Ситуационно-аналитический центр Министерства энергетики Российской Федерации существует более 10 лет. Изначально его функции заключались в несении круглосуточного дежурства, обеспечении руководства Минэнерго России оперативной информацией о внештатных и чрезвычайных ситуациях, авариях в электроэнергетическом комплексе, а также в подготовке справочных материалов. Сегодня Ситуационно-аналитический центр (САЦ) Минэнерго является держателем кроссотраслевой информации, которая нужна для ситуационного управления отраслями, входящими в топливно-энергетический комплекс РФ, включая мониторинг топливообеспечения территорий и аэропортов федерального значения, подготовку справочных и аналитических данных по запросам и др.
В представленном материале основное внимание уделено работе и развитию САЦ как элемента Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), работающих по единому регламенту взаимодействия.
САЦ Минэнерго России ведет справочные данные о более чем 5 тыс. субъектов топливно-энергетического комплекса, в том числе их сферах деятельности, юридических адресах, структуре акционерного капитала и оборудования, производственных характеристиках и т.д. Информация об имеющейся инфраструктуре магистрального трубопроводного транспорта, объектах нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики в части объектов федерального значения постоянно поддерживается САЦ в актуальном состоянии.
Для анализа поступающей оперативной информации и подготовки материалов для подразделений и руководства Минэнерго России необходимо ведение справочной информации, поддержание которой в актуальном состоянии требует больших трудозатрат. В то же время это позволяет быстро подготовить нестандартную оперативную справку, сориентироваться при возникновении нештатной ситуации на объекте, понять, какие объекты и хозяйствующие субъекты находятся на территории ЧС или опасного явления, быстрее сориентировать руководство и подготовить материалы, которые будут способствовать принятию эффективного решения.
Кроме того, такие специфические отраслевые данные представляют большой интерес для информационного взаимодействия со смежными федеральными органами исполнительной власти в целях решения прикладных задач ситуационного управления.
САЦ ведет постоянную работу по структурированию имеющейся справочной информации в целях использования ее для оперативного анализа. Изменение структуры и содержания накопленной за 10 лет деятельности справочной информации – сложная работа, требующая, помимо знаний отраслевой специфики ТЭК, взаимодействия с организациями, которые включены в контур информационного взаимодействия. Таких организаций более 30, и при планировании развития информационной системы САЦ требуется также отслеживать планы развития систем ситуационного управления других организаций.
В системе СРСЦ основной фокус деятельности САЦ в части повышения эффективности ситуационного управления разделен на три направления:
На рис. 1 отражена схема информационного взаимодействия Минэнерго России с центрами управления Российской Федерации, в том числе в СРСЦ. От САЦ требуется постоянное внимание к этой схеме взаимодействия: нужно непрерывно актуализировать действующие регламенты, решать вопросы прикладной интеграции систем, определять интерфейсы, описание типов данных и т.д.
Какие системные задачи требуется решать, чтобы "не отстать" от программ цифровой трансформации энергетики, использовать передовые тенденции, ликвидировать технологические и архитектурные ограничения, которые возникают в области структуры данных и их содержания?
Вот, по нашему мнению, главные из них:
На данный момент основное внимание САЦ направлено на реализацию следующих проектов:
При информационном взаимодействии с различными системами и организациями в части описания нештатных или аварийных ситуаций перед нами регулярно возникали следующие вопросы:
Мы проанализировали опыт МВД, МЧС, различные методические указания и сформулировали приемлемое для ситуационного управления в ТЭК понимание ситуации, определив ее как комплекс параметров, которые описывают обстановку по территориям или объектам. При определенном сочетании комплексов параметров с их измеряемыми значениями появляется комплексная характеристика конкретной ситуации. При изменении с течением времени одного или нескольких параметров изменяется сама ситуация, которую также можно назвать оперативной обстановкой. В данный момент мы стандартизируем при взаимодействии с крупными компаниями работу в отношении того, какие события необходимо фиксировать при возникновении нештатной ситуации, какие держать на контроле, как формировать отчетность, оценивать тяжесть ситуации и ранжировать складывающуюся обстановку по степени значимости, которая определяет режим информирования руководства Минэнерго России и порядок работы систем ситуационного управления в ТЭК. Сегодня, например, при наиболее важных событиях выполняется прямой звонок оперативного дежурного министру с устным докладом и рассылкой по СМС. Данные о менее важных событиях сохраняются в базе данных САЦ по авариям и ЧС, из которых в дальнейшем можно формировать аналитики и справки.
У федеральных органов исполнительной власти полномочия на выдачу прямых распоряжений и команд для исполнения организациями ТЭК в обычных условиях работы ограничены действующими нормативно-правовыми актами.
В условиях чрезвычайной ситуации на объектах ТЭК такие полномочия появляются – через работу комиссии по чрезвычайным ситуациям и правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения. Учет особенностей повседневного и экстренного режимов деятельности необходим для развития единой системы ситуационного управления, поддерживающей разные режимы функционирования органов управления.
Процессно-функциональная модель ситуационного управления состоит из двух блоков. Один из них связан с повседневным режимом работы, а другой – с работой в режиме предупреждения и ликвидации аварий различного масштаба и сложности.
Организации ТЭК и технологические комплексы не могут функционировать изолированно. Нарушение любого элемента в такой системе взаимодействия, влияние на элементы различных факторов на территориях могут привести к существенному нарушению единого межотраслевого производственного процесса или чрезвычайной ситуации техногенного характера.
На сегодняшний день сформирована модель, в которой при авариях мы пытаемся оценить последствия с точки зрения возможного ущерба либо возникновения угрозы жизни и здоровью людей. Для этого территории можно разграничить по тяжести возможных последствий, в том числе с учетом времени года. Например, в Республике Саха (Якутия) при -40 °С остановка системы теплоснабжения из-за нарушений электроснабжения на несколько часов может привести к выходу из строя теплотрасс и батарей отопления в домах. Кроме того, электроснабжение части территории республики относится к категории изолированной энергосистемы, не связанной с единой энергетической системой страны, поэтому надежность работы электроэнергетических объектов становится предметом особого контроля, в том числе в части обеспечения генерирующих станций топливом.
САЦ успешно внедряет новые подходы к моделированию и прогнозированию. При прогнозировании последствий воздействия природных явлений и времени выполнения аварийно-восстановительных работ в ТЭК мы оцениваем погодные условия, уточняем по этапам работы модели последствия, формируем и актуализируем прогнозируемую обстановку и информируем руководство. При возникновении определенного сочетания факторов необходимо вмешательство на уровне имеющихся полномочий в рамках предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации.
Работает модель прогнозирования изменений технико-экономических характеристик распределительного электросетевого (технологического) комплекса. Однако довольно большая методологическая проблема в том, что недостаточно проработаны методы, связывающие технологические параметры функционирования и развития сложных технических комплексов с экономическими. Система финансовой отчетности и планирования, которая сложилась после реформирования электроэнергетики и разделения энергокомпаний по видам деятельности, затрудняет построение комплексной техникоэкономической модели, описывающей всю технологическую цепочку от производства до потребления электроэнергии.
Поэтому значительную часть информации нам пришлось взять из проработок и исследований советского времени, чтобы построить эту модель и оценить, насколько обеспечена источниками инвестиционная программа инфраструктурных компаний и как оптимальное использование имеющихся финансовых возможностей может повлиять на характеристики технической надежности.
Среди общих замечаний к используемому САЦ подходу к системе прогнозирования можно выделить следующие:
Продолжая активную работу, САЦ ставит перед собой следующие перспективные задачи в качестве основного вектора развития в СРСЦ: