Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Категорирование объектов транспорта

Иван Тушко, 14/03/23

Обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Однако реализация данных мер осуществляется далеко не на каждом объекте транспорта. Причиной тому является их категорирование, которое представляет собой первый шаг на пути к обеспечению защиты конкретного объекта. Разберемся в нюансах этого процесса и постараемся понять принципы отнесения различных объектов к определенным категориям безопасности.

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Категорирование объектаКатегорирование объекта является важным этапом обеспечения его безопасности. Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург)

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) заключается в отнесении их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства (АНВ) и его возможных последствий.

В нашей стране существует несколько основных видов транспорта – воздушный, морской и речной, железнодорожный, автомобильный, метрополитен, и каждый из них предполагает наличие своих особенностей.

Категорирование ОТИ осуществляет компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности – Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот или Росавиация, в зависимости от вида транспорта. Всего же устанавливается одна из пяти возможных категорий, в порядке убывания их значимости.

Категорирование является первым важнейшим этапом дальнейшего обеспечения безопасности объекта транспорта. Чем выше будет присвоенная категория, тем более высокие требования к безопасности будут предъявляться.

Критерии категорирования

К критериям категорирования объекта транспортной инфраструктуры относятся:

  • Степень угрозы совершения АНВ в деятельность ОТИ применительно к отдельным видам транспорта, которая определяется на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых ОТИ за период последних 12 месяцев до даты представления субъектом транспортной инфраструктуры в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности заявления и информации для проведения категорирования.
  • Возможные последствия совершения АНВ в деятельность ОТИ применительно к отдельным видам транспорта, которые определяются на основании количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, о возможном материальном ущербе категорируемым объектам транспортной инфраструктуры.

Во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Росжелдор, Росавтодор, Росморречфлот или Росавиация) полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра ОТИ.

Иными словами, предоставление сведений для категорирования с целью проведения дальнейших мероприятий по обеспечению защиты объекта, предполагающей также немалые финансовые затраты, является вовсе не прихотью, а скорее обязанностью для перевозчика, за нарушение которой предусмотрена административная ответственность с уплатой штрафа.

Когда же все-таки процедура категорирования завершается, компетентный орган информирует субъект транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории. Категорированные ОТИ включаются в реестр категорированных ОТИ, который ведется компетентным органом в электронном виде.

Таблица 1. Категории ОТИ автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВТаблица 1-1

Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство

В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются категории, представленные в табл. 1.

В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей объектам транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются следующие категории:

  • первая – 50 и более человек;
  • вторая – от 30 до 50 человек;
  • третья – от 10 до 30 человек;
  • четвертая – до 10 человек.

В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОТИ автомобильного транспорта и дорожного хозяйства присваиваются категории:

  • первая – 100 млн руб. и более;
  • вторая – от 60 до 100 млн руб.;
  • третья – от 20 до 60 млн руб.;
  • четвертая – менее 20 млн руб.

Таблица 2. Категории ОТИ воздушного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВТаблица 2

Воздушный транспорт

В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры воздушного транспорта присваиваются категории, представленные в табл. 2.

В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ОТИ воздушного транспорта присваиваются следующие категории:

  • первая – 2 000 и более человек;
  • вторая – от 500 до 2 000 человек;
  • третья – от 100 до 500 человек;
  • четвертая – от 40 до 100 человек;
  • пятая – до 40 человек.

В зависимости от количественных показателей о возможном материально ущербе ОТИ воздушного транспорта присваиваются категории:

  • первая – 500 млн руб. и более;
  • вторая – от 250 до 500 млн руб.;
  • третья – от 100 до 250 млн руб.;
  • четвертая – от 10 до 100 млн руб.;
  • пятая – до 10 млн руб.

Железнодорожный транспорт на примере станции

В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ) за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры ж/д транспорта присваиваются категории, указанные в табл. 3.

Таблица 3. Категории ОТИ ж/д транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВТаблица 3 (2)

В зависимости от количественных показателей интенсивности выполняемых технологических операций – интенсивности движения поездов по графику – ж/д станции присваиваются категории, представленные в табл. 4.

Таблица 4. Категории ж/д станции в зависимости от интенсивности движения поездов по графикуТаблица 4 (2)

В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ж/д станции присваиваются следующие категории:

  • первая – 300 и более человек;
  • вторая – от 200 до 300 человек;
  • третья – от 100 до 200 человек;
  • четвертая – до 100 человек.

В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ж/д станции присваиваются категории:

  • первая – 500 млн руб. и более;
  • вторая – от 250 до 500 млн руб.;
  • третья – от 20 до 250 млн руб.;
  • четвертая – менее 20 млн руб.

SS_Security and Safety

Морской и речной транспорт

В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых ОТИ морского и речного транспорта, за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры морского и речного транспорта присваиваются категории, указанные в табл. 5.

Таблица 5. Категории ОТИ морского и речного транспорта в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВТаблица 5

В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей ОТИ морского и речного транспорта присваиваются категории:

  • первая – 300 и более человек;
  • вторая – от 100 до 300 человек;
  • третья – от 25 до 100 человек;
  • четвертая – до 25 человек.

В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОТИ морского и речного транспорта присваиваются следующие категории:

  • первая – 500 млн руб. и более;
  • вторая – от 250 до 500 млн руб.;
  • третья – от 20 до 250 млн руб.;
  • четвертая – менее 20 млн руб.

Метрополитен

В зависимости от количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных АНВ на территории РФ (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) совершении АНВ), в том числе в отношении категорируемых объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ) (в части метрополитенов), за период последних 12 месяцев до даты присвоения категории ОТИ, объектам инфраструктуры метрополитена присваиваются категории, указанные в табл. 6.

Таблица 6. Категории ОИВТ (в части метрополитенов) в зависимости от количества совершенных и/или предотвращенных АНВТаблица 6-1

В зависимости от количественных показателей о возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ОИВТ (в части метрополитенов) присваиваются следующие категории:

  • первая – 100 и более человек;
  • вторая – от 50 до 100 человек;
  • третья – от 10 до 50 человек;
  • четвертая – до 10 человек.

В зависимости от количественных показателей о возможном материальном ущербе ОИВТ (в части метрополитенов) присваиваются категории:

  • первая – 15 млн руб. и более;
  • вторая – от 10 до 15 млн руб.;
  • третья – от 5 до 10 млн руб.;
  • четвертая – менее 5 млн руб.

Что категорируют на самом деле?

Транспортная инфраструктура представлена многообразием типов ОТИ в зависимости от технических, конструктивных и технологических характеристик различных объектов, с учетом их специфики и эксплуатационного предназначения.

Например, по ж/д категорированию подлежат следующие типы ОТИ:

  • железнодорожные вокзалы и станции;
  • тоннели, эстакады, мосты;
  • объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
  • участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование железнодорожного транспорта.

Именно эти объекты подвергаются категорированию и дальнейшей защите от АНВ благодаря привлечению подразделений охраны, установке инженерных сооружений и технических средств, а также государственному надзору и контролю за обеспечением транспортной безопасности категорированных объектов.

Проблемы категорирования

Для того чтобы начать категорирование, назначенные исполнители собирают техническую документацию об ОТИ, далее в бумажном и электронном виде направляют ее в вышеуказанный орган для начала соответствующей процедуры. Данный этап, как и вся процедура категорирования, имеет два существенных недостатка:

  1. Ни одним нормативным правовым актом не определен перечень исходной технической документации, которую необходимо предоставить для категорирования. Фраза "предоставить полную и достоверную информацию" не может отражать реальную картину происходящего и внести ясность для назначенных на эту процедуру исполнителей. Тем более парадоксально рассматривать данный вопрос с точки зрения государственного надзора и административной ответственности за неисполнение этой обязанности.
  2. Отсутствует регламентация срока рассмотрения компетентным органом документов, предоставляемых в целях категорирования ОТИ. Информация от субъекта транспортной инфраструктуры может рассматриваться и месяц, и несколько лет в зависимости от загруженности сотрудников компетентного органа. В таких условиях работникам транспорта затруднительно планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, так как за категорированием ОТИ следуют дальнейшие мероприятия (оценка уязвимости, разработка плана обеспечения транспортной безопасности, оснащение инженерно-техническими средствами), требующие значительных капиталовложений.

Важный шаг к безопасности транспорта

Стоит отметить, что далеко не все объекты транспорта подлежат категорированию, а соответственно, и дальнейшей защите. Так, например, автобусные, трамвайные и троллейбусные парки давно находятся вне правового поля законодательства о транспортной безопасности. Важно или нет защищать эти объекты от внешних посягательств, может самостоятельно судить каждый обыватель и каждый эксперт.

Из вышеуказанных количественных показателей, установленных Минтрансом России, видно, что категорирование осуществляется не просто так, а на основании объективных статистических показателей по каждому виду и типу транспорта и криминогенной обстановки в регионе.

Можно с уверенностью говорить, что процедура отнесения ОТИ к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий является важным шагом на пути к устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2023

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

Фото: ru.freepik.com

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №1/2023
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...