В последние годы внимание к вопросам безопасности информационных систем значительно возросло, что обусловлено увеличением роли соответствующих ресурсов в информационном противоборстве, расширением использования сетей, а следовательно и возможностей несанкционированного доступа к хранимой и передаваемой информации.
Информация становится гораздо более уязвимой из-за широкого развития средств, методов, форм автоматизации процессов хранения и обработки, а также массового применения персональных компьютеров, в которых она может быть незаконно изменена, похищена или уничтожена.
В РФ существует порядка 100 федеральных и региональных государственных информационных систем (ГИС).
Организации, работающие с ними, обязаны выполнять требования к защите обрабатываемых данных. Работа информационных систем в РФ определяется Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (27 июля 2006 г.). В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на четыре вида (рис.1).
ГИС создаются, модернизируются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо законодательством РФ о государственно-частном партнерстве, о муниципально-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях, а в случаях, если эксплуатация ГИС осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ, в соответствии с иными федеральными законами.
К операторам ГИС, в которых ведется обработка информации ограниченного доступа (не содержащей сведений, составляющих государственную тайну), предъявляются требования приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17 "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах". Организационные и технические меры защиты информации ГИС определяются ее масштабом, назначением или распределенностью сегментов.
Федеральный масштаб имеют ГИС, функционирующие на территории РФ (в пределах федерального округа) и имеющие сегменты в субъектах РФ, муниципальных образованиях и (или) организациях. Региональный масштаб имеют ГИС, функционирующие на территории субъекта РФ и имеющие сегменты в одном или нескольких муниципальных образованиях и (или) подведомственных и иных организациях.
Объектовый масштаб имеют ГИС, функционирующие на объектах одного федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта РФ, муниципального образования и (или) организации и не имеющие сегментов в территориальных органах, представительствах, филиалах и иных организациях.
Мероприятия для обеспечения защиты информации приведены на рис. 2.
Они также предусматривают выполнение оператором мероприятия, приведенного в п. 6, которое должно быть описано в документации на ГИС и включает:
К организационным и техническим мерам защиты информации, реализуемым в ГИС в рамках ее системы защиты информации, в зависимости от угроз безопасности информации, используемых информационных технологий и структурно-функциональных характеристик информационной системы, согласно документам ФСТЭК России, предъявляются требования, приведенные на рис. 3.
С учетом угроз безопасности информации применительно ко всем объектам и субъектам на аппаратном, системном, прикладном и сетевом уровнях, в том числе в среде виртуализации и облачных вычислений, меры защиты информации выбираются и реализуются в ГИС в рамках ее системы защиты информации.
Появление требований ФСТЭК к мобильным устройствам (в части ноутбуков, нетбуков, планшетов, смартфонов), требования к которым ранее не были формализованы в других документах ФСТЭК, безусловно, является положительным моментом. Согласно требованиям ФСТЭК установлены четыре класса защищенности ГИС, определяющие уровни защищенности содержащейся в ней информации. Самый высокий, первый, – К1, а самый низкий класс, четвертый, – К4. Класс защищенности определяется в зависимости от уровня значимости информации (УЗ), обрабатываемой в этой ГИС, и ее масштаба (федерального, регионального, объектового).
Класс защищенности (К) = [уровень значимости информации; масштаб системы]. Уровень значимости информации определяется степенью возможного ущерба для обладателя информации (заказчика) и (или) оператора от нарушения конфиденциальности (неправомерные доступ, копирование, предоставление или распространение), целостности (неправомерные уничтожение или модифицирование) или доступности (неправомерное блокирование) информации.
Тогда УЗ = [(конфиденциальность, степень ущерба) (целостность, степень ущерба) (доступность, степень ущерба)], где степень возможного ущерба определяется обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором самостоятельно экспертным или иными методами и может быть:
При обработке в ГИС двух и более видов информации (служебная тайна и иные виды информации ограниченного доступа) уровень значимости информации определятся отдельно для каждого вида информации. Итоговый уровень значимости информации устанавливается по наивысшим значениям степени возможного ущерба, определенным для конфиденциальности, целостности, доступности каждого вида информации. Класс защищенности ГИС определяется в соответствии с табл. 1.
Таблица 1
Результаты классификации ГИС оформляются соответствующим актом.
В приложении № 2 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, приведен состав мер защиты информации и их базовые наборы для соответствующего класса защищенности информационной системы. В табл. 2 приведен фрагмент таблицы из вышеназванного приложения.
Знак + означает, что данная мера защиты информации включена в базовый набор мер для соответствующего класса защищенности информационной системы.
Меры защиты информации, не обозначенные знаком +, применяются при адаптации базового набора мер и уточнении адаптированного базового набора мер, а также при разработке компенсирующих мер защиты информации в информационной системе соответствующего класса защищенности.
Технические меры защиты информации реализуются посредством применения средств защиты информации, имеющих необходимые функции безопасности, на основании нормативных документов ФСТЭК. В ГИС 1 и 2 классов защищенности применяются средства защиты информации, программное обеспечение которых прошло проверку не ниже чем по четвертому уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей, а также:
В ГИС третьего класса защищенности применяются:
В ГИС четвертого класса защищенности применяются:
Защита ГИС представляет собой комплекс мероприятий для обеспечения защиты информации, обрабатываемых в них, и состоит из этапов, указанных в табл. 3.
Таблица 3
Рассмотренные выше положения характеризуют состояние законодательной базы, технические и организационные меры по защите информации, предпринимавшиеся до настоящего времени. Однако в условиях гибридной войны особое значение приобретают угрозы в информационной сфере.
Стратегия национальной безопасности РФ не дает точного определения угрозы в информационной сфере, но называет некоторые из них:
Это внешние угрозы, которые обусловлены конкурентным характером развития межгосударственных и международных отношений.
Внутренние угрозы связаны с недостаточно быстрым и четким проведением экономических, социально-политических преобразований, а также актуальных изменений в сфере ИБ.
Концепция национальной безопасности называет их в качестве предпосылок возникновения угроз. К источникам внутренних угроз относятся:
Для нейтрализации информационных угроз существует исторически сложившаяся система сохранения государственной тайны, включающая подсистемы:
В сферу интересов иностранных технических разведок наряду с традиционными вовлекаются вопросы государственного управления, технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым был открыт в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, внедрением компьютерных технологий.
Информационная среда оказывает влияние на национальную безопасность, так как внедрение новейших технологий во все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства создает, наряду с большим количеством положительных моментов, и предпосылки для возникновения новых вызовов и угроз. Убеждение в том, что информационное оружие в состоянии обеспечить разрешение потенциальных военных конфликтов на ранней стадии и даже исключить применение обычных вооруженных сил, приобретает в мире все более широкое распространение.
В настоящее время идет поиск эффективных направлений, форм и методов обеспечения информационной безопасности, нейтрализации угроз безопасности информации. Насколько большое внимание руководством страны уделяется национальной безопасности, суверенитету РФ и их основе – информационной безопасности, видно из того, что первым документом, опубликованным после утверждения ЦИК итогов голосования по вопросу поправок в Конституцию, стало постановление Правительства РФ № 963 от 30 июня 2020 г. "О реализации пилотного проекта по использованию российских криптографических алгоритмов и средств шифрования в государственных информационных системах".
Целями пилотного проекта являются:
В проекте участвуют Единый портал госуслуг, ГИС ЖКХ, ЕГИССО и ФГИС "Реестры программ для ЭВМ и баз данных". В рамках проекта планируется перевести госорганы, организации и граждан на электронное взаимодействие с использованием отечественных сертифицированных шифровальных (криптографических) средств.
Деятельность объектов топливно-энергетического комплекса существенно влияет на экономику РФ и подчас определяет политические решения, поэтому в условиях гибридной войны требуется повышенное внимание к организации обеспечения их информационной безопасности. В связи с этим необходимо:
Наряду с принятием решений в области обеспечения информационной безопасности ГИС в условиях гибридной войны требуется повышенное внимание к организации обеспечения информационной безопасности в гуманитарной сфере, выработке эффективных мер обеспечения морально-психологической защищенности.
Существенным отличием сегодняшней ситуации от относительно недавних времен является то, что сейчас российское общество вынуждено вернуться к утраченной за последние десятилетия, но стихийно возрожденной в условиях пандемии исключительно важной консолидации общественности.
С учетом того что в условиях гибридной войны деятельность объектов самых разных сфер деятельности требует повышенного внимания к организации обеспечения информационной безопасности, необходима разработка и реализация новых, более жестких, мер, исключающих несанкционированный доступ к их информационным ресурсам, разработка типовых средств инженерной укрепленности специальных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа. В первую очередь это относится к данным, составляющим различные виды тайны, которые уже во время пандемии использовались иностранными специальными службами и пропагандистскими структурами для проведения информационных кампаний по дискредитации нашей страны.
Организация обеспечения безопасности такой информации должна носить комплексный характер и основываться на результатах оценки рисков информационной безопасности. Оценка рисков при этом осуществляется с целью прогнозирования возможного ущерба, связанного с масштабами реализуемых угроз, и, соответственно, оценки необходимого размера инвестиций на построение систем защиты информации данного вида для объектов определенной отрасли. Для эффективного управления рисками информационной безопасности должны использоваться различные варианты действий:
Для обеспечения защиты информации в условиях гибридной войны должны в полном объеме строго выполняться следующие шаги по внедрению, контролю и поддержке системы управления информационной безопасностью, включающие:
В условиях гибридной войны особую важность приобретает деятельность по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий информационных атак в гуманитарной сфере с использованием Интернета, систем объединенных сетей для хранения, обработки и передачи информации, а также СМИ, задействованных для реализации атак на широкие массы пользователей. Это необходимо для выявления в социальных медиа и традиционных СМИ фальшивых новостей, информационной мистификации, намеренного распространения дезинформации с целью введения населения в заблуждение.
Информационные атаки необходимо рассматривать как акты незаконного вмешательства в информационную сферу (АНВ ИС), противоправные действия (бездействие), в том числе классифицируемые как теракты, угрожающие национальной и общественной безопасности, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб.
Анализ угроз позволяет выделить источники и движущие силы АНВ ИС, способы и последствия для определения величины ущерба и выработки мер противодействия. Это дает возможность вычленить объекты, приоритетно подвергающиеся АНВ ИС, определить интенсивность АНВ ИС, замаскированных под новости. С помощью анализа взаимосвязанных угроз можно вычислить интенсивность нарастания, критическую величину синергического эффекта их воздействия и момент перехода от потенциальных угроз к прямым. При обработке АНВ ИС производится:
Все это определяет архитектуру системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий информационных атак в гуманитарной сфере. Практические действия экспертной группы, работающей в составе этой системы: первичный анализ и классификация информационных атак в гуманитарной сфере с использованием Интернета, расследование и определение связей с другими атаками, принятие мер (блокирование и выдача рекомендаций для принятия мер к инициатору), обобщение и определение тенденций. Для выявления реализаторов АНВ ИС создаются модели нарушителя с помощью автоматизированной информационной системы. Система анализирует информационные атаки в гуманитарной сфере как деструктивные события и вырабатывает меры блокирования и контрпропаганды.
Во время гибридной войны особое внимание приобретает четкая реализация контрольно-надзорной деятельности, которая в этих условиях становится не "карающим мечом", а экспертно-консультативной. Такой подход способствует формированию в обществе комфортной атмосферы и чувства морально-психологической защищенности.
Проведение системной политики в области информационной и кибербезопасности, своевременная оперативная корректировка законодательных актов и нормативных документов позволяют обеспечить надлежащий уровень национальной безопасности и являются средством его повышения.
Перечисленные выше проблемы свидетельствуют о необходимости коренного изменения подхода к информационной безопасности всего жизненного уклада государства и общества, информатизации, усиления координирующей роли государства и создания единого управляемого информационного пространства. В то же время принимаемые меры дают основания полагать, что в условиях гибридной войны руководством страны сделан еще один важный шаг по пути укрепления национальной безопасности РФ.