Основополагающая ст. 6 федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [2] определяет условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, которая считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
По сути, вышеуказанная статья регламентирует возможность применения как вероятностного (на основе понятия пожарного риска), так и детерминированного (на основе нормативных документов по пожарной безопасности) подходов, отдавая приоритет первому. А что же происходит на самом деле? Какими принципами руководствуются хозяйственники
и проектировщики при организации системы противопожарной защиты объекта? В любом случае формирование принципов защиты должно осуществляться исходя из степени угрозы персоналу, инфраструктуре населенного пункта, окружающей среде.
Защита объектов добычи, хранения, транспортировки и переработки углеводородных жидкостей остается одной из самых сложных задач, актуальной и в наше время. Наибольшую пожарную опасность представляют резервуарные парки, где концентрируются большие массы горючих жидкостей на ограниченных территориях.
Развитие пожаров условно можно разделить на следующие уровни [3]:
На основе анализа пожаров и аварий, происшедших у нас в стране и за рубежом [3], а также материалов научных исследований развития пожаров горючих жидкостей [4–8] разработан и актуализирован ряд нормативных документов [9–16], регламентирующих требования противопожарной защиты резервуарных парков. После принятия федеральных законов [1, 2] их количество значительно сокращено (рис. 1). В настоящее время действуют два основных документа:
Рассмотрим более детально свод правил СП 155.13130.2014, который, по сути, явился результатом обобщения норм СНиП 2.11.03-93 [11], ВУПП-88 [10], ВНТП 5-95 [12], ВУП СНЭ 87 [16] и других документов [13–15]. При этом в его разработке не принимали участие ведущие нефтяные компании, проектные и исследовательские институты, кроме ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Основными участниками стали ООО "ПОЖОБОРОНПРОМ", ЗАО "АРТСОК" и ООО "Каланча", которые в основном отстаивали свои интересы и разработки. Очень важно при актуализации данного свода правил в число разработчиков привлечь соответствующие профильные организации, особенно к переработке тех требований, где регламентируются вопросы технологических процессов.
При анализе свода правил прежде всего возникает вопрос к категорированию складов нефти и нефтепродуктов в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара (табл. 1). Несмотря на внедрение новых технологий, систем противопожарной защиты, методов контроля и автоматизацию процессов, это требование остается практически неизменным уже более 40 лет.
Важно предусмотреть корректировку расстояний от наземных резервуаров для нефти и нефтепродуктов до зданий, сооружений и наружных установок склада. Это позволит значительно уменьшить площади территорий объектов защиты, а также снизить протяженность технических коммуникационных связей между различными зданиями и сооружениями. Возможны и другие варианты, разработанные соответствующими специалистами нефтяных компаний и проектных институтов.
В резервуарных парках нефти и нефтепродуктов могут использоваться резервуары различных типов, не только в соответствии с требованиями ГОСТ 31385 и ГОСТ 17032. Ведь много резервуаров построено по зарубежным нормам (например, резервуары КТК), а данное требование ограничивает применение других типов. Иными словами, надо разрабатывать СТУ, что связано с дополнительными финансовыми затратами и увеличением времени строительства от шести месяцев до года. Кроме того, необходима разработка СТУ для определения расстояния, если вместимость расходного склада горючих нефтепродуктов, предусматриваемого в составе котельных, дизельных электростанций и других энергообъектов, обслуживающих жилые и общественные здания, составляет более 2 тыс. куб. м.
Возможно, следует провести корректировку количества нефтепродуктов расходных складов, размещаемых в производственных зданиях I и II степеней огнестойкости, а также в одноэтажных зданиях III и IV степени огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.
Абсолютно непонятно, почему на складах I категории сливо-наливные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны быть раздельными. В каждую группу наземных вертикальных резервуаров, располагаемых в два ряда и более, для передвижной пожарной техники допускаются заезды внутрь обвалования.
В настоящее время выпускается множество различных мониторов, которые обеспечивают подачу пенных средств с расходами более 100 л/с и на расстояния свыше 70 м. Резонно встает вопрос: зачем рисковать людьми и техникой? Надо составить требование, чтобы на объектах с резервуарами вместимостью 10 тыс. куб. м и более была такая техника.
Из семи случаев, когда резервуары и нефтехранилища были оборудованы (тушились) УПТ, в трех случаях УПТ сработали, но пожар не потушили, в четырех случаях не сработали (были неисправны или отключены)
Данным сводом правил СП 155 предусматривается система противопожарной защиты, включающая в себя пожарную сигнализацию, оповещение персонала объекта, тушение
пожара, охлаждение горящего сооружения и защиту соседних.
Система пожарной сигнализации и оповещения, как правило, выполняет свои функции. В работе систем пожаротушения и охлаждения остается немало нерешенных вопросов.
За предыдущие 10 лет в РФ официально зарегистрировано девять пожаров в нефтяных резервуарах и нефтехранилищах. В табл. 2 показано распределение значений показателей обстановки с пожарами, произошедшими в нефтяных резервуарах и нефтехранилищах в РФ в 2009–2018 гг., по видам установок (модулей) пожаротушения и результатам их
работы.
Следует отметить, что столь незначительное количество пожаров произошло благодаря разработанной системе нормирования (в том числе СП 155) в сочетании с Правилами противопожарного режима, документами по обучению персонала объектов требованиям пожарной безопасности.
Однако последствия от таких пожаров довольно часто сопровождаются гибелью и травматизмом людей, уничтожением пожарной техники и оборудования. Так, при пожаре, произошедшем 22 августа 2009 г. в резервуарном парке ЛПДС "Конда" в п.г.т. Междуреченский Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры, УПТ сработала, но пожар не потушила. В результате пожара три сотрудника пожарной охраны, осуществлявших тушение пожара, погибли и пять работников ПО получили травмы. Уничтожено две единицы
техники, полностью разрушены три РВС-20000 и три повреждены. Максимальная площадь пожара составила 40 тыс. кв. м. В одном случае пожар в РВС-5000, находящемся в ремонте, тушился водяной установкой пожаротушения, затем была задействована система пенного пожаротушения, но эффект не был достигнут. Данный пожар произошел 30 октября 2018 г. в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. На пожаре два человека получили травмы.
Кроме этого пожара, еще в четырех случаях объекты пожара были оборудованы (тушились) пенными УПТ. На пожарах, произошедших 9 сентября 2013 г. в Нижегородской области в РВС-20000 № 1579, принадлежащем ООО "ЛУКОЙЛ Нижегород-нефтеоргсинтез", 17 июня 2014 г. в Николаевске-на-Амуре Хабаровского края в резервуаре хранения мазута ТЭЦ и 19 июня 2018 в Братске Иркутской области в резервуаре масло-скипидарной ловушки, пенные УПТ не сработали (были неисправны) или сработали вне зоны действия пожарных извещателей.
При пожаре 21 октября 2015 г. в РВС-10000 ООО "РН-Юганскнефтегаз" была отключена система пенного пожаротушения. В результате пожара погиб один человек, травмированы два человека. Из семи случаев, когда резервуары и нефтехранилища были оборудованы (тушились) УПТ, в трех случаях УПТ сработали, но пожар не потушили, в четырех случаях не сработали (были неисправны или отключены).
Анализ функционирования систем пожаротушения нефти и нефтепродуктов в резервуарах и резервуарных парках, проводимый ранее во ВНИИПО, АГПС и ГУПО [3, 4], также не выявил ни одной успешной сработки пенных систем пожаротушения, а в отдельных случаях стационарно установленные пенные камеры способствовали дальнейшему развитию пожара.
Для тушения пожаров резервуаров могут применяться системы пожаротушения, приведенные в приложениях А, Б, В и Г [17]:
l для любых типов резервуаров допустима воздушно-механическая пена низкой и/или средней кратности, подаваемая сверху;
При этом независимо от типа установки пожаротушения нормативный запас пенообразователя и воды для приготовления раствора следует принимать из условия обеспечения трехкратного расхода раствора на один пожар (табл. 3).
Рассматривая вопросы пенного пожаротушения, необходимо обратить внимание на немаловажную проблему, от решения которой в большой степени зависит эффективность тушения. Это качество используемых пенообразователей. В последние годы участились случаи поставки некачественных продуктов отдельными производителями, например синтетических и фторсинтетических пенообразователей, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50588–2012 "Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний" [19] по отдельным показателям (кратность пены, огнетушащая эффективность, температуры застывания, поверхностное натяжение, невозможность использовать жесткую и морскую воды для получения пены, поставка синтетических пенообразователей вместо фторсинтетических и др.).
К сожалению, полные испытания поставленных пенообразователей может провести только крупная организация при закупке больших объемов. Это связано с тем, что испытания на соответствие требованиям действующего ГОСТа стоят очень дорого из-за высокой цены на н-гептан, который используется в качестве горючей жидкости в значительных количествах.
Принимая во внимание участившиеся случаи поставки некачественного пенообразователя и судебные разбирательства, МЧС России было вынуждено направить в территориальные органы МЧС по субъектам РФ информационное письмо по недопущению оборота, хранения и применения на объектах защиты пенообразователей (смачивателей), не соответствующих установленным требованиям пожарной безопасности, с решениями арбитражных судов.
С целью исключения случаев поставки некачественного пенообразователя на объекты ТЭК необходимо иметь доступные экспресс-методы для проверки качества поставляемых продуктов без высоких финансовых затрат. В настоящее время разрабатывается новая редакция ГОСТ Р [19] и имеется возможность внести в него соответствующие дополнения по проверке качества пенообразователя. Есть и другие предложения по совершенствованию системы противопожарного нормирования складов нефти и нефтепродуктов. Наличие избыточных требований и отсутствие гибкого дифференцированного подхода к выбору систем противопожарной защиты не позволяют проектировщику выбрать наиболее приемлемый и эффективно безопасный способ противопожарной защиты складов нефти и нефтепродуктов.
На основе проделанного анализа предлагается: