В условиях санкций одна из важнейших проблем – это обеспечение безопасности наиболее важных, критически и стратегически важных объектов (НВО, КВО и СВО), которыми в первую очередь являются объекты массового пребывания людей, в частности объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ). Для их бесперебойного функционирования в условиях высокого уровня рисков и угроз, в том числе военных, запроектных и гипотетических, используется информационное моделирование.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" для прорывного развития осуществляется цифровая трансформация с достижением "цифровой зрелости", создание эффективной системы образования.
В настоящее время не существует подхода, оперативно отражающего текущее состояние ОТИ, его конструкций, систем, степень реализации мер транспортной безопасности и антитеррористической защиты. Причиной этого является использование при проектировании BIM-технологий, пригодных только для построения виртуальной модели объекта, то есть создания двухмерного изображения трехмерного объекта в упрощенной, виртуальной модели, использующей результаты первоначального обследования. Эта проблема решается применением имитационного моделирования объекта на основе анализа взаимосвязей между его элементами с учетом рисков и угроз воздействия природных, техногенных факторов и анализа его поведения при актах незаконного вмешательства (АНВ)1, с оценкой уязвимости, построением модели нарушителя и сценария АНВ. При этом информация об ОТИ и обо всем, имеющем к нему отношение, рассматривается как единое целое с учетом рисков и угроз различной природы.
Риск-ориентированная информационная модель ОТИ формируется с учетом его конструктивных и технологических характеристик, рисков и угроз, возникающих при воздействии природных и техногенных факторов, актов незаконного вмешательства. Модель строится с использованием государственных информационных систем (ГИС), которых в РФ около 100. Их функционирование определяется ст. 14 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Организации, подключенные к ГИС, по приказу ФСТЭК № 17 от 11.02.2013 г. "Об утверждении требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС" аттестовывают свои системы и применяют только сертифицированные средства защиты информации, имеющие действующие сертификаты ФСТЭК или ФСБ.
Управление изменениями риск-ориентированной информационной модели ОТИ с применением ГИС обеспечивает высокий уровень транспортной безопасности, качества и культуры безопасности мероприятий и проектных решений по защите от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, соблюдение постановлений Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)" – без их выполнения невозможно пройти экспертизу). Риск-ориентированное информационного моделирование с применением ГИС может использоваться и для ОТИ, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2017 г. № 928-р.), функционирующих в условиях высокого уровня рисков и угроз, в том числе военных, запроектных и гипотетических.
Внедрение методического подхода к проектированию и эксплуатации объектов на базе рискориентированного информационного моделирования позволяет наметить пути оптимизации затрат и использовать искусственный интеллект для выработки оптимальных решений, включая действия сил безопасности. Преимуществом подхода является возможность обеспечить высокую степень осведомленности заинтересованных должностных лиц, в первую очередь контрольно-надзорных органов.
Для успешного выполнения широкомасштабного внедрения этого подхода необходимо выполнение комплексной программы по разработке программно-аппаратной среды для рискориентированного информационного моделирования, форматов передачи информации для работы с большими данными, обеспечивающих комплексную безопасность на физическом, сетевом, инфраструктурном и организационном уровне жизненного цикла системообразующих и системообъединяющих сегментов ОТИ в условиях повышенной опасности возникновения новых рисков и угроз, а также их комбинаций, в том числе деструктивно воздействующих с эффектом "домино".
Основными этапами такой комплексной программы являются:
Прикладное научно-методическое и экспертно-аналитическое регулирование транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ имеет своей целью решение задач по обеспечению безопасности в транспортной отрасли в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности". При этом экспертно-аналитическое регулирование является комплексным мероприятием с использованием многих методов, проводимым в целях всестороннего исследования проблемы обеспечения безопасности, что требует значительных временных и трудовых затрат, привлечения самых квалифицированных кадров. Экспертно-аналитическое регулирование является эффективным инструментом для выполнения следующих функций:
Кадровое сопровождение непрерывной поддержки жизненного цикла ОТИ требует организации на новой основе переподготовки инженерного и технического персонала. Анализ показывает, что эта работа должна вестись с учетом неотложного решения проблем противодействия социогенным факторам, антропогенным опасностям, возникающим в результате противоправных, ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей, и включать в себя формирование в учебных программах образовательного модуля "Культура безопасности" и самостоятельного специализированного направления подготовки "Культура безопасности". Помимо этого, необходимо предусматривать подготовку аналогичных модулей и программ для подготовки специалистов в вузах и в образовательно-производственных кластерах.
Интерес к этому малоизвестному разделу безопасности связан с тем, что в процессе взаимодействия с внешней средой ОТИ и обслуживающие его люди находятся в центре воздействия природных, техногенных и социогенных факторов, которые могут оказывать на него потенциальное и реальное, а часто и непосредственное деструктивное воздействие (реализованная опасность). При взаимодействии с природной и техногенной сферой постоянно существует опасность такого воздействия, в связи с чем невозможно разработать абсолютно безопасный вид деятельности человека, безопасную технику, и никакая деятельность не обеспечивает абсолютную безопасность (нулевой риск).
Опасности делят на:
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности определены Федеральным законом от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности". Согласно Перечню направлений подготовки высшего образования обеспечением защиты от этих опасностей занимаются специалисты, которые получают знания в сфере "инженерное дело, технологии и технические науки":
Защитой от антропогенных опасностей должны были бы заниматься специалисты, получающие знания в области "Науки об обществе" – "Психологические науки" (коды направлений подготовки – 37.00.00), "Экономика и управление" (коды направлений подготовки – 38.00.00), "Социология и социальная работа" (коды направлений подготовки – 39.00.00), "Юриспруденция" (коды направлений подготовки – 40.00.00). Однако таких специалистов не готовят. Наиболее близкое направление подготовки – "Менеджмент" (код направлений подготовки – 38.03.02) предполагает организацию и управление процессами во всех области жизнедеятельности, но не рассматривает решение проблем противодействия социогенным факторам, антропогенным опасностям, возникающим в результате противоправных, ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей (всего, что относится к транспортной безопасности и антитеррористической защищенности). Это должно быть реализовано в рамках специализированного направления подготовки "Культура безопасности".
Рис. 1. Виды опасностей
Специалисты при подготовке по направлению "Культура безопасности" должны получать знания в сфере правил, компетентностей, навыков, умений, которые предписывают определенное поведение, оказывая управленческое воздействие для формирования устойчивых безопасных форм человеческой деятельности, без которых невозможно обществу воспроизводиться и существовать в условиях деструктивных воздействий социогенных факторов. Специализированное направление подготовки "Культура безопасности" (культура как норма поведения) является основой и базой для подготовки специалистов для сферы безопасности различных отраслей. Подготовленные таким образом специалисты могут в сфере транспорта обеспечивать реализацию требований Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", выполнение требований ИКАО по безопасности полетов, ИМО по безопасности мореплавания и т.д. Они могут разрабатывать и реализовывать "меры по обеспечению транспортной безопасности" согласно ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности", "мероприятия и проектные решения, направленные на обеспечение защиты ОТИ от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения" согласно требованиям, утвержденным постановлениями Правительства РФ для объектов различных отраслей транспорта. При обучении основной упор должен делаться на разделы проекта ОТИ по профилю института, например для строительного – на инженерную укрепленность зданий и сооружений, гуманитарного – на организацию пропускного, внутриобъектового режимов и разработку мер воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты, технического – на разработку инженерно-технических средств и систем охраны. В процессе обучения рассматривается возможность использования не по прямому назначению транспортных средств и оборудования ОТИ для проведения противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей либо материального ущерба, называемого актом незаконного вмешательства. После окончания вуза в процессе повышения квалификации производится узкая специализация в соответствии с отраслевыми нормативными документами.
Система управления ОТИ с учетом культуры безопасности – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающий в себя структуру, ресурсы и процессы, устанавливающий политику и цели и позволяющий достичь этих целей безопасным, эффективным образом. Она реализует системный подход для содействия глобальному режиму безопасности и опирается на вовлечение персонала ОТИ, процессный подход и управление качеством для поддержания культуры безопасности с учетом человеческого фактора.
Категория "безопасность" является одной из характеристик качества, а культура безопасности близка к менеджменту качества по идеологии, и особенно по методам управления человеческими ресурсами. Культура безопасности совмещает в себе общие принципы культуры вообще и принципы идентификации и обеспечения безопасности. Реализация такого подхода позволит интегрировать систему управления безопасностью ОТИ в систему корпоративного планирования и управления на оперативном и стратегических уровнях. Взаимосвязь менеджмента качества, культуры безопасности, организационной культуры обеспечения безопасности и стратегического управления показывает схема стратегического управления противодействием актам незаконного вмешательства (рис. 2). Она отражает системное единение трех ветвей культуры: организационной культуры обеспечения безопасности, культуры качества и культуры безопасности.
Рис. 2. Схема стратегического управления противодействием актам незаконного вмешательства
Обеспечение нормативного уровня транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ требует срочной организации базового обучения и повышения квалификации в области "Культура безопасности", в первую очередь со специализацией для строительной сферы – для разработки инженерной укрепленности зданий и сооружений как базовых, критических элементов ОТИ, в рамках систем безопасности, тесно связанных со всеми остальными.
Вполне очевиден также и рост значимости научных исследований и новых профессионально-общественно аккредитованных образовательных программ2 подготовки специалистов, адаптированных к цифровым форматам их будущей деятельности.
В заключение необходимо отметить, что все наработки в области обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ могут с незначительными доработками быть адаптированы к нуждам практически любых объектов. Это связано с тем, что за 16 лет, с момента выхода Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в транспортном комплексе разработан комплекс подзаконных актов и накоплена большая правоприменительная практика.
Большое внимание к обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ объясняется тем, что через них ежедневно проходят миллионы наших сограждан. Отсутствие качественных систем безопасности на территории ОТИ может повлечь неблагоприятные последствия, причинение вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц. Это усугубляется самой спецификой системообразующих и системообъединяющих объектов (территорий) транспортной инфраструктуры, функционирующих в условиях повышенной опасности возникновения новых рисков и угроз.
1 Акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
2 Профессионально-общественно аккредитованные образовательные программы в обязательном порядке должны включать в себя разделы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2023
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Фото: ru.freepik.com