Аэропорт как транспортный узел по понятным причинам является для террористов очень привлекательной целью, поэтому его защита – задача крайне актуальная и важная. В статье рассматриваются некоторые конкретные вопросы авиационной безопасности и предлагаются меры для решения имеющихся в этой сфере проблем.
Создание системы антитеррористической защищенности на объектах воздушного транспорта строится на двух имманентных составляющих – транспортной и авиационной безопасности. В первом приближении принципиальные различия практически незаметны. Это подтверждается и определениями, данными в нормативных документах.
Тождественность понятий "авиация" (деятельность в области авиации) и "объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства" не явилась основанием для законодателя для формирования единой системы нормативно-правовых и организационно-распорядительных документов. Процесс гармонизации законодательства в области противодействия актам незаконного вмешательства в авиации или на "объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта" привел к отмене авиационной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 2023 г. № 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Подход, который был применен при отмене системы авиационной безопасности в Российской Федерации, можно обозначить как волюнтаристский. Это в полной мере подтверждается принятием Федерального закона от 26.02.2024 № 28-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который переносит отмену авиационной безопасности до 01.09.2024 г. Федеральный закон декларирует, что в действующих нормах по транспортной безопасности отсутствует ряд требований, а именно:
В этой связи процесс гармонизации законодательства транспортной и авиационной безопасности, регулирующий требования по организации периметрального ограждения, на наш взгляд, должен основываться на следующих принципах:
1. Преемственность. Новые требования не должны принципиально отличатся от ранее принятых. Примером отсутствия преемственности может служить постановление Правительства РФ от 5 октября 2020 г. № 1603 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию".
Установленные в данном постановлении нормы на практике оказались нереализуемы. Существенная корректировка требований, установленных в постановлении Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2090 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. № 1603" позволила реализовать требования по транспортной безопасности.
2. Международное право. Данный принцип отражен в ст. 3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности". Международные принципы обеспечения антитеррористической защищенности в гражданской авиации устанавливаются в документах ИКАО и наиболее подробно отражены в ICAO DOC 8973. Укажем самые основные:
Таким образом, в международных нормах содержится главный принцип – комплексный подход к организации заграждения, учитывающий различные факторы.
3. Учет особенностей. Применение жесткого стандарта к ограждению может повлечь невозможность реализации требований безопасности и, как следствие, остановку полетов.
Этот тезис лучше всего демонстрируется на аэродромах совместного базирования.
Ст. 44.4. Воздушного кодекса Российской Федерации гласит: "...Аэродромы совместного базирования и аэродромы совместного использования разделяются на сектора гражданской, государственной и (или) экспериментальной авиации...
Деятельность в границах секторов гражданской, государственной и экспериментальной авиации осуществляется в соответствии с законодательством в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации соответственно".
Таким образом, на аэродромах совместного базирования (использования) должна быть проведена демаркация границ, а границы секторов в том числе проходят и по летному полю.
На рис. 1 указаны основные требования к организации ограждения в границах летного поля. Оранжевый цвет – минимальная длина основных ворот на рулежной дорожке (не менее 100 м). Длины Н и Н1 – безопасное расстояние от оси ИВПП (искусственная взлетно-посадочная полоса) (не менее 150 м). Черными кругами обозначены коммуникации (и, как следствие, отсутствие возможности провести ограждение в линию). Красная штрихпунктирная линия – граница (в данном случае) гражданского сектора.
Из-за особенностей аэродрома возведение ограждения по существующим нормам представляется затруднительным, а в ряде случаев и невозможным.
Выходом из данной ситуации может являться введение балльной системы для установления соответствия ограждения действующим нормам, где 1 балл – это полное соответствие (рис. 2).
Реализация данной балльной системы проходит по следующему алгоритму:
Балльная система может придти на смену действующей эквивалентной системы, закрепленной в п. 74 приказа Минтранса России от 28 ноября 2005 г. № 142 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам".
В настоящее время данный проект в БУ РК "Аэропорт Петрозаводск" полностью реализован. В этой связи хочется отметить подрядчика работ ООО "Люмакс", скрупулезно и своевременно выполнившего очень сложный, со множеством нюансов, проект.
Иллюстрации предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 3/2024
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение от 4045 на Freepik