Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие онлайн-мероприятия компании "Гротек"  18 июня. Российские платформы виртуализации 20 июня. Автоматизация бизнес-процессов в ритейле 21 июня. AI, BI, RPA, Low-code/No-code для интеллектуального управления  бизнес-процессами цифрового предприятия   Регистрируйтесь и участвуйте!

Основные задачи развития Ситуационно-аналитического центра Минэнерго России

Михаил Качан, 22/07/20

Ситуационно-аналитический центр Министерства энергетики Российской Федерации существует более 10 лет. Изначально его функции заключались в несении круглосуточного дежурства, обеспечении руководства Минэнерго России оперативной информацией о внештатных и чрезвычайных ситуациях, авариях в электроэнергетическом комплексе, а также в подготовке справочных материалов. Сегодня Ситуационно-аналитический центр (САЦ) Минэнерго является держателем кроссотраслевой информации, которая нужна для ситуационного управления отраслями, входящими в топливно-энергетический комплекс РФ, включая мониторинг топливообеспечения территорий и аэропортов федерального значения, подготовку справочных и аналитических данных по запросам и др.

В представленном материале основное внимание уделено работе и развитию САЦ как элемента Системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), работающих по единому регламенту взаимодействия.

САЦ Минэнерго России ведет справочные данные о более чем 5 тыс. субъектов топливно-энергетического комплекса, в том числе их сферах деятельности, юридических адресах, структуре акционерного капитала и оборудования, производственных характеристиках и т.д. Информация об имеющейся инфраструктуре магистрального трубопроводного транспорта, объектах нефтяной, газовой и угольной промышленности и электроэнергетики в части объектов федерального значения постоянно поддерживается САЦ в актуальном состоянии.

Для анализа поступающей оперативной информации и подготовки материалов для подразделений и руководства Минэнерго России необходимо ведение справочной информации, поддержание которой в актуальном состоянии требует больших трудозатрат. В то же время это позволяет быстро подготовить нестандартную оперативную справку, сориентироваться при возникновении нештатной ситуации на объекте, понять, какие объекты и хозяйствующие субъекты находятся на территории ЧС или опасного явления, быстрее сориентировать руководство и подготовить материалы, которые будут способствовать принятию эффективного решения.

Кроме того, такие специфические отраслевые данные представляют большой интерес для информационного взаимодействия со смежными федеральными органами исполнительной власти в целях решения прикладных задач ситуационного управления.

САЦ ведет постоянную работу по структурированию имеющейся справочной информации в целях использования ее для оперативного анализа. Изменение структуры и содержания накопленной за 10 лет деятельности справочной информации – сложная работа, требующая, помимо знаний отраслевой специфики ТЭК, взаимодействия с организациями, которые включены в контур информационного взаимодействия. Таких организаций более 30, и при планировании развития информационной системы САЦ требуется также отслеживать планы развития систем ситуационного управления других организаций.

Приоритетные направления

В системе СРСЦ основной фокус деятельности САЦ в части повышения эффективности ситуационного управления разделен на три направления:

  1. Работа в системе распределенных ситуационных центров (Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 "О формировании системы распределительных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия").
  2. Участие в реализации мероприятий Доктрины энергетической безопасности (Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 216, приказ Минэнерго России от 11.03.2016 г. № 176). Энергетическая безопасность включает в себя сбалансированность продуктовой модели, при которой производство и добыча энергетических ресурсов должны быть организованы так, чтобы оптимально обеспечить небольшую избыточность, экспортную потребность, внутренний рынок ресурсов и неувеличение определенной цены. В особые периоды функционирования ТЭК это влияет на мобилизационную готовность государства, требования к системе управления и т.д. Энергетическая безопасность, продуктовая модель и топливно-энергетический баланс должны рассматриваться как целостная система.
  3. Участие в цифровой трансформации электроэнергетики в рамках цифровой экономики (Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы"). Определенные требования по цифровой трансформации электроэнергетики включают в себя более чем 100 мероприятий, и САЦ принимает участие в этой работе.

рис1Рис. 1. Принципиальная схема организации информационного взаимодействия Минэнерго России с центрами управления Российской Федерации

Организация информационного взаимодействия

На рис. 1 отражена схема информационного взаимодействия Минэнерго России с центрами управления Российской Федерации, в том числе в СРСЦ. От САЦ требуется постоянное внимание к этой схеме взаимодействия: нужно непрерывно актуализировать действующие регламенты, решать вопросы прикладной интеграции систем, определять интерфейсы, описание типов данных и т.д.

Развитие деятельности САЦ

Какие системные задачи требуется решать, чтобы "не отстать" от программ цифровой трансформации энергетики, использовать передовые тенденции, ликвидировать технологические и архитектурные ограничения, которые возникают в области структуры данных и их содержания?

Вот, по нашему мнению, главные из них:

  1. Описание деятельности ТЭК "верхнего уровня" с использованием онтологического моделирования. Такой подход позволяет оптимально построить информационную модель и структуру справочников, которые далее будут использованы для создания инструментов прогнозного моделирования и т.д.
  2. Разработка функциональных моделей по направлениям деятельности организаций ТЭК, определение требований к информационным моделям.
  3. Внесение изменений в нормативно-правовые акты РФ, внутренние нормативные документы Минэнерго России, регламенты Минэнерго и САЦ. Чтобы обеспечить приток информации от организаций, надо своевременно вносить изменения в действующее законодательство. В частности, требует решения вопрос оптимизации распределения ответственности и полномочий организаций, участвующих в информационном обмене. На сегодняшний день САЦ в основном обеспечивает взаимодействие в рамках добровольных и сложных в сопровождении соглашений и регламентов, заключение и исполнение которых не является обязательным для всех организаций ТЭК. Проводимые в рамках реализации Федерального закона от 03.12.2011 г. № 382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" работы являются существенным шагом вперед, позволят расширить и упорядочить сложившуюся на сегодня систему взаимодействий.
  4. Проработка вопросов использования в работе САЦ результатов моделирования и построения прогнозов других организаций (например, Росгидромета, организаций МЧС России).
  5. Разработка отраслевых моделей ТЭК, направленных на оперативное, среднесрочное и стратегическое прогнозирование состояния и функционирования объектов.

рис2Рис. 2. "Личный кабинет руководителя Минэнерго". Модуль "Рабочая область". Карта происшествий

Проекты для реализации новых подходов

На данный момент основное внимание САЦ направлено на реализацию следующих проектов:

  1. "Личный кабинет руководителя Минэнерго России". Стартовал в апреле 2019 г., в ноябре переведен в промышленную эксплуатацию. Этот проект настолько заинтересовал крупные компании, что по их просьбам был разработан интерфейс для доступа к информации. Наибольший интерес вызывает ситуационная справка (рис. 2) о прошедших за сутки нештатных и аварийных ситуациях (масштабы, время ликвидации), справочная информация по топливообеспечению, ценах на топливо на розничном рынке, аварийности и статистические данные для отслеживания динамики показателей надежности работы объектов ТЭК. В 2020 г. планируется продолжить работы по развитию этого инструмента.
  2. "Прогнозирование изменения технико-экономических характеристик распределительного электросетевого (технологического) комплекса". Благодаря такой модели будет возможно на перспективу 5–10 лет вперед оценить изменение технического состояния оборудования в тех или иных условиях эксплуатации и подготовить варианты сценарных (включая экономические) условий, обеспечивающих требуемую динамику улучшения состояния оборудования.
  3. "Прогнозирование последствий воздействия природных явлений и времени выполнения аварийно-восстановительных работ в ТЭК".
    Ведется актуализация регламента информационного обмена с Росгидрометом для получения детальной информации по нужным объектам и территориям с необходимым пространственным разрешением, а также изменение подходов к визуализации и оперативному предоставлению вариантов решений.

рис3Рис. 3. Взаимосвязь критических инфраструктур ТЭК

Классифицирование ситуаций

При информационном взаимодействии с различными системами и организациями в части описания нештатных или аварийных ситуаций перед нами регулярно возникали следующие вопросы: 

  • что подразумевает понятие "ситуация";
  • по каким критериям классифицировать нештатную ситуацию;
  • как определить уровни количественного измерения этих критериев;
  • каким образом подойти к фиксации в информационной системе времени начала или ликвидации той или иной нештатной ситуации, при том что информация об изменении ситуации поступает, как правило, из нескольких источников и с задержкой времени.

Мы проанализировали опыт МВД, МЧС, различные методические указания и сформулировали приемлемое для ситуационного управления в ТЭК понимание ситуации, определив ее как комплекс параметров, которые описывают обстановку по территориям или объектам. При определенном сочетании комплексов параметров с их измеряемыми значениями появляется комплексная характеристика конкретной ситуации. При изменении с течением времени одного или нескольких параметров изменяется сама ситуация, которую также можно назвать оперативной обстановкой. В данный момент мы стандартизируем при взаимодействии с крупными компаниями работу в отношении того, какие события необходимо фиксировать при возникновении нештатной ситуации, какие держать на контроле, как формировать отчетность, оценивать тяжесть ситуации и ранжировать складывающуюся обстановку по степени значимости, которая определяет режим информирования руководства Минэнерго России и порядок работы систем ситуационного управления в ТЭК. Сегодня, например, при наиболее важных событиях выполняется прямой звонок оперативного дежурного министру с устным докладом и рассылкой по СМС. Данные о менее важных событиях сохраняются в базе данных САЦ по авариям и ЧС, из которых в дальнейшем можно формировать аналитики и справки.

Модель ситуационного управления в ТЭК

У федеральных органов исполнительной власти полномочия на выдачу прямых распоряжений и команд для исполнения организациями ТЭК в обычных условиях работы ограничены действующими нормативно-правовыми актами.

В условиях чрезвычайной ситуации на объектах ТЭК такие полномочия появляются – через работу комиссии по чрезвычайным ситуациям и правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения. Учет особенностей повседневного и экстренного режимов деятельности необходим для развития единой системы ситуационного управления, поддерживающей разные режимы функционирования органов управления.

Процессно-функциональная модель ситуационного управления состоит из двух блоков. Один из них связан с повседневным режимом работы, а другой – с работой в режиме предупреждения и ликвидации аварий различного масштаба и сложности.

Организации ТЭК и технологические комплексы не могут функционировать изолированно. Нарушение любого элемента в такой системе взаимодействия, влияние на элементы различных факторов на территориях могут привести к существенному нарушению единого межотраслевого производственного процесса или чрезвычайной ситуации техногенного характера.

На сегодняшний день сформирована модель, в которой при авариях мы пытаемся оценить последствия с точки зрения возможного ущерба либо возникновения угрозы жизни и здоровью людей. Для этого территории можно разграничить по тяжести возможных последствий, в том числе с учетом времени года. Например, в Республике Саха (Якутия) при -40 °С остановка системы теплоснабжения из-за нарушений электроснабжения на несколько часов может привести к выходу из строя теплотрасс и батарей отопления в домах. Кроме того, электроснабжение части территории республики относится к категории изолированной энергосистемы, не связанной с единой энергетической системой страны, поэтому надежность работы электроэнергетических объектов становится предметом особого контроля, в том числе в части обеспечения генерирующих станций топливом.

014Рис. 4. Модель, связывающая технико-экономические характеристики электросетевого комплекса

Прогнозные модели

САЦ успешно внедряет новые подходы к моделированию и прогнозированию. При прогнозировании последствий воздействия природных явлений и времени выполнения аварийно-восстановительных работ в ТЭК мы оцениваем погодные условия, уточняем по этапам работы модели последствия, формируем и актуализируем прогнозируемую обстановку и информируем руководство. При возникновении определенного сочетания факторов необходимо вмешательство на уровне имеющихся полномочий в рамках предупреждения или ликвидации чрезвычайной ситуации.

Работает модель прогнозирования изменений технико-экономических характеристик распределительного электросетевого (технологического) комплекса. Однако довольно большая методологическая проблема в том, что недостаточно проработаны методы, связывающие технологические параметры функционирования и развития сложных технических комплексов с экономическими. Система финансовой отчетности и планирования, которая сложилась после реформирования электроэнергетики и разделения энергокомпаний по видам деятельности, затрудняет построение комплексной техникоэкономической модели, описывающей всю технологическую цепочку от производства до потребления электроэнергии.

Поэтому значительную часть информации нам пришлось взять из проработок и исследований советского времени, чтобы построить эту модель и оценить, насколько обеспечена источниками инвестиционная программа инфраструктурных компаний и как оптимальное использование имеющихся финансовых возможностей может повлиять на характеристики технической надежности.

Среди общих замечаний к используемому САЦ подходу к системе прогнозирования можно выделить следующие:

  1. Предложенные подходы позволяют создать масштабируемую систему прогнозирования, содержащую множество "частных моделей".
  2. По мере уточнения алгоритмов и параметров "частных моделей" и организации получения необходимой информации возможно поэтапное развитие системы.
  3. Выделение "частных моделей" дает возможность распределить их разработку между несколькими организациями.
  4. Возможно сократить сроки внедрения моделирования и по мере дальнейшего развития системы повышать точность и сроки прогнозирования.

Ключевые ориентиры развития

Продолжая активную работу, САЦ ставит перед собой следующие перспективные задачи в качестве основного вектора развития в СРСЦ:

  1. Определение направлений и компетенций работы САЦ, включение в систему РСЦ.
  2. Разработка систем моделирования и прогнозирования по выбранным направлениям.
  3. Переход от сбора, структурирования и отображения информации к аналитике и подготовке вариантов решений, то есть к полноценной системе поддержки принятия решений.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2020

Темы:Журнал "Системы безопасности" №3/2020Ситуационно-аналитический центрМинэнерго РоссииБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...