2023 год и начало 2024-го оказались весьма насыщенными в плане нормативных изменений в сфере противопожарной защиты. В данной статье подробно рассматриваются нововведения по линии двух ведомств – МЧС России и Минстроя России.
Проектирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов нередко требует применения нестандартных решений и зачастую происходит за пределами существующих нормативных требований. А это напрямую связано с той нормативной базой, на которую инженеры могут опираться.
В этой связи актуальным является совершенствование законодательства и нормативной базы в данной сфере и их актуализация с учетом современных материалов и технологий.
Кроме того, долгие годы остро стояли проблемы, связанные с наличием двойного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов – со стороны МЧС России и Минстроя России. Сегодня значительную часть нормативных коллизий в этой сфере удалось снять.
Прошлый, 2023, год выдался достаточно плодотворным: принят, вступил в действие ряд нормативных документов в области пожарной безопасности и строительства, в том числе давно ожидаемых. Внесены изменения в нормативные документы по пожарной безопасности, основанные на решениях, ранее принятых в рамках специальных технических условий (СТУ).
1. ФЗ-276 от 14.07.2022 – о внесении изменений в ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Закон принят в 2022 г., но его активная апробация пришлась как раз на 2023 г.
Законом уточнен перечень документов, относящихся к нормативным документам по пожарной безопасности (ст. 4, ч. 3):
Уточнен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6):
Часть 1 статьи 6: "1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и включающих в себя комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи".
Таким образом, законодатель расширил перечень условий подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Введены новые формы – специальные технические условия (СТУ), стандарты организаций (СТО), результаты исследований, расчетов и (или) испытаний.
При этом СТУ и СТО отнесены к нормативным документам по пожарной безопасности.
Эти нововведения, безусловно, расширят возможности для нестандартного проектирования.
ФЗ-370 от 24.09.2022 г. – внесены изменения в ст. 24 и 37 Федерального закона ФЗ-69 "О пожарной безопасности". Указанные требования вступают в силу с 1 марта 2025 г.
Законом установлены требования к квалификации лиц, привлекаемых к выполнению работ в области пожарной безопасности и ответственных за пожарную безопасность на объекте:
В текущем (2024) году ожидается конкретизация квалификационных требований к данным категориям работников.
Приказ МЧС России от 24 ноября 2022 г. № 1173 "Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре" вступил в силу с 1 марта 2023 г.
Важно для объектов с массовым пребыванием людей. Требования распространяются на проектирование систем передачи извещений о пожаре (СПИ) для оснащения зданий, в том числе пожарных отсеков. Детализированы требования к проектированию приборов пультовых и объектовых оконечных (далее – ППО и ПОО), требования к размещению автоматизированного рабочего места диспетчера.
Приказ МЧС России от 14 ноября 2022 г. № 1140 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности". Вступил в силу с 1 сентября 2023 г.
Новая методика определения расчетных величин пожарного риска для зданий, сооружений и пожарных отсеков распространяется на жилые и общественные здания классов пожарной опасности Ф1 – Ф4, класса Ф5 – в части стоянок легковых машин без техобслуживания и ремонта, а также помещений класса Ф5 (кроме категорий А и Б) в составе зданий классов Ф1 – Ф4.
Установлены основные расчетные зависимости. Приведены правила расчета индивидуального риска и разработки дополнительных противопожарных мероприятий.
Вводится взамен методики, утвержденной приказом МЧС России 30 июня 2009 г. № 382.
Приказ МЧС России от 21 ноября 2023 г. № 1203. Изменения № 1 в СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Вступил в действие с 01.01.2024 г.
1. Общие требования:
2. Жилые здания:
3. Возможность не предусматривать в квартирах аварийные выходы при условиях:
1. Добавлены требования к эвакуации с антресолей:
2. Добавлены требования размещению детских игровых зон и к эвакуации из них:
Размещение указанных помещений и зон на антресолях не допускается.
Для детских комнат до 100 кв. м. допускается один выход при наличии до 20 человек.
3. Исключен подраздел 7.11. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани.
4. Здания школ:
5. Требования к пожаробезопасным зонам (дополнено):
Приказ МЧС России от 25 декабря 2023 г. № 1329. Изменения № 1 в СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности". Вступает в действие с 01.03.2024 г. В этом приказе:
Приказ Росстандарта от 13 февраля 2023 г. № 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступил в действие с 13 февраля 2023 г.
Отменен приказ Росстандарта от 14.07.2020 г. № 1190.
Новый перечень включает в себя 145 документов (ранее было 252) – ГОСТы и СП, по разделам:
Минстрой России провел кардинальные изменения в ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":
1. Принят Федеральный закон от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступает в силу 01.09.2024 г.
Ч. 2 ст. 5 изложена в новой редакции: "Безопасность зданий, сооружений... обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона".
Важно: СТУ как одно из условий соответствия безопасности объекта исключены!
Ст. 6 изложена в следующей редакции: "Статья 6. Документы, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
1. Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:
1) национальные стандарты Российской Федерации (далее – национальные стандарты) и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);
2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
3) стандарты организаций;
4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".
СТУ исключены!
Ст. 8 изложена в следующей редакции: "Статья 8. Требования пожарной безопасности Пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из регламента исключаются иные требования пожарной безопасности, теперь это компетенция ФЗ-123!
В этой связи требования пожарной безопасности, ранее содержавшиеся в сводах правил, подготовленных Минстроем России в соответствии с ФЗ-384, должны быть включены также и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-123 (требуется внесение изменений в приказ Росстандарта № 318 от 12.02.2023 г.).
В ст. 15 абзац 1 части 6 изложен в редакции:
"6. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий".
Таким образом, термин "СТУ" из технического регламента исключается, а заказчику предоставляется возможность самостоятельно определять состав нормативных требований.
Подводя итог, следует отметить единство позиции двух ведомств относительно введения в практику такого документа, как стандарт организации. Стандарты должны быть согласованы в установленном порядке (для каждого ведомства – свой порядок!), и в дальнейшем они станут важным инструментом для гибкого проектирования.
Вместе с тем такой инструмент, как специальные технические условия (СТУ), по мнению Минстроя, является избыточным и должен быть исключен, при этом позиция МЧС России заключается в том, что СТУ не только важны, но и законодательно отнесены к нормативным документам в области пожарной безопасности (вместе со стандартом организации).
Оба ведомства в своих технических регламентах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апеллируют к активному применению результатов исследований, расчетов и испытаний, однако их широкое использование при проектировании противопожарной защиты существенно ограничено отсутствием достаточного количества апробированных методик, которые принимались бы органами экспертизы.
В этом направлении и МЧС России, и Минстрою еще предстоит поработать.
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"
Изображение от rawpixel.com на Freepik