ФБГУ ВНИИПО МЧС России представило окончательную редакцию СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности". Необходимость его обновления не вызывала сомнений, ведь в действующем СП 3.13130.2009 всего восемь страниц, а в новом документе 65. Работа проведена большая. Однако, по нашему мнению, есть необходимость переработать и окончательную редакцию СП 3.13130.
Наше предприятие, как производитель средств пожарной сигнализации (СПС), имея многолетний опыт сотрудничества с проектными, монтажными организациями и предприятиями – заказчиками средств оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), весьма детально проработало текст документа, подготовило замечания и предложения с соответствующими обоснованиями и направило материалы разработчику по первой редакции СП 3.13130. Было подано более 85 замечаний, предложений, пояснений к содержанию, разделам 1, 3, 5, 6, отдельным приложениям, однако многие принципиальные формулировки не приняты во внимание. Мы уже излагали свою точку зрения на новый свод правил в журнале "Системы безопасности" № 1/2025. Приведем новые аргументы в пользу необходимости доработки данного нормативного документа.
Известно, что в звуковом восприятии человека область слышимости составляет 16–20 тыс. Гц, она ограничена по высоте и силе звука. Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого, – это порог слышимости.
Разностным порогом частоты называют минимальный прирост частоты звука к его первоначальной частоте – 3 Гц. Разностным порогом силы звука называют минимальный прирост силы звука, дающий усиление первоначальной громкости, – 1 дБ.
Применительно к СОУЭ надо учитывать, что шум на производстве чаще всего непостоянный (разница может составлять 5 дБА и более), в условиях опасности человек быстрее реагирует на звуковой сигнал тревоги, он воспринимается человеком почти мгновенно, реакция на него в пять – семь раз быстрее, чем на световой.
Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны быть выше на 15 дБА постоянного шума в защищаемом помещении и временного шума. Кроме этого необходимо понимание, что в производственных зданиях основными источниками шума различного назначения является технологическое и инженерное оборудование.
Имеются особенности: люди могут быть в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях может быть уровень звука шума более 95 дБА. В этом случае звуковые оповещатели необходимо дополнительно комбинировать со световыми оповещателями красного цвета или использовать комбинированные звукосветовые оповещатели.
В защищаемом помещении уровень шума может быть и более 115 дБ, звуковые сигналы СОУЭ при ограничении в 120 дБА могут быть менее 15 дБА над уровнем шума. При этом слышимость имеется благодаря особенностям звука оповещателя (конкретная частота и модуляция), различимости разницы в сигналах 1 дБА и частоты сигналов на 3 Гц.
Имеется особенность распространения звука: в зоне до 1 м от оповещателя может быть более 120 дБА.
Оповещатели СОУЭ в России в настоящее время используют в основном модулированный сигнал (НПБ 77-98 п. 8.1.2, ГОСТ 21786-76 п. 1.3.) и за длительный период к этому приучено население.
Звуковые сигнализаторы неречевых сообщений должны обеспечивать привлечение внимания работающего оператора путем неожиданности подачи сигнала, изменением уровня звукового давления, модуляции по частоте и уровню звукового давления, увеличением длительности звучания, частоты следования. Модулированный звуковой сигнал пожарной опасности вызывает у человека первобытный инстинкт, желание убежать от опасности (уровень реакции).
В окончательной редакции СП 3.13130 (Приложение В) выбрана трехимпульсная форма сигнала. Подобный импульсный сигнал используется в некоторых зарубежных странах, и население к этому приучено за очень длительный период.
Революционность, переход на импульсный сигнал (сигнал-пауза), указанный в Приложении В окончательной редакции свода правил СП 3.13130, не является рациональным, так как:
Требование, что для обеспечения однозначного распознавания временного шаблона сигнала эвакуации звуковые сигналы эвакуации должны быть синхронизированы (п. 6.7) в пределах помещения, имеет следующие последствия: вместо выпускаемых оповещателей в промышленности надо разработать и провести подготовку производства на выпуск систем оповещения, состоящих из динамиков (пьезопреобразователей) и генераторов сигналов с возможностью подстраивать каждый излучатель звука под заданный временной сигнал, а также специализированных приборов для измерения и подстройки временных сигналов. Для этого необходимы серьезные инвестиции.
Могут быть также последствия, связанные с расстановкой синхронизированных оповещателей: сложение двух звуковых сигналов в местах пересечения дает + 6 дБА (расположение на стенах), а четырех – + 12 дБА (расположение потолочное).
Революционность, переход на использование одной частоты, где основная частота звука сигнала эвакуации должна находиться в пределах 460 –1000 Гц (Приложение В) имеет серьезные экономические последствия. Оповещатели на основе пьезокерамики, которые на рынке занимают более 70% его емкости, имеют в оповещателях частоту 2,8–3,8 кГц. За счет резонанса их энергопотребление и цена в два и более раза меньше, чем у оповещателей, работающих на динамическом принципе. Увеличение потребляемой мощности почти пропорционально увеличивает стоимость СОУЭ.
Разработчики не представили данные, что заказчикам нужно будет оплачивать за СОУЭ в два раза больше в связи со статистикой или научными исследованиями, что население не реагирует на сигнал о пожаре кроме как на частотах 460–1000 Гц.
Еще одно новшество, которого не было в СП 3.13130.2009: "п. 6.8.2. В помещениях с эквивалентным УЗД постоянного шума свыше 85 дБА слышимость может быть обеспечена согласно п. 6.7.4 или должна быть обеспечена УЗД сигнала оповещения о пожаре не менее 105 дБА на высоте 1,5 м от уровня пола помещения в любой его точке с учетом обязательного применения дополнительных способов оповещения о пожаре".
С одной стороны, формулируется требование "превышение оповещения + 15 дБА над шумом", то есть 85 дБА + 15 дБА = 100 дБА, с другой стороны, идет ужесточение требований "не менее 105 дБА". То есть превышение + 20 дБА. Это непонятно и приведет к увеличению количества оповещателей.
Следующий пример. "П. 6.8.4. Для предотвращения негативного влияния на органы слуха оповещаемых УЗД создаваемый ОП не должен превышать 110 дБА на высоте 1,5 м от уровня пола помещения (покрытия эксплуатируемой кровли, террасы) и не более 120 дБА в других доступных при нормальной эксплуатации местах без применения лестниц и подъемников".
Неясно, откуда взялся норматив "110 дБА на высоте 1,5 м". Если это санитарная норма, то пять минут оповещения на восемь часов рабочего времени – это скорее импульсный шум, и норма при этом 125 дБА.
Это несоответствие приведет к увеличению количества оповещателей. К примеру, при использовании оповещателя на 115 дБА/м ослабление звука для 4 м будет 109 дБА, для 3 м – более 110 дБА.
Указанные ограничения необходимо убрать.
Предложенный световой способ оповещения предусматривает смену понятий "световое оповещение человека от светового оповещателя" на "световое оповещение за счет отраженного света от пола и стен" с показателем не менее 0,4 кд/м2 не менее чем на 80% площади поверхности пола (покрытия) и стен на высоте до 2 м от пола (покрытия).
Кроме этого, требование синхронности импульсных вспышек будет вызывать желание закрыть глаза, осмыслить, куда двигаться, и только потом начать движение.
Последствие: необходима разработка, подготовка производства световых оповещателей для указанных требований, а также методики расчетов и расположения оповещателей для выполнения указанных требований при различных архитектурно-планировочных решениях.
Световой и тактильный способы оповещения (п. 6.2) рассматриваются в том числе и как самостоятельные способы оповещения. При этом не учитывается менталитет населения России, который приучен к звуковому оповещению.
Модулированный звуковой сигнал пожарной опасности у человека вызывает первобытный инстинкт, желание убежать от опасности (уровень реакции). Переход на световой и тактильный способ оповещения – это ящик Пандоры.
Подобные нормативные требования могут привести к человеческим жертвам при пожаре, кроме этого они вызывают необходимость проводить более часто периодические инструктажи по ПБ (ежемесячно в период около 60 лет, пока не будет приучено население).
Световой и тактильный способ оповещения необходимо рассматривать как дополнительный к звуковому и, в исключительных случаях, их применение отдельно с указанием в СП стоит рассматривать как исключение с введением более частых инструктажей по ПБ и других мероприятий.
Необходимо упрощение понимания и рациональности нормативных требований нового свода правил заказчиками, изготовителями оборудования, проектировщиками, монтажниками за счет:
Содержание разделов в окончательной редакции СП 3.13130 необходимо дополнительно рассмотреть более рационально и подробно.
Приведем несколько примеров.
Название раздела "Общие требования" необходимо сохранить в редакции "Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре".
В предлагаемый раздел "Требования пожарной безопасности к другим компонентам системы технических средств оповещения" перенести подразделы:
5.6. Электропитание и заземление.
В предлагаемый раздел "Требования пожарной безопасности к комплексу организационно-технических мероприятий и управлению эвакуацией людей, в том числе маломобильных групп населения" перенести п. 5.8. "Размещение органов управления и индикации СОУЭ на пожарном посту".
Образовать новое приложение в СП и перенести в него п. 5.9. "Монтаж, ввод в эксплуатацию, эксплуатация и техническое обслуживание".
При рассмотрении раздела 6 необходимо применить принцип приоритетности СОУЭ перед другими системами СПС, АУП и др., перенести ряд подразделов в другие; устранить противоречивость и двойное толкование, не вводить норматив при недостаточном технико-экономическом обосновании и без апробирования на реальных объектах, сократить или исключить общие положения, известные из других нормативных документов, и т.п.
После уточнения содержания и перекомпоновки информации в разделах необходимо вновь рассмотреть разделы и приложения дополнительно для исключения двойного толкования, из-за необоснованности ряда технических требований или ненужной информации, изложенной в виде требований, а также для понимания, как пожарный надзор будет контролировать нормативные требования.
К первой редакции СП 3.13130 нами было подано более 85 замечаний, предложений, пояснений, однако многие принципиальные формулировки не были приняты. В связи с этим считаем, что регуляторам необходимо отказать в согласовании окончательной редакции СП 3.13130 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", поручить разработчику переформатировать текст окончательной редакции СП 3.13130 с учетом поданных замечаний, принять его как предварительный и повторно запросить предложения от предприятий и организаций.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>