Законодательство в сфере пожарной безопасности требует постоянного совершенствования, что связано в первую очередь с необходимостью реагирования на складывающуюся обстановку с пожарами, снижением доли государственного регулирования в предпринимательской деятельности, интеграционными процессами, происходящими в российской экономике, а также с внедрением инновационных технологий противопожарной защиты объектов экономики и социальной сферы.
В настоящее время основные принципы технического регулирования устанавливаются Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" [1]. В целях развития его положений в части установления минимально необходимых обязательных требований безопасности с учетом степени риска причинения вреда был разработан и успешно применяется Федеральный закон от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2].
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности регулирует вопросы обеспечения пожарной безопасности при:
Вместе с тем социальные и экономические реалии требуют системной работы по актуализации положений законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, которая позволила бы минимизировать затраты государства и собственников объектов защиты на поддержание необходимого уровня обеспечения безопасности людей и сохранность имущества.
Для этих целей Федеральным законом от 14.07.2022 г. № 276-ФЗ внесен ряд изменений в Технический регламент, вступивших в силу с 25.07.2022 г.
Наиболее принципиальные изменения, на которые стоит обратить внимание, коснулись существенного расширения условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
До внесения упомянутых изменений пожарная безопасность объекта защиты считалась обеспеченной при выполнении одного из двух условий, перечисленных в ст. 6 Технического регламента. В настоящее же время таких условий – способов подтверждения обеспечения пожарной безопасности объекта защиты стало пять.
Безусловным остается выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий:
Применение обновленных положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности требует внесения соответствующих корректировок, обновления и разработки новых нормативных документов, необходимых для проектирования системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.
В настоящее время МЧС России ведется работа по 16 проектам сводов правил и изменений к ним:
Одним из оснований для внесения изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности послужило вступление в силу с 01.01.2020 г. технического регламента Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) [3], ответственным разработчиком которого по поручению Правительства Российской Федерации являлось МЧС России.
В соответствии с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) национальные требования к продукции, вошедшей в перечень к ТР ЕАЭС 043/2017, утратили свою юридическую силу.
Учитывая данное правовое основание, из Технического регламента о требованиях пожарной безопасности были исключены все требования к 104 видам продукции, являющейся средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в соответствии с положениями ТР ЕАЭС 043/2017.
Базовым документом, послужившим основой для разработки ТР ЕАЭС 043/2017, в свое время стал непосредственно Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
Принципы и подходы к техническому регулированию на пространстве ЕАЭС, заложенные в Договоре о Евразийском экономическом союзе [4] и его приложении № 9, схожи с подходами в российском Федеральном законе "О техническом регулировании" [1].
В развитие положений технических регламентов, в том числе ТР ЕАЭС 043/2017, разработаны и применяются перечни стандартов, содержащие требования и методы испытаний продукции, а также другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения типовых схем оценки соответствия, коды ТН ВЭД продукции, разработку конкретных межгосударственных стандартов под технический регламент и т.д.
Крайне актуальным вопросом в настоящее время является работа над проектами ГОСТа в развитие ТР ЕАЭС 043/2017 в соответствии с Программой, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК № 81 [4].
Всего в указанную Программу включена разработка 104 межгосударственных стандартов, из которых 84 закреплены за Российской Федерацией, 16 – за Республикой Беларусь, 4 – за Республикой Казахстан.
На сегодняшний день на различных этапах разработки находятся редакции 79 проектов стандартов, закрепленных за Российской Федерацией, 4 межгосударственных стандарта приняты и с 01.07.2023 г. вводятся в действие в Российской Федерации.
Таким образом, по итогам 2022 г. в общей сложности подготовлены редакции всех проектов ГОСТа в поддержку ТР ЕАЭС 043/2017.
При проведении сертификации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения заявитель предоставляет органу по сертификации комплект документов, подтверждающий соответствие средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требованиям ТР, который включает в себя … описание технических решений, подтверждающих выполнение требований ТР, обоснованных анализом риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба (если стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР, отсутствуют или не применялись).
Сложившаяся практика применения положений ТР ЕАЭС 043/2017 показывает, что традиционным способом подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (продукция) обязательным требованиям, как и прежде, является использование на добровольной основе положений документов по стандартизации (ГОСТ Р, ГОСТ), предусмотренных для целей оценки соответствия продукции требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 и включенных в соответствующие перечни стандартов.
Вместе с тем положениями ТР ЕАЭС 043/2017 также предусмотрен и новый способ подтверждения соответствия продукции, который ранее не использовался на федеральном уровне, – применение технических решений, подтверждающих выполнение требований технического регламента, обоснованных анализом риска, связанного с возможностью причинения вреда или нанесения ущерба.
П. 98 ТР ЕАЭС 043/2017 установлено, что технические решения могут применяться при подтверждении соответствия продукции в случае, если документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечиваются требования ТР ЕАЭС 043/2017, отсутствуют или не применялись. Технические решения разрабатываются непосредственно заявителем, обращающимся за получением сертификата соответствия в аккредитованный орган по сертификации. Технические решения могут входить в комплект документации, представляемой заявителем при подаче заявки на сертификацию продукции.
Таким образом, правом Евразийского экономического союза предусматривается возможность подтверждать соответствие продукции требованиям ТР ЕАЭС 043/2017 напрямую, без применения требований, содержащихся в документах по стандартизации.
Следует отметить, что применение технических решений является новшеством при подтверждении соответствия продукции обязательным требованиям пожарной безопасности, но указанный порядок подтверждения соответствия закреплен во многих вступивших в силу технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) [8].
В подавляющем большинстве случаев заявители выбирают традиционный метод подтверждения соответствия продукции, то есть путем выполнения на добровольной основе требований стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ЕАЭС 043/2017. Указанный метод подтверждения соответствия продукции является наиболее приемлемым, так как исключается необходимость разработки технических решений, что сокращает временные и финансовые затраты и заявителя, и органа по сертификации, в обязанность которого входит необходимость определения достаточности требований к продукции, содержащихся в технических решениях.
Вместе с тем описанный выше метод подтверждения соответствия не всегда применим. Примером является следующая продукция:
Существуют и другие виды продукции (задвижки и затворы установок водяного и пенного пожаротушения, рукава пожарные напорные, дозаторы установок пенного пожаротушения, наземные гидранты), на которые требования действующих документов по стандартизации не распространяются. При сертификации такой продукции заявители вынуждены разрабатывать технические решения.
К сожалению, правовой акт, устанавливающий правила и порядок оформления технических решений, в настоящее время отсутствует. В связи с этим в адрес МЧС России и ФГБУ ВНИИПО МЧС России неоднократно поступали обращения от производителей продукции, столкнувшихся с необходимостью разработки технических решений [8].
По нашему мнению, технические решения должны являться аналогом документа по стандартизации, а применяемые требования – коррелироваться с требованиями, установленными ГОСТами и ГОСТами Р на аналогичные виды продукции. При этом при сертификации должны использоваться методы испытаний, содержащиеся в документах по стандартизации, применяемых для обеспечения требований ТР ЕАЭС 043/2017.
Фото предоставлены пресс-службой ВНИИПО МЧС
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"
Фото: piklvs.ru