Согласно отчету о деятельности Роструда в 2022 г. расследовано 4 639 связанных с производством несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Это на 2% больше, чем годом ранее. Из общего числа 12,7% несчастных случаев приходится на такой вид деятельности, как траспортировка и хранение. В социальных сетях в последнее время публикуют видео, где на крупных складах происходит падение груза на сотрудника или транспортное средство задевает последнего, что приводит к тяжелым травмам и экономическим и юридическим последствиям для компании. В данном материале мы разберемся, каким образом можно предотвратить опасные случаи в сфере складской логистики.
Как правило, большинство несчастных случаев происходит из-за конфликтующих участников движения, человека и движущейся техники. "Отношения" складского работника и грузоподъемной техники складываются непросто.
Зачастую неприятные и непредвиденные ситуации возникают тогда, когда один и тот же человек работает на разных видах грузоподъемной техники. Автоматически он привыкает к работе на одном устройстве и с трудом может перестроиться на работу на другом. К примеру, на одном из складов был случай, когда человек, работающий на погрузчике с высотой подъема 3,5 м и строительной высотой 2 м (высота погрузчика при сложенной мачте), пересел на погрузчик с высотой подъема 6,5 м и строительной высотой 3 м. Забыв о том, что это разные средства транспортировки грузов, он пару раз ударился мачтой о верхний край проема и никак не мог понять, что же мешает ему проехать.
Другой пример связан с работой на штабелере и с организацией рабочего пространства для его проезда. любая грузоподъемная техника, в том числе и штабелер, боится полиэтилена. Когда штабелер проезжает по полиэтилену (к сожалению, на полу складов зачастую полно кусков стрейч-пленки, скотча и иных фрагментов полиэтиленовых упаковочных материалов), полиэтилен цепляется, прилипает к покрышкам, а потом и наматывается на колесные оси. Это опасно тем, что от трения он начинает плавиться и спекаться в шайбы, которые невозможно удалить без помощи сервисного инженера. за такие нарушения условий эксплуатации поставщик может снять машину с гарантии.
Третий момент как раз связан с тем, чтобы обезопасить людей и не подвергать их жизнь и здоровье риску в зоне работающей техники. На погрузчиках предусмотрены специальные сигналы заднего хода: световой (лампочка) и звуковой (резкий и неприятный). Очень часто их отключают, по крайней мере звуковой, что также приводит к неприятностям. например, с двух сторон из разных зон погрузки навстречу друг другу задним ходом движутся два погрузчика, а на их пути стоит оператор с гидравлической тележкой и что-то пересчитывает.
Скорее всего, он не сразу заметит штабелеры, не обратит внимание на то, что они угрожают его жизни, и не сообразит, что же ему делать дальше.
Чтобы уменьшить риск несчастных случаев на складах, рекомендуется принимать следующие меры:
В зарубежных странах многие производители погрузчиков, поставщики решений по производственной безопасности придерживаются концепции Vision Zero. Vision Zero – это международный проект по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности на производстве, целью которого является создание системы дорожного движения и производственной безопасности без смертельных исходов или серьезных травм в результате дорожного движения.
Чтобы перенять этот опыт, необходимо исключить возможные несчастные случаи, которые могут возникнуть по разным причинам: наезд движущейся техники на человека, падение груза с высоты и т.д.
Одним из ключевых инструментов, который поможет предупредить травматизм на складских предприятиях, является разметка опасных зон.
Существует ряд общих рекомендаций для предотвращения травматизма на складах в части разметки опасных зон. При этом разметка должна привлекать к себе внимание и выполнять свою функцию – предупреждать сотрудника о том, что рядом опасная зона, и давать четкое обозначение, что нарушать правила нельзя.
Обозначение дополнительно опасных зон на логистических складах рядом с работающими погрузчиками очень важно по нескольким причинам.
Во-первых, это помогает обеспечить безопасность персонала и предотвратить возможные несчастные случаи. Погрузчики на складах часто перемещаются с большой скоростью и имеют ограниченную видимость, поэтому обозначение опасных зон позволяет предупредить людей о возможных опасностях и предотвратить потенциальные столкновения. Во-вторых, обозначение опасных зон помогает оптимизировать процессы на складе. Правильная и ясная маркировка позволяет погрузчикам точно знать, где находятся зоны с повышенным риском, такие как узкие проходы, области с низкими потолками или места с ограниченным маневренным пространством. Это позволяет им принимать предосторожности и избегать возможных повреждений товаров или складского оборудования.
Наконец, обозначение опасных зон является важным элементом соблюдения правил безопасности и соответствия нормам. Склады обычно подвергаются инспекциям и аудитам, и ясная маркировка опасных зон демонстрирует соблюдение соответствующих стандартов и требований. Это может помочь в минимизации возможных штрафов и повысить общую безопасность на рабочем месте.
В России есть успешный опыт использования специальных проекторов для обозначения зоны работы складской техники, в частности вилочных погрузчиков. Они призваны создать безопасный световой контур вокруг погрузчика, что позволяет предупредить и свести к минимуму несчастные случаи в складских помещениях, где существует риск столкновения людей и движущейся техники.
Данное решение было внедрено в экспериментальном формате, например, на ФГУП "РАДОН". Вокруг погрузочной техники с помощью световых проекторов, установленных на погрузчик, создан ярко-красный световой контур длиной 18 м, обозначающий зону работы погрузчика, в которую никто не должен заходить. Подобные решения позволяют свести к минимуму случаи столкновения людей с техникой и опасные ситуации.
Возвращаясь к факторам возникновения несчастных случаев в зоне работающей складской техники, отметим следующие:
Устройство проецирует определенный световой сигнал сбоку, сзади, спереди погрузчика. Тем самым оно создает границы безопасности рядом с техникой и информирует о мерах предосторожности, нарушение которых может привести к аварии или травме. Маленький проектор мощностью 12 в помогает создать изображение в виде прямой линии длиной в 3 м в зоне работы движущейся техники.
Из нескольких проекторов можно создать световой контур. Например, из четырех проекторов (двух больших и двух маленьких) можно сделать круговую зону. Однако, учитывая, что вилы погрузчика поднимаются и груз, который на них находится, будет закрывать круговую зону, световой контур сзади движущегося погрузчика оптимально создавать из трех проекторов. Свет изображения используется, как правило, красный, поскольку именно он ассоциируется с опасностью.
Проектор может быть установлен на крыше погрузчика и показывать передвижную опасную зону. Кроме того, проекторы могут крепиться на одной или нескольких сторонах погрузчика (штабелера, ричтрака) или быть установлены в специально подготовленные места на погрузчике либо на специальные кронштейны.
Если проектор установлен на высоте 2,5 м, то это позволит обеспечить нужную яркость и видимость светового контура. Проекционное изображение будет видимым и достаточно заметным при освещении в помещении 250–300 лк.
Световые проекторы решают две задачи в плане обеспечения безопасности: они подсвечивают слепые зоны или опасные места вблизи погрузчика, а также дополнительно выделяют технику в пространстве склада, обращая на нее внимание находящихся там работников.
Это позволяет обеспечить безопасность людей и предотвратить столкновения между движущейся техникой и пешеходами. в мировой практике эксплуатации погрузчиков давно доказано, что звуковая сигнализация теряет свою эффективность в предупреждении об опасности в шумной обстановке и не привлекает внимание людей. Кроме того, человеческий мозг привыкает игнорировать часто повторяющиеся звуки. В данных условиях визуальные предупреждения труднее пропустить и игнорировать. Именно поэтому подобный способ – одно из самых эффективных средств предупреждения опасных случаев в складских помещениях.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com