Статьи | Secuteck.Ru

Нормативно-правовое совершенствование антитеррористической защищенности

Written by Олег Климочкин | 28/01/25

В настоящий момент в стране происходит процесс формирования действенной нормативно-правовой и технологической основы, позволяющей системно и эффективно решать задачи обеспечения антитеррористической защищенности объектов. В данной сфере существуют вопросы, требующие систематизации, комплексного анализа и незамедлительного решения, в том числе следует исключить пробелы и нестыковки действующего законодательства, проблемы в области правоприменительной практики.

Для решения этих проблем в условиях резко меняющейся обстановки, повышения вероятности природных и техногенных деструктивных воздействий, актов незаконного вмешательства (в том числе терактов), для формирования полноценных инженерно-технических систем безопасности объектов и инфраструктуры представляется целесообразным расширить сферу деятельности ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" путем создания технического подкомитета ПК1 "Риск-ориентированная1 антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях2" (далее – Подкомитет).

Олег Климочкин
Заместитель председателя ТК 208, директор АНО "Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственных структур безопасности" (НИЦ "Безопасность")
 
Николай Махутов
Научный руководитель ПК1 ТК 208, председатель рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель Комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор
 
Владимир Балановский
Руководитель ПК1 ТК 208, ответственный секретарь рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро Комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член Академии проблем качества, профессор Академии военных наук
 
Владимир Баранцев
Эксперт по стандартизации
 
Михаил Ерофеев
Заместитель директора по научной работе Института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, действительный член Академии проблем качества, д.т.н., профессор
 
Игорь Грунин
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, судебно-строительный эксперт МСП и МТПП, член-корр. Академии проблем качества
 
Леонид Балановский
Член рабочей группы секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель направления "Национальный аттестационный центр" НИП "Информзащита", член-корр. Академии проблем качества
 

ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" при этом будет тесно взаимодействовать с ТК 465 "Строительство", ТК 485 "Производственные объекты и процессы промышленности боеприпасов и спецхимии" и ТК 439 "Средства автоматизации и системы управления". Их совместная деятельность в области стандартизации будет направлена на проведение поисковых, аналитических и проектных работ по противодействию природным и техногенным факторам, актам незаконного вмешательства и терактам.

Задачи Подкомитета

Целью создания и развития Подкомитета является повышение общего уровня безопасности и антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры (а также и безопасности среды обитания на прилежащих территориях) за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами, предназначенными для достижения оптимальной степени упорядочения и управляемости деятельности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов посредством установления положений для всеобщего и многократного применения.

Сферой деятельности Подкомитета является создание и поддержание системы национальных стандартов в области разработки:

  • мероприятий и проектных решений, комплекса инженерно-технической укрепленности и средств инженерно-технической охраны, направленных на обеспечение защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения;
  • организационных мероприятий, проводимых администрацией объектов, применения сил обеспечения безопасности и комплекса технических средств антитеррористической защиты, устанавливаемых на объектах и направленных на обнаружение предметов, снаряженных химически и биологически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами;
  • мероприятий и проектных решений для обеспечения информационной безопасности, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов, по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам;
  • комплексных информационных систем, обеспечивающих прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий терактов, чрезвычайных ситуаций и правонарушений, с интеграцией под их управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных и диспетчерских служб объектов для их оперативного взаимодействия (совместно с ТК 439 "Средства автоматики и системы управления"3).

Безопасность зданий и сооружений

Так как основой любого объекта в первую очередь являются составляющие его здания и сооружения, на создание и поддержание системы национальных стандартов в сфере их безопасности и антитеррористической защиты должно быть уделено первостепенное внимание. Современный объект и его здания или сооружения представляют собой сложную систему, включающую в свой состав систему конструкций, инженерные системы жизнеобеспечения реализации процессов энерго- и ресурсосбережения, поддержания комфорта и обеспечения безопасности.

В ходе эксплуатации объекта эти системы находятся под внешними и внутренними воздействиями факторов природного, техногенного и антропогенного характера. Системы, связанные с безопасностью здания или сооружения, взаимодействуя с конструкциями и объемами помещений объекта, с оборудованием инженерных систем, окружающей средой, выполняют функции безопасности, которые приводят к снижению риска причинения вреда людям, имуществу и окружающей среде.

В общем виде системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений, представлены на рис. 1.

Рис. 1. Системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений

Определение приемлемого риска

В связи с тем, что абсолютной безопасности не существует и после принятия всех возможных мер безопасности остаточный риск все равно имеется, снижение риска производится до определенного уровня, который называют приемлемым риском – риском, с которым мирятся и который считается обычным в данное время при данных условиях. Такой риск определяется в результате итеративного процесса анализа опасностей и риска, общей оценки риска и снижения риска. Процесс завершается после того, как приемлемый риск будет достигнут (рис. 2).

Рис. 2. Достижение безопасности здания или сооружения объекта

В связи с этим появляется возможность определить складывающуюся в современных условиях структуру системы стандартов систем безопасности и обеспечения антитеррористической защищенности зданий или сооружений объектов (рис. 3).

Рис. 3. Структура системы стандартов систем безопасности и обеспечения антитеррористической защищенности зданий или сооружений объектов

Приоритеты деятельности Подкомитета

Направленность работы Подкомитета определяется Экспертным Советом при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по согласованию с руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Планы разработки стандартов оперативно пересматриваются, исходя из решений, принимаемых Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.

Первоочередные планы Подкомитета по разработке в 2025 г. стандартов направлены на реализацию решений круглого стола Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 08.10.2024 г. на тему "О состоянии нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов…" применительно к объектам Министерства промышленности и торговли в целом. Разработки должны выполняться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Безопасность топливно-энергетического комплекса

В рабочую группу секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности в 2024 г. поступают письма от предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования и подготовке стандартов в связи требованиями нового постановления Правительства РФ от 03.08.2024 г. № 1046 "Об утверждении Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" (ДСП).

Форма ДСП этого документа лишний раз подтверждает, что большая часть разрабатываемых стандартов должна быть ограниченного распространения ГОСТ РО.

Постановление правительства на новой основе ставит проблему обеспечения безопасности и использования риск-ориентированных сквозных технологий инженерной укрепленности зданий и сооружений, мероприятий и проектных решений по защите критически важных объектов ТЭК от совершения террористических актов. Это требует разработки в 2025 г. комплекса стандартов антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры ТЭК.

Как было указано выше, направленность деятельности Подкомитета подлежит оперативной корректировке и зависит от складывающейся в стране обстановки. Поэтому перед бизнес-сообществом и в первую очередь перед разработчиками систем безопасности стоит задача принять участие в разработке стандартов в сфере безопасности и антитеррористической защищенности.

Шаги к технологическому суверенитету

В распоряжении Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." (ред. от 21.10.2024 г.) указывается, что технологический суверенитет РФ достигается в области критических технологий установлением и поддержанием технологического паритета со странами-лидерами, а в области сквозных технологий – достижением технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации. Критические технологии определяются в ходе реализации производственных проектов системно значимых видов высокотехнологичной продукции, а перечни критических технологий и сквозных технологий определяют сквозные технологические приоритеты. Перечень сквозных технологий опирается на научно-технологический прогноз (форсайт), разрабатываемый с участием РАН, научного и образовательного сообщества, объединения предпринимателей. Предварительный перечень сквозных технологий (технологических направлений) приведен в приложении № 2 к Концепции технологического развития на период до 2030 г., в который по направлению деятельности ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях" ТК 208 "Антитеррористическая и охранная дельность" входят:

  1. "Новые производственные технологии", в частности "Технологии новых материалов и веществ, их моделирования и разработки", используемые для создания высокоэффективных решений инженерно-технической укрепленности объектов.
  2. "Технологии снижения антропогенного воздействия"4, предназначенные для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов.

Для выполнения работ по подбору лучших практик (технологий) и сквозных технологий безопасности и антитеррористической защищенности, а также стандартизации в этой сфере необходимо иметь модель угроз безопасности в виде классификационной схемы (рис. 4).

Рис. 4. Классификационная схема модели угроз безопасности

С целью определения приоритетных направлений критических и сквозных технологий в интересах технологического развития для повышения общего уровня безопасности и антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры при ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях"
ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" формируется экспертно-аналитический совет с привлечением РАН, включающий главных конструкторов и главных технологов по соответствующим технологическим направлениям. Его функция – целеполагание, мониторинг и проведение научно-технической экспертизы и оценки результатов в сфере исследований и разработок перед включением их в перечень стандартов, подлежащих созданию.

О роли стандартов в повышении уровня защищенности объектов

Стандарты и нормативные документы дают возможность определить облик будущих систем безопасности многофункциональных промышленных комплексов, которые являются сложными инженерно-техническими кластерами, включающими объекты промышленности, транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, местом массового пребывания людей. Стандарты на всех этапах жизненного цикла объектов должны регламентировать использование лучших практик с учетом изменяемости угроз, повышения уровня рисков актов незаконного вмешательства с использованием тактики "домино" и разведывательно-террористических групп, внутренних нарушителей.

Результатом разработки нормативных правовых актов (НПА) и нормативных документов (НД) будет являться формирование единого взаимоувязанного многоэшелонированного комплекса борьбы с различными видами существующих и потенциальных угроз реализации природных и техногенных деструктивных факторов, актов незаконного вмешательства5, в том числе терактов6, диверсий7, а также военных действий ограниченной силы на объектах и многофункциональных комплексах.

Представляется целесообразным рассматривать Технический комитет по стандартизации ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" после расширения его функций за счет подкомитета ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях" как один из центров сбора информации для выработки предложений по совершенствованию нормативной базы в части повышения уровня защищенности объектов промышленности, транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей в мирное время и в мобилизационный период.

Иллюстрации предоставлены автором.

1 Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность предполагает концентрацию ограниченных ресурсов для критически важных объектов в зонах максимального риска, в безопасных зонах она снижается или отсутствует.

2 Запроектная ситуация – это авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности и ошибочными решениями персонала, которые могут привести к тяжелым последствиям.

3 С использованием разработок д.т.н. профессора М.М. Любимова и к.т.н. В.И. Щербины.

4 В силу существенного изменения в настоящее время характера рисков и угроз законодатель рассматривает технологии снижения антропогенного воздействия в качестве всеобъемлющего средства противодействия не только актам незаконного вмешательства, в том числе террористическим актам, но и диверсиям, а также военным действиям ограниченной силы.

5 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

6 Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

7 Диверсия – совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Изображение от freepik