В этой статье мы разберем существующие профессиональные учебные программы в области транспортной безопасности, постараемся определить основные достоинства и недостатки системы обучения и аттестации по транспортной безопасности.
Транспортная безопасность – это сравнительно молодая отрасль. Вместе с тем в этой сфере уже созданы типовые профессиональные программы обучения, которые определяют направления основных видов деятельности. По данным программам работники этой сферы занимаются в учебных центрах, до того, как приступают к выполнению своих обязанностей.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона ФЗ-16 "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности (ОТБ), не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным федеральным законом, подготовку и аттестацию, предусмотренную для сил ОТБ.
Базовые положения, на которых основывается процесс подготовки сил ОТБ, регламентированы ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона ФЗ-16 "О транспортной безопасности" и ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В настоящее время действуют нормативные документы:
Важно понимать следующее:
После завершения обучения сотрудника по транспортной безопасности по одной из профессиональных типовых программ следует его аттестация, представляющая собой установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил ОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы.
На сегодняшний день рынок сферы обучения по транспортной безопасности является весьма развитым по каждому виду транспорта. Учебные центры предлагают различные курсы повышения квалификации в данной сфере и разнообразный формат обучения (очный, заочный, очно-заочный).
Существует восемь типовых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников:
В процессе реализации дополнительной профессиональной программы может проводиться промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется учебным центром с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности. Слушатели, успешно освоившие все составляющие учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области ОТБ по форме, утвержденной учебным центром.
Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из учебного центра, выдается справка о прохождении обучения.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в РФ" повышение квалификации предполагает наличие у лица такой квалификации. Квалификационные требования определяются Единым квалификационным справочником. На сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел по квалификационным требованиям ко всем категориям сил ОТБ. Из этого следует, что происходит повышение квалификации сотрудников сил ОТБ, профессий и квалификаций которых официально не существует.
Обучающимися по дополнительным профессиональным программам могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.
В реальности в составе сил ОТБ есть большое количество работников, имеющих среднее, а порой и неполное среднее образование, и это не только водители, но работники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры.
Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренажеров (технических средств досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по учебным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:
Практика неумелого использования технических средств приводит не только к их преждевременной поломке, но и к резкому снижению уровня профессиональных умений и навыков сотрудников ОТБ, что делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обеспечения транспортной безопасности, заявленной Федеральным законом "О транспортной безопасности", – это устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Так как лицензия выдается на вид деятельности (на ДПО в нашем случае), то на рынке образования в сфере транспортной безопасности появились организации, которые ранее занимались подготовкой, переподготовкой рабочих специальностей и т.д., – у них отсутствует тренажерная база, преподавательский состав и специалисты в данной области. Соответственно, не вложив ничего, они активно демпингуют на рынке образовательных услуг.
Конечно, решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности. Но заказчикам необходимо понимать, что полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ и в случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий (проще говоря, денежные средства субъектов на образование сил ОТБ будут потрачены впустую).
На сегодняшний день к работникам, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, предъявляются достаточно высокие требования. Их знания, умения и навыки должны быть адекватны тем вызовам, которые бросает нам современная действительность.
Обучение и аттестация сил ОТБ – это важные процессы, которые позволяют подготовить и оценить готовность и эффективность действующих сил в обеспечении безопасности транспортных объектов. Они являются неотъемлемыми частями системы обеспечения безопасности и предназначены для улучшения качества работы соответствующих сотрудников, подразделений, для уменьшения рисков и повышения общей безопасности на транспорте.
Почему важна аттестация сил ОТБ, каковы ее наиболее существенные моменты?
Таким образом, обучение и аттестация сил ОТБ имеют большую значимость и являются важными составляющими системы обеспечения безопасности на транспорте. Они позволяют оценить и улучшить готовность и эффективность действующих сил, повысить качество работы и снизить риски на транспорте.
Ключевые вызовы, стоящие перед современным образованием в сфере транспорта, определяются технологической трансформацией транспортной отрасли и мировой экономики в целом, цифровизацией, критическими изменениями в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанными на ИТ-решениях кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса и новых образовательных технологиях. Эффективный ответ на эти вызовы требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для транспорта, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию талантливых сотрудников, внедрения новых моделей управления.
Глобальные ключевые тренды, определяющие развитие образования в транспортной сфере:
Если рассуждать о перспективах развития образования применительно к транспортной безопасности, то можно предположить следующее:
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>