В настоящее время готовится новая редакция СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности". В документе 80 листов; необходимость обновления его структуры и содержания, а также объема не вызывает сомнения. Автор статьи делится своим мнением, основанным на многолетнем практическом опыте работы, относительно того, что в своде правил хотелось бы изменить, а что оставить.
Безопасность людей закладывается в нормативных документах и реализуется в том числе через использование систем оповещения и управления эвакуацией (далее – СОУЭ), действия предприятий и надзорную деятельности в этой части.
При разработке нового проекта нормативного документа СП 3.13130 полезно:
Новый свод правил призван улучшить ситуацию с СОУЭ на предприятиях. Однако, по ряду соображений, в дополнение к нему следует вернуть в прежнем объеме пожарный надзор в части СОУЭ, а разработчикам – более рационально подходить к созданию и усовершенствованию нормативных документов.
При разработке нормативного документа необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее – Конституция) гражданину Российской Федерации гарантируется государственная защита прав на жизнь, охрану здоровья и безопасность, указанные в ст. 20, 41, 45 и 71.
Исходя из Конституции, обеспечение безопасности человека – это обязанность государства, а сохранности имущества – обязанность собственника, с учетом требований государства к пожарной безопасности из-за особой опасности пожаров для страны.
Для обеспечения пожарной безопасности человека в зданиях и сооружениях одними из самых важных и основных элементов являются система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ), надзорная деятельность в этой сфере и рациональный подход к разработке нормативных документов. Именно поэтому СОУЭ должна иметь приоритет во взаимодействии с со следующими системами:
Это должно быть отражено в разрабатываемом документе.
При разработке нормативов пожарной безопасности важно учитывать имеющийся опыт и сохранять преемственность, совершенствовать имеющиеся нормативы, не навредить с нововведениями.
Исходя из положений Конституции, из СП 3.13130.2009 необходимо сохранить следующие формулировки, имеющие наиболее полное определение:
Учитывая, что свод правил содержит в основном технические требования, необходимо ввести из ГОСТ Р 59639–2021 п. 3.24 с уточнением термина "СОУЭ": "Система технических средств оповещения и управления эвакуацией – это совокупность технических средств (приборов управления оповещателями, пожарных оповещателей, оборудования громкоговорящего речевого оповещения и телекоммуникационного оборудования для коммутации сообщений (сигналов), подключения к линиям и каналам связи", а также дополнение: "соединительных линий, эвакуационных знаков, зон оповещения людей о пожаре, местного, дистанционного и автоматического управления, электропитания, пожарного поста и др., предназначенных для оповещения людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации".
Любая совокупность, в том числе и технических средств системы оповещения и управления эвакуацией, состоит из компонентов, потому полезно ввести п. 3.7 из ГОСТ Р 59639–2021 "Компоненты: оборудование, технические средства СОУЭ".
Для обеспечения надежности СОУЭ целесообразно сохранить п. 3.3 в редакции из СП 3.13130.2009: "СОУЭ должна включаться (иметь управление):
Полезно сохранить термины, используемые в СП 3.13130.2009:
Следует также обозначить приоритет СОУЭ во взаимодействии с другими системами пожарной защиты. Соответственно, в новом СП 3.13130 (как пример) п. 4.1. уместно изложить следующим образом: "Оповещение людей о возникновении пожара, управление эвакуацией людей для обеспечения их безопасной эвакуации при пожаре в здании, сооружении должно осуществляться СОУЭ приоритетно во взаимодействии с системами пожарной сигнализации и автоматических и (или) автономных установок пожаротушения и систем противодымной вентиляции здания, сооружения, а также объемно-планировочных и конструктивных решений эвакуационных путей и выходов в здании, сооружении и реализованных организационно-технических мероприятий".
Содержание разделов СП должно в основном определяться определением СОУЭ.
Принимая во внимание в том числе термин "система технических средств оповещения и управления эвакуацией", в содержании новой редакции СП 3.13130 следует, с учетом названий разделов из СП 3.13130.2009 и дополнения к ним, ввести новые разделы о технических требованиях к системе и компонентам при проектировании системы технических средств оповещения и управления эвакуацией:
Пояснение: оборудование громкоговорящее речевое оповещения и телекоммуникационное оборудование для коммутации сообщений (сигналов); электропитание; приборы управления оповещателями; соединительные линии; радиоканальная линия связи, местное, дистанционное и автоматическое управление; эвакуационные знаки; зоны оповещения людей о пожаре; подключения к линиям и каналам связи; пожарный пост; другие компоненты, предназначенные для оповещения людей о пожаре.
Разделы в содержании новой редакции СП 3.13130 необходимо дополнительно рассмотреть более рационально и подробно. Имеется очень много вопросов, включая двойное толкование, необоснованность ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, например, к разделу 5 "Требования к звуковому и речевому оповещению людей о пожаре и управлению эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении", а также к другим разделам.
1. Исключить Приложение В (рекомендуемое) "Сигнал эвакуации". Пояснение: требуются годы для перестройки промышленного производства и сертификации соответствующих компонентов, а необходимость такой перестройки должна быть подтверждена технико-экономическим обоснованием и изменением ГОСТ 34699, в котором указаны технические требования к сигналам пожарных оповещателей.
2. Исключить Приложение Г (рекомендуемое) "Определение области действия светового оповещателя". Пояснение: необходимо уточнение текста приложения и вначале внести изменения в ГОСТ 34699, а необходимость изменений требований к световому оповещателю должна быть подтверждена технико-экономическим обоснованием.
3. Исключить Приложение Д (справочное) "Рекомендации по выполнению электроакустического расчета" и ввести его в содержание в виде основного раздела "Требование по выполнению электроакустического расчета". Пояснение: введение нового раздела устранит многочисленные проблемы проектирования и контроля СОУЭ.
После уточнения "Содержания" и перекомпоновки информации в разделах необходимо рассмотреть разделы и приложения дополнительно для исключения двойного толкования, необоснованности ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, а также для понимания того, как пожарный надзор будет контролировать нормативные требования.
В зданиях, сооружениях на стадии проектов модернизации в большинстве случаев не реализуются проекты СОУЭ, хотя их стоимость на прядки меньше стоимости модернизации. Необходимо учесть это в п. 1.1. нового свода правил.
Принимая во внимание особенности требований к СОУЭ жилых зданий, с учетом взаимодействия с частными лицами, необходимо вывести из новой редакции СП 3.13130 требования к СОУЭ жилых зданий, для этого нужен отдельный документ.
Необходимо разделить понятия "световой оповещатель для оповещения о пожаре" и "световой оповещатель как световой указатель для светового управления эвакуацией людей при пожаре в здании, сооружении".
Для разработки нормативных документов и тем более проведения "революционных" изменений разработчикам необходимо изучать реальную ситуацию с СОУЭ на предприятиях. Возможно, будет полезна нижеследующая информация.
Как показывает опрос представителей некоторых предприятий, есть проблемы взаимодействия между собственниками, службами предприятия и проектными организациями, носящие системный характер, одна из них – минимизация затрат. Дело в том, что при решении основных технических проблем строительства предприятия (капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения и др.) вопросы пожарной безопасности по СОУЭ часто отдаются на откуп проектировщикам и в числе требований при заключении договорных отношений появляется минимум затрат.
Отчасти это делается из-за ошибочного понимания мер ответственности некоторыми руководителями подразделений предприятий, отвечающих за капитальное строительство, пожарную безопасность и др. Часто они считают, что "не их обязанность" вникать в общие типовые технические вопросы проекта СОУЭ по реальному уровню шумов, соответствующему выбору оповещателей, оценке их количества и т.п.
С другой стороны, нормативные документы возлагают часть ответственности также и на техническую службу предприятия, которая в том числе осуществляет контроль за соблюдением проектной дисциплины, правил и норм пожарной безопасности, а также заключает с проектными организациями договоры на разработку проектов реконструкции предприятия и осуществляет контроль за их разработкой. Однако в то же время у технической службы много других проблем по основному производству, и проблемы проектирования СОУЭ уходят на второй план.
Проектные же организации для минимизации собственных затрат на разработку СОУЭ для предприятий-заказчиков применяют свои типовые решения по оповещателям, занижая уровень шумов, не изучая появившиеся современные излучатели звука, более выгодные заказчикам проектов для обеспечения требований нормативных документов. При этом эксплуатируется вера заказчиков в проектировщиков, а со стороны проектировщиков наблюдается некритическое отношение к недостаткам технического задания, предварительного согласования документации и т.д.
В последние годы проекты СОУЭ становятся составной частью проектов систем пожарной сигнализации и автоматических и (или) автономных установок пожаротушения. В ряде этих проектов СОУЭ не выделяется отдельным проектом, ей бывают уделены только несколько абзацев.
Имеют место и случаи собственной трактовки или двойного толкования правил. Например: при звуковом оповещении защищаемого помещения при уровне шума более 95 дБА мигающего светового оповещателя достаточно и звуковой оповещатель не требуется, или необязательно соблюдать условия +15 дБА к уровню шума помещения и др.
Иногда заказчики, занимая позицию "будут замечания – будем исправлять", зачастую, реализовав при строительстве проект СОУЭ, далее при контроле пожарного надзора вынуждены планировать ее модернизацию при эксплуатации, то есть платить дважды.
Деятельность пожарного надзора в последние годы резко сократилась, в том числе и из-за законодательных ограничений, что позволяет заказчикам надеяться, что проверка их не коснется.
В конечном итоге не обеспечивается требование Конституции по гарантии государственной защиты прав на жизнь, охрану здоровья и безопасность, указанные в ст. 20, 41, 45 и 71. Создается впечатление, что нет также достаточного опыта в части пожарного надзора для совершенствования нормативных требований свода правил.
Пожарный надзор в части СОУЭ надо возвращать.
Новая редакция СП 3.13130 требует доработки с учетом:
Необходимо также работать над тем, чтобы нормативные документы были более рациональны, без двойного толкования и направлены в том числе на улучшения взаимодействия между службами предприятия, проектными, монтажными организациями и пожарным надзором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 1/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение сгенерировано нейросетью