вопрос, на который необходимо ответить: как выстроить системную работу по импортозамещению, исходя из задач и сроков, представленных в указах Президента Российской Федерации и директивных документах Правительства Российской Федерации? Из всего набора возможных вариантов самым практичным следует признать формирование системы ИТ-проектов.
В соответствии с объемами применения отечественных решений содержание ИТ-проектов в рамках импортозамещения подразделяется на четыре группы (рис. 1):
В каждой из указанных групп ИТ-проектов решается задача импортозамещения, но объем такого решения различается. Соответственно, надо определить, что подлежит обязательному импортозамещению, а что – частичному.
Определим начальные условия. Импортозамещение "с чистого листа" – очень простой процесс: ничего нет и надо сделать. Это вариант идеального ИТ-проекта. Но реальность российского ИТ свидетельствует, что основными в импортозамещении будут базовые ИТ-проекты и ИТ-проекты с минимальным импортозамещением. Это обусловлено тем, что в подавляющем большинстве организаций имеется сложившаяся ИТ-инфраструктура и архитектура, построенная на импортном железе и с большим количеством импортного ПО. Соответственно, и техподдержка ориентирована на импортные решения.
Рассмотрим ряд моментов, прямо или косвенно связанных с импортозамещением и влияющих на него:
Задачи, поставленные государством по импортозамещению до 2025 г., существенно меняют традиционный подход к ИТ-проектам:
При выборе внедряемых отечественных решений необходимо анализировать и возможные варианты технической поддержки. Несмотря на различные формы, на рынке таких вариантов всего лишь три:
В этом перечне поддержка от интегратора-внедренца является поддержкой от производителя и не более того, только выведенной из организационных рамок производителя.
Привычным для ИТ-отрасли является комбинационный вариант, его методика обкатана.
В части импортозамещения подобную систему поддержки еще необходимо выстроить по большинству специализированного ПО и отечественного железа. Поэтому на горизонте 2–3 лет упор придется делать на внутренние компетенции заказчика, на обучение собственных специалистов.
К слову, параллельно должна появиться сеть федеральных и региональных центров компетенций по основным видам решений. По сути, это копирует подход, принятый в силовых структурах, но в нынешней ситуации он представляется целесообразным.
Решить задачи в поставленные сроки (2025 г.) невозможно без выполнения следующих действий.
Необходима оперативная корректировка, в том числе и неплановая, бюджетов и бизнес-планов. За 2–3 месяца целесообразно скомплектовать анализ, выбрать решение, сформировать планово-экономическое обоснование (ПЭО), финансовые корректировки и принять необходимые нормативно-корпоративные решения.
Кроме того, следует пересмотреть принципы закупочных процедур. То, что раньше было "злом" – изначально выбранное решение, – с учетом отечественных реалий может стать правилом при импортозамещении. Поэтому разработка типовых решений позволит существенно сократить опросы рынка, запросы технико-коммерческих предложений (ТКП) на обезличенные требования и т.д. Это надо принять как требование ситуации.
В качестве первого шага, вне зависимости от объема ИТ, целесообразно выработать концепцию импортозамещения и получить ее одобрение у руководства. Формат такой концепции определяется в соответствии с нормативами хозяйствующего субъекта. При выработке концепции необходимо учесть:
Существующие нормативные требования конкретизировали обязательную область импортозамещения – объекты КИИ. Но даже небольшой анализ показывает, что в современной информационной взаимосвязи переоснащение объектов КИИ на отечественные решения потребует переоснащения и связанных с ними объектов. Поэтому при выработке концепции следует не ограничиваться только объектами КИИ, а учитывать все информационные взаимосвязи.
Бесспорным остается тот факт, что и архитектура решений, и инфраструктура для них в подавляющем большинстве организаций сформированы на иностранных, хотя и международных, протоколах и с применением импортного оборудования. Процессы автоматизированы именно с учетом и на основе этого. Поэтому переход к импортозамещению имеет целый ряд технологических ограничений:
При выработке решения по импортозамещению целесообразно проработать с управленческими и производственными подразделениями окно возможностей по функциональности информационных систем, то есть определить допущения изменения функциональности. Сразу необходимо учесть, что для технологических систем и автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) такого окна возможностей не может быть по определению, только полный аналог функциональности.
Еще одно очень важное замечание: чтобы выносить вопрос импортозамещения на обсуждение с руководителями организации, необходимо представить четкое обоснование:
Для ИТ-подразделений стала актуальной задача поиска, анализа и формирования необходимых решений на отечественной основе. Под это целесообразно сформировать штатную организационную структуру для изучения, поиска, анализа и взаимодействия с отечественными производителями.
Так, в рамках решения задач ИТ-проектов мы можем сформировать следующую схему:
На этапе подготовки особое внимание необходимо уделить ресурсным возможностям, выделив четыре составляющие:
Отдельно остановимся на потенциале компетенций персонала. Не секрет, что в ИТ и ИБ на уровне программистов, администраторов и специалистов техподдержки существует привязка их компетенции к конкретным продуктам и решениям. Полизадачность в этом круге скорее крайне редкое исключение. Обусловлено это и тем, что нельзя объять необъятное, и сложностью современных решений, требующих серьезного погружения в них, и спецификой, присущей крупным разработчикам, создающим сложные и многофакторные процедуры программирования и администрирования.
При реализации отечественных решений следует учесть, что определенную часть персонала придется существенно переучивать. Это требует формирования соответствующей учебно-методической базы и системного подхода к формированию необходимых компетенций, в том числе и отдельного планирования этого процесса. Одновременно необходимо планировать получение от разработчиков и/или интеграторов подробных технических описаний внедряемых решений.
Импортозамещение – это не только технический, но и в какой-то степени психологический вопрос. Для решения задачи импортозамещения в заданные сроки и достижения должной эффективности надо суметь отойти от психологии классических ИТ и ИБ, пересмотреть собственное отношение к этапности работ и быть готовым к нестандартным решениям.
Процесс импортозамещения не лишен рисков, которые необходимо учесть как при планировании, так и в ходе реализации мероприятий.
В качестве основных рисков следует выделить (рис. 2):
Подведем итог: без импортозамещения невозможно реализовать технологическую независимость страны в сфере ИТ и ИБ. Но планирование мероприятий должно проводиться с обязательным учетом сложившихся особенностей российского ИТ-рынка.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com