Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Историческая основа тактической вентиляции

Максим Серегин, 22/03/22

Управлению газообменом на пожаре в советской пожарной охране отводилась немаловажная роль. Основной период развития данного сегмента пожаротушения длился с конца 1950-х до середины 1990-х гг. и был связан с совершенствованием пожарной тактики, техники и пожарно-технического вооружения.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Во второй половине XX века в ходе тушения пожаров управление газовым обменом осуществлялось путем:

  • усиления аэрации вскрытием существующих в здании проемов и ограждающих конструкций;
  • усиления движения газообразных масс с помощью стационарных и передвижных дымоудаляющих установок (дымососов);
  • уменьшения плотности дыма и охлаждения его тонкораспыленной водой с целью осаждения твердых частиц и снижения температуры;
  • вытеснения дыма из помещений пеной средней или высокой кратности;
  • изменения площади приточных и вытяжных проемов, а также их состояния установкой перемычек и герметизацией.

1 (1)-4

1950-е годы: бензиновые и электрические дымососы

Примерно до 1956 г. на автомобилях ГДЗС в основном применялись дымососы с вентиляторами роторного типа ЭВР-4 (рис. 1), в последующем подразделения пожарной охраны перешли на дымососы с вентилятором пропеллерного типа (рис. 2, 3), которые доказали свою значительную эффективность (см. табл. 1).

1 (4)-1

Рис 1. Дымосос с вентилятором ЭВР-4

1 (3)-1

Рис 2. Дымосос с вентилятором пропеллерного типа

1 (5)-1

Рис. 3. Устройство дымососа с вентилятором пропеллерного типа (1 – сетка, 2 – фланец, 3 – обтекатель, 4 – приемный патрубок, 5 – диафрагма, 6 – обечайка, 7 – лопатка направляющего аппарата, 8 – лопатка рабочего колеса, 9 – передняя часть корпуса, 10 – обод рабочего колеса, 11 – диски рабочего колеса, 12 – ступица рабочего колеса, 13 – лопатка спрямляющей решетки, 14 – обечайка спрямляющей решетки, 15 – кольцо жесткости, 16 – задняя часть корпуса, 17 – электродвигатель, 18 – нагнетательный патрубок, 19 – салазки, 20 – кронштейны электродвигателя, 21 – кронштейны салазок, 22 – салазки)

В разных источниках имеются свидетельства применения различных бензиновых и электрических дымососов (рис. 4, 5).

1 (2)-Mar-22-2022-04-46-34-51-AM

Рис. 4. Дымосос с бензиновым двигателем (1 – одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель типа Л-2/3, 2 – гибкая муфта, 3 – центробежный вентилятор, 4 – всасывающий патрубок, 5 – рукоятки, 6 – рессорные салазки, 7 – бак для горючего, 8 – пружинные защелки, 9 – выходной патрубок)

Примечательно, что появившееся в настоящее время устойчивое понятие "вентилятор" или "вентиляционное устройство", порой негативно воспринимаемое по отношению к определению "дымосос", является вполне корректным. И это следует из самого определения дымососа как переносного вентилятора, спаренного с двигателем и предназначенного для удаления дыма или газа из задымленных помещений или нагнетания туда свежего воздуха.

Вместе с тем приведенные положительные и отрицательные стороны применения дымососов полностью соответствуют современным представлениям об использовании вентиляционных устройств.

2 (1)-2

Рис. 5. Дымосос с электрическим двигателем (1 – электродвигатель типа АД, 2 – вентилятор типа ЦАГИ № 6, 3 – дюралюминиевая станция, 4 – резиновая прокладка, 5 – обтекатель, 6 – Т-образные кольца, 7 – кожух, 8 – выступ кольца, 9 – резиновый шнур, 10 – ручка)

2 (8)

Рис. 6. Отделение на АГ-24 (130) 198

1980-е годы: переносные дымососы на пожарных автомобилях

В 1980-х гг. активно использовались:

  • автомобили газодымозащитной службы АГ-24 (130) 198 (рис. 6), АГДЗС (66) и АГДЗС (672);
  • автомобили дымоудаления АДУ-90 (66)-183 (рис. 8) на шасси различного производства, АТСО (например, АТСО-20 (375), модель ПМ-114) и АСО;
  • дымососы на базе МП-1600 (рис. 7).

Отдельные образцы пожарной техники, разработанные в то время, в различных модификациях используются и выпускаются сегодня (рис. 9).

2 (7)

Рис 7. Дымосос на базе МП-1600

2 (6)

Рис. 8. AД-90(66)-183

2 (5)

Рис. 9. Дымосос ДПЭ-7 на АСО-5(66)90 (г. Сочи), ПЧ-13 (пос. Адлер)

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

В основном в расчетах пожарных автомобилей 1980-х гг. стояли переносные пожарные дымососы ДП-7 с электро- или мотоприводом – ТУ 22-4492-79 и ТУ22-4492-79 (рис. 10, 12, табл. 2), более известные как ДПЭ-7, ДПМ-7 и ДП-10 (разработка ВНИИПО Министерства внутренних дел СССР и производства Торжокского производственного объединения "Противопожарная техника" ВПО "Союзпожмаш" Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения).

2 (4)

Рис. 10. Переносной пожарный дымосос (1 – с электроприводом ДПЭ-7, 2 – с мотоприводом от бензомоторной пилы "Урал-5" ДПМ-7)

2 (3)-1

Рис. 11. Универсальный комплект механизированный УКМ-4 (1, 4 – бензомоторная пила "Урал-5", 2 – дымосос ДП-7, 3 – приставка корундового диска, 4 – бетонолом, 5 – воздушный рукав)

Переносные дымососы ДП-7 применялись в комплекте УКМ-4 (универсальный механизированный комплект) на базе бензомоторный пилы "Урал-5" (рис. 11). Комплект имел сменные рабочие органы, к которым, кроме пильной цепи, относились приставка корундового диска, бетонолом и переносной дымосос.

2 (2)-3

3 (1)-2

Рис. 12. Дымососы ДП-7 с различными приводами (бензиновым, электрическим и водяным)

Противодымные перемычки

Вместе с дымососами для борьбы с продуктами горения (регулирования газообмена) активно применялись противодымные перемычки. Перемычка чаще всего представляла собой брезентовое полотнище размерами 2х3 м с вшитыми по краям металлическими кольцами. Брезентовое полотно было расположено на раздвижной металлической раме (рис. 13, 16). В ходе тушения пожара для ограничения распространения выхода продуктов горения перемычку навешивали в дверной проем с помощью держателей (рамы) или вбивали в раму двери гвоздями. В некоторых случаях брезентовые перемычки имели отверстие с короткой манжетой (0,5–0,6 м) для пропуска рукава дымососа или выходной части генератора высокократной пены (рис. 15).

3 (9)

Рис. 13. Противодымная перемычка в собранном состоянии

3 (8)

Рис. 14. Перемычка, сконструированная П.В. Колосовским

На рис. 14 показан общий вид сборной рамы перемычки, сконструированной рационализатором из Свердловска П.В. Колосовским. Данная конструкция перемычки обеспечивала более плотное перекрытие дверного проема.

3 (7)

Рис. 15. Перемычка с дымососом ДПЭ-15 и воздушным рукавом. Комплект в сборе

Стоит учитывать, что при изучении отдельных источников 1980-х гг. дымососы ДПЭ-7, ДПМ-7 и ДП-10 имели различные наименования, например "дымосос ПД-7" с указанием вида привода "с приводом от бензопилы" или "с центробежным приводом", а также просто с указанием производительности – "дымосос с производительностью 10 000 м3/час", что, скорее всего, говорит об использовании дымососа ДП-10.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

3 (6)

Рис. 16. Штанга для крепления брезентовых перемычек в дверных и оконных проемах (1 – резиновая подушка, 2 – упор, 3 – заклепка, 4 – шарнир, 5 – штанга, 6 – втулка, 7 – рукоятка, 8 – ограничитель, 9 – фиксатор, 10 – труба, 11 – замок)

Принципы вентиляционных устройств не изменились

Одновременно с вводом в расчеты пожарных подразделений новых образцов пожарной техники и оборудования стали появляться различные рекомендации по их применению (рис. 17) и отдельные главы "Управление газообменом на пожаре" в профильной пожарно-технической литературе.

3 (5)

Рис. 17. Схема боевого развертывания автомобиля ГДЗС

3 (4)

Рис. 18. Схема работы дымососа на нагнетание чистого воздуха в помещение (стрелками обозначено направление движения чистого воздуха)

3 (3)-1

Рис. 19. Схема работы дымососа на отсос продуктов горения из помещения (стрелками обозначено направление движения чистого воздуха)

3 (2)-2

Рис. 20. Схема расстановки двух дымососов и водяных стволов при тушении пожара в подвале (1 – дымосос, нагнетающий воздух, 2 – нагнетательный рукав дымососа, 3 – брезентовая перемычка на дверном проеме, 4 – дымосос, всасывающий дым, 5 – водяной ствол, поданный в очаг пожара, 6 – водяной ствол (резервный), поданный в первый этаж здания, 7 – ствол для защиты дымососа)

Если анализировать приемы управления газообменом на пожаре с применением вентиляционных устройств, используемых пожарными подразделениями СССР, и сравнивать их с современными, то их принципы нисколько не изменились. В основном это нагнетательная вентиляция (рис. 18), дымоудаление путем откачки продуктов горения (рис. 19) и комбинированный способ, включающий в себя и нагнетание, и откачку (рис. 20). В разное время тем или иным приемам отдавали большее или меньшее предпочтение, в зависимости от оснащения пожарных подразделений и пожарной техники, находящейся на вооружении.

В указанный период времени особое развитие получили способы подачи воздушно-механической пены высокой кратности, в том числе применяемые для удаления продуктов горения.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Судьба дисциплины "Управление газообменом на пожаре"

Несмотря на большое количество описанных способов и приемов управления газообменом на пожаре, различных расчетов по данной теме, развитие техники и оборудования, обобщение полученных практических выводов и теоретических основ так и не было осуществлено. Из-за устаревания отдельных видов пожарной техники и пожарно-технического оборудования, их вывода из боевых расчетов и обстановки в СССР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. как таковая дисциплина "Управление газообменом на пожаре" не была доведена до своего логического завершения и практически перестала существовать.

Но можно сказать, что в рассматриваемый период были заложены непоколебимые устои современной пожарной тактики, описаны физические основы дымоудаления на пожаре, порядок и правила работы с вентиляционными устройствами, подачи воздушно-механической пены высокой кратности, приемы осаждения продуктов горения тонкораспыленной водой и т.д. В настоящее время к ним добавился современный подход к газодымозащитной службе и повсеместное оснащение средствами связи, что в положительную сторону изменило проведение операций по удалению продуктов горения и вентилированию.

4 (1)-1

Рис. 21. АД-90/20(5301) и АГ-20(5301)

Новый виток развития в начале 2010-х годов

В период с середины 1990-х гг. пожарными подразделениями активно использовались автомобили газодымозащитной службы АГ-30 и АД-90/20, смонтированный на шасси ЗИЛ 5301 (рис. 21).

Но по причине отсутствия в боевых расчетах дымососов или их поломок, разрушения тканей перемычек и воздушных рукавов отделения для дымоудаления и подачи воздушно-механической пены не использовались.

Актуальный взгляд на проблему был обозначен в начале 2010-х гг. и связан с:

  • поступлением в расчеты новых и современных образцов пожарно-спасательной техники, таких как автомобиль газодымозащитной службы "СПАСА-6" на шасси IVECO ML100E18 (рис. 22), оснащенный напорными вентиляторами ДПМ-20, ДПМ-40 ДПЭ-15 и стационарными вентиляционными устройствами, установленными на транспортных контейнерах и автомобильных прицепах;
  • изучением профильной иностранной литературы, поднимающей вопросы управления газовыми потоками на пожаре и применения вентиляционных устройств.

4 (2)-1

Рис. 22. "СПАСА-6" на шасси IVECO ML 100E18 в расчете 44 ПСЧ, Москва

Выбор термина "тактическая вентиляция"

С публикацией первых современных рекомендаций по тактике применения вентиляционных устройств появилось такое понятие, как "тактическая вентиляция". По своей сути термин является грубым переводом с другого языка и в целом аналогом термина "управление газообменом на пожаре". Но по причине простоты произношения, в том числе при отдаче команд с помощью носимых радиостанций, словосочетание "тактическая вентиляция" вытеснила "управление газообменом на пожаре" и превратилось во вполне самостоятельный пожарно-технический термин.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность" -2021

Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"

Темы:Пожарная безопасностьКаталог "Пожарная безопасность"
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...