Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 29 октября. BPM/ECM-платформы для автоматизации бизнес-процессов 30 октября. Управление данными для современного цифрового предприятия 31 октября. Комплексная безопасность объектов промышленности   Регистрируйтесь и участвуйте!

Нормативное регулирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов

Константин Белоусов, 08/07/24

 Итоги 2023-го и новации 2024 года

2023 год и начало 2024-го оказались весьма насыщенными в плане нормативных изменений в сфере противопожарной защиты. В данной статье подробно рассматриваются нововведения по линии двух ведомств – МЧС России и Минстроя России.

Проектирование противопожарной защиты уникальных и сложных объектов нередко требует применения нестандартных решений и зачастую происходит за пределами существующих нормативных требований. А это напрямую связано с той нормативной базой, на которую инженеры могут опираться.

В этой связи актуальным является совершенствование законодательства и нормативной базы в данной сфере и их актуализация с учетом современных материалов и технологий.

Кроме того, долгие годы остро стояли проблемы, связанные с наличием двойного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов – со стороны МЧС России и Минстроя России. Сегодня значительную часть нормативных коллизий в этой сфере удалось снять.

Прошлый, 2023, год выдался достаточно плодотворным: принят, вступил в действие ряд нормативных документов в области пожарной безопасности и строительства, в том числе давно ожидаемых. Внесены изменения в нормативные документы по пожарной безопасности, основанные на решениях, ранее принятых в рамках специальных технических условий (СТУ).

All-over-IP 2024 12 – 13 ноября | живой старт  и встречи 14 ноября  – 6 декабря | онлайн

Нововведения по линии МЧС России

1. ФЗ-276 от 14.07.2022 – о внесении изменений в ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Закон принят в 2022 г., но его активная апробация пришлась как раз на 2023 г.

Законом уточнен перечень документов, относящихся к нормативным документам по пожарной безопасности (ст. 4, ч. 3):

  • национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, включенные в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
  • стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и включающие в себя комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Уточнен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности (ч. 1 ст. 6): 

Часть 1 статьи 6: "1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и включающих в себя комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, согласованном в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи".

Таким образом, законодатель расширил перечень условий подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Введены новые формы – специальные технические условия (СТУ), стандарты организаций (СТО), результаты исследований, расчетов и (или) испытаний.
При этом СТУ и СТО отнесены к нормативным документам по пожарной безопасности.

Эти нововведения, безусловно, расширят возможности для нестандартного проектирования.

Изменения в ст. 24 и 37 Федерального закона ФЗ-69 "О пожарной безопасности"

ФЗ-370 от 24.09.2022 г. – внесены изменения в ст. 24 и 37 Федерального закона ФЗ-69 "О пожарной безопасности". Указанные требования вступают в силу с 1 марта 2025 г.

Законом установлены требования к квалификации лиц, привлекаемых к выполнению работ в области пожарной безопасности и ответственных за пожарную безопасность на объекте:

  • работники и лица, привлекаемые к выполнению видов деятельности в области пожарной безопасности, должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам;
  • квалификация работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности объекта, должна соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и (или) профессиональным стандартам.

В текущем (2024) году ожидается конкретизация квалификационных требований к данным категориям работников.

Нормативные документы МЧС России

Приказ МЧС России № 1173

Приказ МЧС России от 24 ноября 2022 г. № 1173 "Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре" вступил в силу с 1 марта 2023 г.

Важно для объектов с массовым пребыванием людей. Требования распространяются на проектирование систем передачи извещений о пожаре (СПИ) для оснащения зданий, в том числе пожарных отсеков. Детализированы требования к проектированию приборов пультовых и объектовых оконечных (далее – ППО и ПОО), требования к размещению автоматизированного рабочего места диспетчера.

Приказ МЧС России № 1140

Приказ МЧС России от 14 ноября 2022 г. № 1140 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности". Вступил в силу с 1 сентября 2023 г.

Новая методика определения расчетных величин пожарного риска для зданий, сооружений и пожарных отсеков распространяется на жилые и общественные здания классов пожарной опасности Ф1 – Ф4, класса Ф5 – в части стоянок легковых машин без техобслуживания и ремонта, а также помещений класса Ф5 (кроме категорий А и Б) в составе зданий классов Ф1 – Ф4.

Установлены основные расчетные зависимости. Приведены правила расчета индивидуального риска и разработки дополнительных противопожарных мероприятий.

Вводится взамен методики, утвержденной приказом МЧС России 30 июня 2009 г. № 382.

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Приказ МЧС России № 1203

Приказ МЧС России от 21 ноября 2023 г. № 1203. Изменения № 1 в СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Вступил в действие с 01.01.2024 г.

1. Общие требования:

  • допускается предусматривать лестничные клетки без естественного освещения для зданий высотой до 28 м (Н2 и Н3) и выше 28 м (Н2 + тамбур шлюз на этажах) при наличии искусственного освещения с электроснабжением по 1-й категории;
  • исключена обязательность применения лестничной клетки типа Н1 в зданиях высотой более 28 м классов Ф1 – Ф4: допускается предусматривать незадымляемые л/к типа Н3 либо типа Н2, при этом не менее 50% л/к должны быть незадымляемыми типа Н1 либо Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха и выходом непосредственно наружу.

2. Жилые здания:

  • для жилых зданий высотой до 75 м вместо лестничной клетки типа Н1, предусматриваемой в соответствии с п. 6.1.1 настоящего свода правил, в зданиях с общей площадью квартир на этаже секции до 550 кв. м эвакуационный выход допускается предусматривать на лестничную клетку типа Н2 при выполнении условий…;
  • для жилых зданий высотой более 75 м требования к количеству эвакуационных выходов с этажей следует предусматривать в соответствии с СП 477.1325800;
  • для жилых зданий высотой до 75 м с общей площадью квартир на этаже (этаже секции) от 500 до 550 кв. м допускается устройство одного эвакуационного выхода с этажа…;
  • возможность устройства л/к типа Л2 в жилых домах высотой до 28 м (класса Ф1.3, I и II ст. огн.) при условии: 
    – двери, выходящие на л/к, противопожарные 2-го типа;
    – здание оборудуется СПС и СОУЭ 2-го типа; 
    – квартиры, расположенные выше 4 м, должны иметь аварийный выход; 
    – в лестничной клетке следует предусмотреть световой колодец между маршами и светопрозрачный участок покрытия с наличием дымового люка (фонаря), открывающегося автоматически;
  • на путях эвакуации и в л/к предусмотреть эвакуационное освещение электроснабжения по 1-й категории.

3. Возможность не предусматривать в квартирах аварийные выходы при условиях:

  • устройство спринклерной АУПТ по всей площади квартир;
  • при одновременном выполнении следующих мероприятий:
    – отделка путей эвакуации НГ;
    – оснащение СОУЭ не ниже 3-го типа;
    – оборудование здания (секции) системой противодымной защиты, л/к – типа Н1 или Н2 с входами через тамбур-шлюз 1-го типа;
    – устройство в здании не менее одного лифта для пожарных;
    – отделение квартир от коридоров и соседних помещений перегородками не менее EI 45 с установкой противопожарных дверей 2-го типа, или защитой проемов спринклерными оросителями АУПТ на расстоянии не более 0,5 м от верхней границы защищаемого проема с интенсивностью орошения не менее 0,08 л/с кв. м.

Общественные здания – объекты классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 1.

1. Добавлены требования к эвакуации с антресолей:

  • не менее двух эвакуационных выходов, ведущих наружу непосредственно или через коридор (холл) на лестничные клетки непосредственно или через коридор (холл) на лестницы 2-го типа, ведущие на уровень пола помещения, в котором они расположены;
  • один эвакуационный выход – при площади антресоли до 300 кв. м и пребывании до 20 человек.

2. Добавлены требования размещению детских игровых зон и к эвакуации из них:

  • размещение детских игровых зон не выше 3-го этажа;
  • наличие не менее двух эвакуационных выходов;
  • длина эвакуационного пути по коридору не должна превышать 15 м.

Размещение указанных помещений и зон на антресолях не допускается.

Для детских комнат до 100 кв. м. допускается один выход при наличии до 20 человек.

3. Исключен подраздел 7.11. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани.

4. Здания школ:

  • допускается размещение учащихся с 1-го по 4-й классы на 3-м этаже школ в отдельных учебных блоках (зданиях);
  • допускается размещение учащихся с 7-го по 11-й классы на 4 и 5-м этажах зданий школ при выделении общих путей эвакуации (коридоры, холлы) противопожарными перегородками 1-го типа. При ограничении площади учебных помещений для учащихся с 7-го по 9-е классы до 30% от общей площади этажа в пределах пожарного отсека.

5. Требования к пожаробезопасным зонам (дополнено):

  • допускается располагать под помещениями пожаробезопасных зон помещения, в которых отсутствует пожарная нагрузка или пожарная нагрузка ограничена (лестничные клетки, лифтовые холлы, пожаробезопасные зоны, санузлы, помещения категории В4 или Д и пр.);
  • устройство пожаробезопасных зон 4-го типа в лестничных клетках типа Л1 или Л2 допускается при устройстве входов на лестничные клетки через противопожарные дымогазонепроницаемые двери 1-го типа для зданий I и II степени огнестойкости и 2-го типа для зданий III и IV степени огнестойкости;
  • при этом в указанных лестничных клетках не допускается размещение пассажирских лифтов обычного исполнения.

Приказ МЧС России № 1329

Приказ МЧС России от 25 декабря 2023 г. № 1329. Изменения № 1 в СП 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности". Вступает в действие с 01.03.2024 г. В этом приказе:

  • дополнены и актуализированы термины и определения;
  • уточнены нормы расхода воды на наружное пожаротушение зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, расходов воды на наружное пожаротушение производственных объектов и стоянок автомобилей;
  • уточнен порядок размещения пожарных резервуаров и пожарных водоемов, а также другие требования пожарной безопасности, необходимые для проектирования систем водоснабжения, обеспечивающих противопожарные нужды.

Приказ Росстандарта

Приказ Росстандарта от 13 февраля 2023 г. № 318 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступил в действие с 13 февраля 2023 г.

Отменен приказ Росстандарта от 14.07.2020 г. № 1190.

Новый перечень включает в себя 145 документов (ранее было 252) – ГОСТы и СП, по разделам:

  1. Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.
  2. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов защиты.
  3. Требования к установкам пожаротушения.
  4. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, материалам и изделиям.
  5. Требования пожарной безопасности к электрооборудованию, электротехнической и кабельной продукции.

Самая важная законодательная новация по линии строительства

Минстрой России провел кардинальные изменения в ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений":

1. Принят Федеральный закон от 25.12.2023 г. № 653-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Вступает в силу 01.09.2024 г.

Часть 2 статьи 5

Ч. 2 ст. 5 изложена в новой редакции: "Безопасность зданий, сооружений... обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований, устанавливаемых одним или несколькими документами, предусмотренными частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона".

Важно: СТУ как одно из условий соответствия безопасности объекта исключены!

Статья 6

Ст. 6 изложена в следующей редакции: "Статья 6. Документы, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона

1. Документами, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, являются:

1) национальные стандарты Российской Федерации (далее – национальные стандарты) и (или) своды правил (часть национального стандарта и (или) часть свода правил);

2) международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;

3) стандарты организаций;

4) результаты применения предусмотренных частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, утвержденные лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

СТУ исключены!

Статья 8

Ст. 8 изложена в следующей редакции: "Статья 8. Требования пожарной безопасности Пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Из регламента исключаются иные требования пожарной безопасности, теперь это компетенция ФЗ-123!

В этой связи требования пожарной безопасности, ранее содержавшиеся в сводах правил, подготовленных Минстроем России в соответствии с ФЗ-384, должны быть включены также и в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ-123 (требуется внесение изменений в приказ Росстандарта № 318 от 12.02.2023 г.).

Статья 15

В ст. 15 абзац 1 части 6 изложен в редакции:

"6. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации здания, сооружения, вправе обосновать соответствие архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий, содержащихся в этой проектной документации, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, в том числе в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, одним или несколькими из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий".

Таким образом, термин "СТУ" из технического регламента исключается, а заказчику предоставляется возможность самостоятельно определять состав нормативных требований.

Заключение

Подводя итог, следует отметить единство позиции двух ведомств относительно введения в практику такого документа, как стандарт организации. Стандарты должны быть согласованы в установленном порядке (для каждого ведомства – свой порядок!), и в дальнейшем они станут важным инструментом для гибкого проектирования.

Вместе с тем такой инструмент, как специальные технические условия (СТУ), по мнению Минстроя, является избыточным и должен быть исключен, при этом позиция МЧС России заключается в том, что СТУ не только важны, но и законодательно отнесены к нормативным документам в области пожарной безопасности (вместе со стандартом организации).

Оба ведомства в своих технических регламентах (ФЗ-123 и ФЗ-384) апеллируют к активному применению результатов исследований, расчетов и испытаний, однако их широкое использование при проектировании противопожарной защиты существенно ограничено отсутствием достаточного количества апробированных методик, которые принимались бы органами экспертизы.

В этом направлении и МЧС России, и Минстрою еще предстоит поработать.

Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"

Изображение от rawpixel.com на Freepik

SS_Security and Safety

Темы:Пожарная безопасностьПожаротушениеКаталог "Пожарная безопасность"
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...