Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Однако реализация данных мер осуществляется далеко не на каждом объекте транспорта. Причиной тому является их категорирование, которое представляет собой первый шаг на пути к обеспечению защиты конкретного объекта. Разберемся в нюансах этого процесса и постараемся понять принципы отнесения различных объектов к определенным категориям безопасности.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) заключается в отнесении их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) и его возможных последствий.
В нашей стране существует несколько основных видов транспорта – воздушный, морской и речной, железнодорожный, автомобильный, метрополитен, и каждый из них предполагает наличие своих особенностей.
Категорирование ОТИ осуществляет компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности – Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот или Росавиация, в зависимости от вида транспорта. Всего же устанавливается одна из пяти возможных категорий, в порядке убывания их значимости.
Категорирование является первым важнейшим этапом дальнейшего обеспечения безопасности объекта транспорта. Чем выше будет присвоенная категория, тем более высокие требования к безопасности будут предъявляться.
К критериям категорирования объекта транспортной инфраструктуры относятся:
Во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот или Росавиация) полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра ОТИ.
Иными словами, предоставление сведений для категорирования с целью проведения дальнейших мероприятий по обеспечению защиты объекта, предполагающей также немалые финансовые затраты, является вовсе не прихотью, а скорее обязанностью для перевозчика, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность с уплатой штрафа.
Когда же все-таки процедура категорирования завершается, компетентный орган информирует субъект транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории. Категорированные ОТИ включаются в реестр категорированных ОТИ, который ведется компетентным органом в электронном виде.
Таблица 1. Категории ОТИ автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ
В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются категории, представленные в табл. 1.
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей объектам транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются следующие категории:
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОТИ автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются категории:
Таблица 2. Категории ОТИ воздушного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ
В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры воздушного транспорта присваиваются категории, представленные в табл. 2.
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ОТИ воздушного транспорта присваиваются следующие категории:
В зависимости от количественных показателей о возможном материально ущербе ОТИ воздушного транспорта присваиваются категории:
В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ) за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры ж/д транспорта присваиваются категории, указанные в табл. 3.
Таблица 3. Категории ОТИ ж/д транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ
В зависимости от количественных показателей интенсивности выполняемых технологических операций – интенсивности движения поездов по графику – ж/д станции присваиваются категории, представленные в табл. 4.
Таблица 4. Категории ж/д станции в зависимости от интенсивности движения поездов по графику
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ж/д станции присваиваются следующие категории:
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ж/д станции присваиваются категории:
В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых ОТИ морского и речного транспорта, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры морского и речного транспорта присваиваются категории, указанные в табл. 5.
Таблица 5. Категории ОТИ морского и речного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ОТИ морского и речного транспорта присваиваются категории:
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОТИ морского и речного транспорта присваиваются следующие категории:
В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ) (в части метрополитенов), за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры метрополитена присваиваются категории, указанные в табл. 6.
Таблица 6. Категории ОИВТ (в части метрополитенов) в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВ
В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ОИВТ (в части метрополитенов) присваиваются следующие категории:
В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОИВТ (в части метрополитенов) присваиваются категории:
Транспортная инфраструктура представлена многообразием типов ОТИ в зависимости от технических, конструктивных и технологических характеристик различных объектов, с учетом их специфики и эксплуатационного предназначения.
Например, по ж/д категорированию подлежат следующие типы ОТИ:
Именно эти объекты подвергаются категорированию и дальнейшей защите от АНВ благодаря привлечению подразделений охраны, установке инженерных сооружений и технических средств, а также государственному надзору и контролю за обеспечением транспортной безопасности категорированных объектов.
Для того чтобы начать категорирование, назначенные исполнители собирают техническую документацию об ОТИ, далее в бумажном и электронном виде направляют ее в вышеуказанный орган для начала соответствующей процедуры. Данный этап, как и вся процедура категорирования, имеет два существенных недостатка:
Стоит отметить, что далеко не все объекты транспорта подлежат категорированию, а соответственно, и дальнейшей защите. Так, например, автобусные, трамвайные и троллейбусные парки давно находятся вне правового поля законодательства о транспортной безопасности. Важно или нет защищать эти объекты от внешних посягательств, может самостоятельно судить каждый обыватель и каждый эксперт.
Из вышеуказанных количественных показателей, установленных Минтрансом России, видно, что категорирование осуществляется не просто так, а на основании объективных статистических показателей по каждому виду и типу транспорта и криминогенной обстановки в регионе.
Можно с уверенностью говорить, что процедура отнесения ОТИ к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий является важным шагом на пути к устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com