Статьи | Secuteck.Ru

Историческая основа тактической вентиляции

Written by Максим Серегин | 22/03/22

Управлению газообменом на пожаре в советской пожарной охране отводилась немаловажная роль. Основной период развития данного сегмента пожаротушения длился с конца 1950-х до середины 1990-х гг. и был связан с совершенствованием пожарной тактики, техники и пожарно-технического вооружения.

Во второй половине XX века в ходе тушения пожаров управление газовым обменом осуществлялось путем:

  • усиления аэрации вскрытием существующих в здании проемов и ограждающих конструкций;
  • усиления движения газообразных масс с помощью стационарных и передвижных дымоудаляющих установок (дымососов);
  • уменьшения плотности дыма и охлаждения его тонкораспыленной водой с целью осаждения твердых частиц и снижения температуры;
  • вытеснения дыма из помещений пеной средней или высокой кратности;
  • изменения площади приточных и вытяжных проемов, а также их состояния установкой перемычек и герметизацией.

1950-е годы: бензиновые и электрические дымососы

Примерно до 1956 г. на автомобилях ГДЗС в основном применялись дымососы с вентиляторами роторного типа ЭВР-4 (рис. 1), в последующем подразделения пожарной охраны перешли на дымососы с вентилятором пропеллерного типа (рис. 2, 3), которые доказали свою значительную эффективность (см. табл. 1).

Рис 1. Дымосос с вентилятором ЭВР-4

Рис 2. Дымосос с вентилятором пропеллерного типа

Рис. 3. Устройство дымососа с вентилятором пропеллерного типа (1 – сетка, 2 – фланец, 3 – обтекатель, 4 – приемный патрубок, 5 – диафрагма, 6 – обечайка, 7 – лопатка направляющего аппарата, 8 – лопатка рабочего колеса, 9 – передняя часть корпуса, 10 – обод рабочего колеса, 11 – диски рабочего колеса, 12 – ступица рабочего колеса, 13 – лопатка спрямляющей решетки, 14 – обечайка спрямляющей решетки, 15 – кольцо жесткости, 16 – задняя часть корпуса, 17 – электродвигатель, 18 – нагнетательный патрубок, 19 – салазки, 20 – кронштейны электродвигателя, 21 – кронштейны салазок, 22 – салазки)

В разных источниках имеются свидетельства применения различных бензиновых и электрических дымососов (рис. 4, 5).

Рис. 4. Дымосос с бензиновым двигателем (1 – одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель типа Л-2/3, 2 – гибкая муфта, 3 – центробежный вентилятор, 4 – всасывающий патрубок, 5 – рукоятки, 6 – рессорные салазки, 7 – бак для горючего, 8 – пружинные защелки, 9 – выходной патрубок)

Примечательно, что появившееся в настоящее время устойчивое понятие "вентилятор" или "вентиляционное устройство", порой негативно воспринимаемое по отношению к определению "дымосос", является вполне корректным. И это следует из самого определения дымососа как переносного вентилятора, спаренного с двигателем и предназначенного для удаления дыма или газа из задымленных помещений или нагнетания туда свежего воздуха.

Вместе с тем приведенные положительные и отрицательные стороны применения дымососов полностью соответствуют современным представлениям об использовании вентиляционных устройств.

Рис. 5. Дымосос с электрическим двигателем (1 – электродвигатель типа АД, 2 – вентилятор типа ЦАГИ № 6, 3 – дюралюминиевая станция, 4 – резиновая прокладка, 5 – обтекатель, 6 – Т-образные кольца, 7 – кожух, 8 – выступ кольца, 9 – резиновый шнур, 10 – ручка)

Рис. 6. Отделение на АГ-24 (130) 198

1980-е годы: переносные дымососы на пожарных автомобилях

В 1980-х гг. активно использовались:

  • автомобили газодымозащитной службы АГ-24 (130) 198 (рис. 6), АГДЗС (66) и АГДЗС (672);
  • автомобили дымоудаления АДУ-90 (66)-183 (рис. 8) на шасси различного производства, АТСО (например, АТСО-20 (375), модель ПМ-114) и АСО;
  • дымососы на базе МП-1600 (рис. 7).

Отдельные образцы пожарной техники, разработанные в то время, в различных модификациях используются и выпускаются сегодня (рис. 9).

Рис 7. Дымосос на базе МП-1600

Рис. 8. AД-90(66)-183

Рис. 9. Дымосос ДПЭ-7 на АСО-5(66)90 (г. Сочи), ПЧ-13 (пос. Адлер)

В основном в расчетах пожарных автомобилей 1980-х гг. стояли переносные пожарные дымососы ДП-7 с электро- или мотоприводом – ТУ 22-4492-79 и ТУ22-4492-79 (рис. 10, 12, табл. 2), более известные как ДПЭ-7, ДПМ-7 и ДП-10 (разработка ВНИИПО Министерства внутренних дел СССР и производства Торжокского производственного объединения "Противопожарная техника" ВПО "Союзпожмаш" Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения).

Рис. 10. Переносной пожарный дымосос (1 – с электроприводом ДПЭ-7, 2 – с мотоприводом от бензомоторной пилы "Урал-5" ДПМ-7)

Рис. 11. Универсальный комплект механизированный УКМ-4 (1, 4 – бензомоторная пила "Урал-5", 2 – дымосос ДП-7, 3 – приставка корундового диска, 4 – бетонолом, 5 – воздушный рукав)

Переносные дымососы ДП-7 применялись в комплекте УКМ-4 (универсальный механизированный комплект) на базе бензомоторный пилы "Урал-5" (рис. 11). Комплект имел сменные рабочие органы, к которым, кроме пильной цепи, относились приставка корундового диска, бетонолом и переносной дымосос.

Рис. 12. Дымососы ДП-7 с различными приводами (бензиновым, электрическим и водяным)

Противодымные перемычки

Вместе с дымососами для борьбы с продуктами горения (регулирования газообмена) активно применялись противодымные перемычки. Перемычка чаще всего представляла собой брезентовое полотнище размерами 2х3 м с вшитыми по краям металлическими кольцами. Брезентовое полотно было расположено на раздвижной металлической раме (рис. 13, 16). В ходе тушения пожара для ограничения распространения выхода продуктов горения перемычку навешивали в дверной проем с помощью держателей (рамы) или вбивали в раму двери гвоздями. В некоторых случаях брезентовые перемычки имели отверстие с короткой манжетой (0,5–0,6 м) для пропуска рукава дымососа или выходной части генератора высокократной пены (рис. 15).

Рис. 13. Противодымная перемычка в собранном состоянии

Рис. 14. Перемычка, сконструированная П.В. Колосовским

На рис. 14 показан общий вид сборной рамы перемычки, сконструированной рационализатором из Свердловска П.В. Колосовским. Данная конструкция перемычки обеспечивала более плотное перекрытие дверного проема.

Рис. 15. Перемычка с дымососом ДПЭ-15 и воздушным рукавом. Комплект в сборе

Стоит учитывать, что при изучении отдельных источников 1980-х гг. дымососы ДПЭ-7, ДПМ-7 и ДП-10 имели различные наименования, например "дымосос ПД-7" с указанием вида привода "с приводом от бензопилы" или "с центробежным приводом", а также просто с указанием производительности – "дымосос с производительностью 10 000 м3/час", что, скорее всего, говорит об использовании дымососа ДП-10.

Рис. 16. Штанга для крепления брезентовых перемычек в дверных и оконных проемах (1 – резиновая подушка, 2 – упор, 3 – заклепка, 4 – шарнир, 5 – штанга, 6 – втулка, 7 – рукоятка, 8 – ограничитель, 9 – фиксатор, 10 – труба, 11 – замок)

Принципы вентиляционных устройств не изменились

Одновременно с вводом в расчеты пожарных подразделений новых образцов пожарной техники и оборудования стали появляться различные рекомендации по их применению (рис. 17) и отдельные главы "Управление газообменом на пожаре" в профильной пожарно-технической литературе.

Рис. 17. Схема боевого развертывания автомобиля ГДЗС

Рис. 18. Схема работы дымососа на нагнетание чистого воздуха в помещение (стрелками обозначено направление движения чистого воздуха)

Рис. 19. Схема работы дымососа на отсос продуктов горения из помещения (стрелками обозначено направление движения чистого воздуха)

Рис. 20. Схема расстановки двух дымососов и водяных стволов при тушении пожара в подвале (1 – дымосос, нагнетающий воздух, 2 – нагнетательный рукав дымососа, 3 – брезентовая перемычка на дверном проеме, 4 – дымосос, всасывающий дым, 5 – водяной ствол, поданный в очаг пожара, 6 – водяной ствол (резервный), поданный в первый этаж здания, 7 – ствол для защиты дымососа)

Если анализировать приемы управления газообменом на пожаре с применением вентиляционных устройств, используемых пожарными подразделениями СССР, и сравнивать их с современными, то их принципы нисколько не изменились. В основном это нагнетательная вентиляция (рис. 18), дымоудаление путем откачки продуктов горения (рис. 19) и комбинированный способ, включающий в себя и нагнетание, и откачку (рис. 20). В разное время тем или иным приемам отдавали большее или меньшее предпочтение, в зависимости от оснащения пожарных подразделений и пожарной техники, находящейся на вооружении.

В указанный период времени особое развитие получили способы подачи воздушно-механической пены высокой кратности, в том числе применяемые для удаления продуктов горения.

Судьба дисциплины "Управление газообменом на пожаре"

Несмотря на большое количество описанных способов и приемов управления газообменом на пожаре, различных расчетов по данной теме, развитие техники и оборудования, обобщение полученных практических выводов и теоретических основ так и не было осуществлено. Из-за устаревания отдельных видов пожарной техники и пожарно-технического оборудования, их вывода из боевых расчетов и обстановки в СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. как таковая дисциплина "Управление газообменом на пожаре" не была доведена до своего логического завершения и практически перестала существовать.

Но можно сказать, что в рассматриваемый период были заложены непоколебимые устои современной пожарной тактики, описаны физические основы дымоудаления на пожаре, порядок и правила работы с вентиляционными устройствами, подачи воздушно-механической пены высокой кратности, приемы осаждения продуктов горения тонкораспыленной водой и т.д. В настоящее время к ним добавился современный подход к газодымозащитной службе и повсеместное оснащение средствами связи, что в положительную сторону изменило проведение операций по удалению продуктов горения и вентилированию.

Рис. 21. АД-90/20(5301) и АГ-20(5301)

Новый виток развития в начале 2010-х годов

В период с середины 1990-х гг. пожарными подразделениями активно использовались автомобили газодымозащитной службы АГ-30 и АД-90/20, смонтированный на шасси ЗИЛ 5301 (рис. 21).

Но по причине отсутствия в боевых расчетах дымососов или их поломок, разрушения тканей перемычек и воздушных рукавов отделения для дымоудаления и подачи воздушно-механической пены не использовались.

Актуальный взгляд на проблему был обозначен в начале 2010-х гг. и связан с:

  • поступлением в расчеты новых и современных образцов пожарно-спасательной техники, таких как автомобиль газодымозащитной службы "СПАСА-6" на шасси IVECO ML100E18 (рис. 22), оснащенный напорными вентиляторами ДПМ-20, ДПМ-40 ДПЭ-15 и стационарными вентиляционными устройствами, установленными на транспортных контейнерах и автомобильных прицепах;
  • изучением профильной иностранной литературы, поднимающей вопросы управления газовыми потоками на пожаре и применения вентиляционных устройств.

Рис. 22. "СПАСА-6" на шасси IVECO ML 100E18 в расчете 44 ПСЧ, Москва

Выбор термина "тактическая вентиляция"

С публикацией первых современных рекомендаций по тактике применения вентиляционных устройств появилось такое понятие, как "тактическая вентиляция". По своей сути термин является грубым переводом с другого языка и в целом аналогом термина "управление газообменом на пожаре". Но по причине простоты произношения, в том числе при отдаче команд с помощью носимых радиостанций, словосочетание "тактическая вентиляция" вытеснила "управление газообменом на пожаре" и превратилось во вполне самостоятельный пожарно-технический термин.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" -2021