Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Инновационные методы в производственной безопасности в сфере логистики

Михаил Кузнецов, 27/12/23

Согласно отчету о деятельности Роструда в 2022 г. расследовано 4 639 связанных с производством несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Это на 2% больше, чем годом ранее. Из общего числа 12,7% несчастных случаев приходится на такой вид деятельности, как траспортировка и хранение. В социальных сетях в последнее время публикуют видео, где на крупных складах происходит падение груза на сотрудника или транспортное средство задевает последнего, что приводит к тяжелым травмам и экономическим и юридическим последствиям для компании. В данном материале мы разберемся, каким образом можно предотвратить опасные случаи в сфере складской логистики.

Как правило, большинство несчастных случаев происходит из-за конфликтующих участников движения, человека и движущейся техники. "Отношения" складского работника и грузоподъемной техники складываются непросто.

Причины несчастных случаев на складах

Зачастую неприятные и непредвиденные ситуации возникают тогда, когда один и тот же человек работает на разных видах грузоподъемной техники. Автоматически он привыкает к работе на одном устройстве и с трудом может перестроиться на работу на другом. К примеру, на одном из складов был случай, когда человек, работающий на погрузчике с высотой подъема 3,5 м и строительной высотой 2 м (высота погрузчика при сложенной мачте), пересел на погрузчик с высотой подъема 6,5 м и строительной высотой 3 м. Забыв о том, что это разные средства транспортировки грузов, он пару раз ударился мачтой о верхний край проема и никак не мог понять, что же мешает ему проехать.

Другой пример связан с работой на штабелере и с организацией рабочего пространства для его проезда. любая грузоподъемная техника, в том числе и штабелер, боится полиэтилена. Когда штабелер проезжает по полиэтилену (к сожалению, на полу складов зачастую полно кусков стрейч-пленки, скотча и иных фрагментов полиэтиленовых упаковочных материалов), полиэтилен цепляется, прилипает к покрышкам, а потом и наматывается на колесные оси. Это опасно тем, что от трения он начинает плавиться и спекаться в шайбы, которые невозможно удалить без помощи сервисного инженера. за такие нарушения условий эксплуатации поставщик может снять машину с гарантии.

Третий момент как раз связан с тем, чтобы обезопасить людей и не подвергать их жизнь и здоровье риску в зоне работающей техники. На погрузчиках предусмотрены специальные сигналы заднего хода: световой (лампочка) и звуковой (резкий и неприятный). Очень часто их отключают, по крайней мере звуковой, что также приводит к неприятностям. например, с двух сторон из разных зон погрузки навстречу друг другу задним ходом движутся два погрузчика, а на их пути стоит оператор с гидравлической тележкой и что-то пересчитывает.

Скорее всего, он не сразу заметит штабелеры, не обратит внимание на то, что они угрожают его жизни, и не сообразит, что же ему делать дальше.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Меры по снижению производственного травматизма на складах

Чтобы уменьшить риск несчастных случаев на складах, рекомендуется принимать следующие меры:

  1. Обеспечить надлежащее обучение и сертификацию для всех работников, которые будут работать с погрузчиками или другой техникой.
  2. Установить ясные правила безопасности и обязательное использование защитного снаряжения, такого как шлемы и жилеты высокой видимости.
  3. Создать четкую маркировку и обозначение опасных зон, чтобы предупредить работников о возможных рисках.
  4. Поддерживать регулярное обслуживание и проверку техники, чтобы обеспечить ее надлежащую работоспособность и безопасность.
  5. Установить специальные световые проекторы на технику, обозначающие ее контур и тем самым предупреждающие сотрудников о безопасном расстоянии, на котором надо находиться в случае, если техника работает в помещении.
  6. Организовать регулярные тренировки и учения по эвакуации и безопасности для всех работников.

Концепция Vision Zero

В зарубежных странах многие производители погрузчиков, поставщики решений по производственной безопасности придерживаются концепции Vision Zero. Vision Zero – это международный проект по обеспечению безопасности дорожного движения и безопасности на производстве, целью которого является создание системы дорожного движения и производственной безопасности без смертельных исходов или серьезных травм в результате дорожного движения.

Чтобы перенять этот опыт, необходимо исключить возможные несчастные случаи, которые могут возникнуть по разным причинам: наезд движущейся техники на человека, падение груза с высоты и т.д.

Разметка опасных зон

Одним из ключевых инструментов, который поможет предупредить травматизм на складских предприятиях, является разметка опасных зон.

Существует ряд общих рекомендаций для предотвращения травматизма на складах в части разметки опасных зон. При этом разметка должна привлекать к себе внимание и выполнять свою функцию – предупреждать сотрудника о том, что рядом опасная зона, и давать четкое обозначение, что нарушать правила нельзя.

Обозначение дополнительно опасных зон на логистических складах рядом с работающими погрузчиками очень важно по нескольким причинам.

Во-первых, это помогает обеспечить безопасность персонала и предотвратить возможные несчастные случаи. Погрузчики на складах часто перемещаются с большой скоростью и имеют ограниченную видимость, поэтому обозначение опасных зон позволяет предупредить людей о возможных опасностях и предотвратить потенциальные столкновения. Во-вторых, обозначение опасных зон помогает оптимизировать процессы на складе. Правильная и ясная маркировка позволяет погрузчикам точно знать, где находятся зоны с повышенным риском, такие как узкие проходы, области с низкими потолками или места с ограниченным маневренным пространством. Это позволяет им принимать предосторожности и избегать возможных повреждений товаров или складского оборудования.

Наконец, обозначение опасных зон является важным элементом соблюдения правил безопасности и соответствия нормам. Склады обычно подвергаются инспекциям и аудитам, и ясная маркировка опасных зон демонстрирует соблюдение соответствующих стандартов и требований. Это может помочь в минимизации возможных штрафов и повысить общую безопасность на рабочем месте.

Обозначение опасной зоны рядом с работающим погрузчикамОбозначение опасной зоны рядом с работающим погрузчикам

Примеры организации разметки

В России есть успешный опыт использования специальных проекторов для обозначения зоны работы складской техники, в частности вилочных погрузчиков. Они призваны создать безопасный световой контур вокруг погрузчика, что позволяет предупредить и свести к минимуму несчастные случаи в складских помещениях, где существует риск столкновения людей и движущейся техники.

Данное решение было внедрено в экспериментальном формате, например, на ФГУП "РАДОН". Вокруг погрузочной техники с помощью световых проекторов, установленных на погрузчик, создан ярко-красный световой контур длиной 18 м, обозначающий зону работы погрузчика, в которую никто не должен заходить. Подобные решения позволяют свести к минимуму случаи столкновения людей с техникой и опасные ситуации.

Ярко-красный световой контур обозначает зону работы погрузчикаЯрко-красный световой контур обозначает зону работы погрузчика

Факторы рисков производственного травматизма на складах

Возвращаясь к факторам возникновения несчастных случаев в зоне работающей складской техники, отметим следующие:

  1. Крупные габариты техники. водитель физически не может контролировать пространство вокруг нее.
  2. Особые свойства груза (выступающие части, хрупкость). Оператор машины занят аккуратным перемещением грузов и не имеет возможности следить за окружающей обстановкой.
  3. Фоновый шум на территории склада не позволяет водителю услышать приближение людей или техники.
  4. Конструкция погрузчика, в частности мачты, создает слепые зоны, затрудняя обзор спереди и сбоку.
  5. Крайне опасным является движение задним ходом, потому что скорость перемещения машины такая же высокая, как и при движении вперед. Оператор не всегда может среагировать на возникшую помеху.

Как устроена проекционная система безопасности

Устройство проецирует определенный световой сигнал сбоку, сзади, спереди погрузчика. Тем самым оно создает границы безопасности рядом с техникой и информирует о мерах предосторожности, нарушение которых может привести к аварии или травме. Маленький проектор мощностью 12 в помогает создать изображение в виде прямой линии длиной в 3 м в зоне работы движущейся техники.

Из нескольких проекторов можно создать световой контур. Например, из четырех проекторов (двух больших и двух маленьких) можно сделать круговую зону. Однако, учитывая, что вилы погрузчика поднимаются и груз, который на них находится, будет закрывать круговую зону, световой контур сзади движущегося погрузчика оптимально создавать из трех проекторов. Свет изображения используется, как правило, красный, поскольку именно он ассоциируется с опасностью.

Проектор может быть установлен на крыше погрузчика и показывать передвижную опасную зону. Кроме того, проекторы могут крепиться на одной или нескольких сторонах погрузчика (штабелера, ричтрака) или быть установлены в специально подготовленные места на погрузчике либо на специальные кронштейны.

Если проектор установлен на высоте 2,5 м, то это позволит обеспечить нужную яркость и видимость светового контура. Проекционное изображение будет видимым и достаточно заметным при освещении в помещении 250–300 лк.

В чем польза световой демаркации

Световые проекторы решают две задачи в плане обеспечения безопасности: они подсвечивают слепые зоны или опасные места вблизи погрузчика, а также дополнительно выделяют технику в пространстве склада, обращая на нее внимание находящихся там работников.

Это позволяет обеспечить безопасность людей и предотвратить столкновения между движущейся техникой и пешеходами. в мировой практике эксплуатации погрузчиков давно доказано, что звуковая сигнализация теряет свою эффективность в предупреждении об опасности в шумной обстановке и не привлекает внимание людей. Кроме того, человеческий мозг привыкает игнорировать часто повторяющиеся звуки. В данных условиях визуальные предупреждения труднее пропустить и игнорировать. Именно поэтому подобный способ – одно из самых эффективных средств предупреждения опасных случаев в складских помещениях.

Охрана труда и промышленная безопасность. Выбрать решение >>

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 5/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Фото: ru.freepik.com

Темы:Комплексная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №5/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...