Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек" 25 июня. Инженерная инфраструктура ЦОД: системы охлаждения и гарантированного  и бесперебойного электроснабжения 26 июня. Комплексная безопасность и защищенность объектов промышленности,  нефтегазового сектора и электроэнергетики 28 июня. Комплексный подход к кибербезопасности. Защита АСУ ТП. Безопасность  КИИ   Регистрируйтесь и участвуйте!

Обучение по транспортной безопасности

Иван Тушко, 16/05/24

Достоинства и недостатки действующей системы

В этой статье мы разберем существующие профессиональные учебные программы в области транспортной безопасности, постараемся определить основные достоинства и недостатки системы обучения и аттестации по транспортной безопасности.

Транспортная безопасность – это сравнительно молодая отрасль. Вместе с тем в этой сфере уже созданы типовые профессиональные программы обучения, которые определяют направления основных видов деятельности. По данным программам работники этой сферы занимаются в учебных центрах, до того, как приступают к выполнению своих обязанностей.

Обучение и аттестация

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона ФЗ-16 "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности (ОТБ), не вправе выполнять лица, не прошедшие в порядке, установленном указанным федеральным законом, подготовку и аттестацию, предусмотренную для сил ОТБ.

Базовые положения, на которых основывается процесс подготовки сил ОТБ, регламентированы ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона ФЗ-16 "О транспортной безопасности" и ст. 85.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

В настоящее время действуют нормативные документы:

  • приказ Минтранса России от 12 июля 2021 г. № 232 устанавливает порядок подготовки сил обеспечения ТБ;
  • приказ Минтранса России от 21 августа 2014 г. № 231 устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ;
  • типовые программы подготовки, утвержденные приказом Минтранса России от 08 сентября 2014 г. № 243.

Важно понимать следующее:

  • подготовка сил ОТБ включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку;
  • подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства РФ о транспортной безопасности и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ, и осуществляется посредством обучения по основным программам профессионального образования и дополнительным программам по специальности.

После завершения обучения сотрудника по транспортной безопасности по одной из профессиональных типовых программ следует его аттестация, представляющая собой установление соответствия знаний, умений, навыков сил ОТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил ОТБ к выполнению работы, непосредственно связанной с ОТБ, либо об отстранении от выполнения такой работы.

На сегодняшний день рынок сферы обучения по транспортной безопасности является весьма развитым по каждому виду транспорта. Учебные центры предлагают различные курсы повышения квалификации в данной сфере и разнообразный формат обучения (очный, заочный, очно-заочный).

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

Основные программы повышения квалификации

Существует восемь типовых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников:

  1. Для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры.
  2. Для работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.
  3. Для работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с ОТБ объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
  4. Для работников, включенных в состав группы быстрого реагирования.
  5. Для работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях ОТБ.
  6. Для работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях ОТБ.
  7. Для работников, управляющих техническими средствами ОТБ.
  8. Для иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с ОТБ объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.

В процессе реализации дополнительной профессиональной программы может проводиться промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется учебным центром с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности. Слушатели, успешно освоившие все составляющие учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области ОТБ по форме, утвержденной учебным центром.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из учебного центра, выдается справка о прохождении обучения.

Недостатки системы обучения

В соответствии с положениями Федерального закона "Об образовании в РФ" повышение квалификации предполагает наличие у лица такой квалификации. Квалификационные требования определяются Единым квалификационным справочником. На сегодняшний день в данном документе отсутствует раздел по квалификационным требованиям ко всем категориям сил ОТБ. Из этого следует, что происходит повышение квалификации сотрудников сил ОТБ, профессий и квалификаций которых официально не существует.

Обучающимися по дополнительным профессиональным программам могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и/или высшее образование.

В реальности в составе сил ОТБ есть большое количество работников, имеющих среднее, а порой и неполное среднее образование, и это не только водители, но работники, осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры.

Обращает на себя внимание низкий уровень практических занятий с применением тренажеров (технических средств досмотра) при повышении квалификации в соответствующих специальных учебных центрах.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по учебным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие следующим требованиям:

  • обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;
  • создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;
  • осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;
  • простота устройства, надежность в работе;
  • обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.

Практика неумелого использования технических средств приводит не только к их преждевременной поломке, но и к резкому снижению уровня профессиональных умений и навыков сотрудников ОТБ, что делает заведомо невыполнимой и напрасной саму цель обеспечения транспортной безопасности, заявленной Федеральным законом "О транспортной безопасности", – это устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Так как лицензия выдается на вид деятельности (на ДПО в нашем случае), то на рынке образования в сфере транспортной безопасности появились организации, которые ранее занимались подготовкой, переподготовкой рабочих специальностей и т.д., – у них отсутствует тренажерная база, преподавательский состав и специалисты в данной области. Соответственно, не вложив ничего, они активно демпингуют на рынке образовательных услуг.

Конечно, решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности. Но заказчикам необходимо понимать, что полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ и в случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий (проще говоря, денежные средства субъектов на образование сил ОТБ будут потрачены впустую).

ОБЗОРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ >>

Положительные моменты в обучении и аттестации

На сегодняшний день к работникам, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, предъявляются достаточно высокие требования. Их знания, умения и навыки должны быть адекватны тем вызовам, которые бросает нам современная действительность.

Обучение и аттестация сил ОТБ – это важные процессы, которые позволяют подготовить и оценить готовность и эффективность действующих сил в обеспечении безопасности транспортных объектов. Они являются неотъемлемыми частями системы обеспечения безопасности и предназначены для улучшения качества работы соответствующих сотрудников, подразделений, для уменьшения рисков и повышения общей безопасности на транспорте.

Почему важна аттестация сил ОТБ, каковы ее наиболее существенные моменты?

  1. Оценка готовности и эффективности. Аттестация позволяет оценить готовность и эффективность сил обеспечения транспортной безопасности. Это важно для определения технической и профессиональной подготовки сотрудников, а также для выявления проблем и дефектов в системе обеспечения безопасности.
  2. Повышение квалификации. Аттестация способствует повышению профессионального уровня сотрудников, усилению контроля над их деятельностью и обеспечению высокого качества работы.
  3. Снижение рисков. Аттестация позволяет снизить риски на транспорте путем выявления слабых мест и улучшения системы обеспечения безопасности.
  4. Обязательность. Аттестация сил обеспечения является обязательной процедурой для всех ответственных за обеспечение безопасности транспортных объектов. Она позволяет государству контролировать и оценивать работу сил обеспечения, гарантируя высокий уровень безопасности и защиту граждан.

Таким образом, обучение и аттестация сил ОТБ имеют большую значимость и являются важными составляющими системы обеспечения безопасности на транспорте. Они позволяют оценить и улучшить готовность и эффективность действующих сил, повысить качество работы и снизить риски на транспорте.

Перспективы развития обучения по транспортной безопасности

Ключевые вызовы, стоящие перед современным образованием в сфере транспорта, определяются технологической трансформацией транспортной отрасли и мировой экономики в целом, цифровизацией, критическими изменениями в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанными на ИТ-решениях кардинальными сдвигами в подходах к организации образовательного процесса и новых образовательных технологиях. Эффективный ответ на эти вызовы требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для транспорта, переформатирования образовательной и научно-исследовательской деятельности, работы по привлечению и удержанию талантливых сотрудников, внедрения новых моделей управления.

Глобальные ключевые тренды, определяющие развитие образования в транспортной сфере:

  • внедрение гибких образовательных программ, основанных на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ под "профессии будущего";
  • развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технологий "цифровой след";
  • массовое внедрение дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и модели "смешанное обучение";
  • расширяющееся использование виртуальных тренажеров, инструментов виртуальной и дополненной реальности;
  • акцент на интерактивные методы обучения и проектную работу в междисциплинарных командах;
  • активное формирование универсальных компетенций (системное мышление, коммуникации, принятие решений, командная работа, навыки самообучения, компетенции цифровой экономики);
  • развитие сетевых форматов обучения с использованием потенциала нескольких образовательных организаций и компаний;
  • управление жизненным циклом образовательной программы в глубокой интеграции с заказчиком – бизнес-партнерами из реального сектора экономики;
  • внедрение модели "цифровой университет", обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с помощью платформенных решений.

Если рассуждать о перспективах развития образования применительно к транспортной безопасности, то можно предположить следующее:

  1. Внесение изменений в типовые программы подготовки, утвержденные приказом Минтранса России от 08.09.2014 г. № 243. За последнее десятилетие произошло немало изменений, и пересмотр типовых программ является логичным шагом. Сейчас сильно возросла роль беспилотников и угроза их применения на объектах транспорта, но ни одна из программ не предполагает обучения по противодействию этой новой угрозе. Уже давно обращает на себя внимание тот факт, что работники сил ОТБ, проводящие досмотровые мероприятия и обучающиеся по пятой категории, и работники, проводящие наблюдение и (или) собеседование в ходе досмотровых мероприятий и обучающиеся по шестой категории, фактически дублируют друг друга. А значит, необходимо либо объединить эти типовые программы обучения, либо провести более четкую детализацию.
  2. Повышение требований к практической и тренажерной подготовке. Как уже говорилось выше, сегодня многие обучаются по программам транспортной безопасности дистанционно, тратя на это минимум времени и усилий. В итоге "обученный" сотрудник не готов к выполнению задач по защите объекта транспорта и не понимает, как функционируют технические средства защиты. 
  3. В настоящее время приказом Минтруда России от 13.04.2021 г. № 235н утвержден профессиональный стандарт "Специалист транспортной безопасности на воздушном транспорте гражданской авиации". Можно предположить, что в дальнейшем подобные профессиональные стандарты будут появляться и для других видов транспорта, ведь каждый вид транспорта имеет свои технологические особенности, а потому недопустимо применять одни и те же стандарты для всех видов транспорта.
  4. Сегодня обучение по транспортной безопасности является дополнительным профессиональным образованием. Но так как за последние годы безопасности уделяется все больше внимания, можно предположить, что транспортная безопасность будет все больше изучаться в средних и высших учебных заведениях страны в качестве специальной учебной дисциплины. 
  5. Развитие цифровых технологий также будет влиять на транспортную безопасность в целом и на обучение в частности. Возможно, в недалеком будущем появятся различные мобильные приложения для обучения сотрудников и подбора персонала по транспортной безопасности.

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от freepik

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Темы:Транспортная безопасностьБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...