Подписка
МЕНЮ
Подписка

ХХХ Форум "Технологии и безопасность 2025" 11 февраля. Пожарная безопасность и минимизация ущерба от возгораний 11 февраля. Терроризм и безопасность на транспорте 12 февраля. Выбор и построение систем защиты от БПЛА 13 февраля. Технологии защиты периметра и комплексная безопасность Участвуйте! 11-13 февраля 2025. Москва. Крокус Экспо

Пути совершенствования нормативно-правовой основы антитеррористической защищенности объектов

Олег Климочкин, Николай Махутов, Владимир Балановский, Владимир Баранцев, Михаил Ерофеев, Игорь Грунин, Леонид Балановский, 28/01/25

В настоящий момент в стране происходит процесс формирования действенной нормативно-правовой и технологической основы, позволяющей системно и эффективно решать задачи обеспечения антитеррористической защищенности объектов. В данной сфере существуют вопросы, требующие систематизации, комплексного анализа и незамедлительного решения, в том числе следует исключить пробелы и нестыковки действующего законодательства, проблемы в области правоприменительной практики.

Для решения этих проблем в условиях резко меняющейся обстановки, повышения вероятности природных и техногенных деструктивных воздействий, актов незаконного вмешательства (в том числе терактов), для формирования полноценных инженерно-технических систем безопасности объектов и инфраструктуры представляется целесообразным расширить сферу деятельности ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" путем создания технического подкомитета ПК1 "Риск-ориентированная1 антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях2" (далее – Подкомитет).

ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" при этом будет тесно взаимодействовать с ТК 465 "Строительство", ТК 485 "Производственные объекты и процессы промышленности боеприпасов и спецхимии" и ТК 439 "Средства автоматизации и системы управления". Их совместная деятельность в области стандартизации будет направлена на проведение поисковых, аналитических и проектных работ по противодействию природным и техногенным факторам, актам незаконного вмешательства и терактам.

Форум "Технологии и безопасность" 11–13 февраля 2025 г.

Задачи Подкомитета

Целью создания и развития Подкомитета является повышение общего уровня безопасности и антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры (а также и безопасности среды обитания на прилежащих территориях) за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами, предназначенными для достижения оптимальной степени упорядочения и управляемости деятельности по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов посредством установления положений для всеобщего и многократного применения.

Сферой деятельности Подкомитета является создание и поддержание системы национальных стандартов в области разработки:

  • мероприятий и проектных решений, комплекса инженерно-технической укрепленности и средств инженерно-технической охраны, направленных на обеспечение защиты объектов от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения;
  • организационных мероприятий, проводимых администрацией объектов, применения сил обеспечения безопасности и комплекса технических средств антитеррористической защиты, устанавливаемых на объектах и направленных на обнаружение предметов, снаряженных химически и биологически опасными, взрывоопасными и радиоактивными веществами;
  • мероприятий и проектных решений для обеспечения информационной безопасности, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов, по защите информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам;
  • комплексных информационных систем, обеспечивающих прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий терактов, чрезвычайных ситуаций и правонарушений, с интеграцией под их управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных и диспетчерских служб объектов для их оперативного взаимодействия (совместно с ТК 439 "Средства автоматики и системы управления"3).

Безопасность зданий и сооружений

Так как основой любого объекта в первую очередь являются составляющие его здания и сооружения, на создание и поддержание системы национальных стандартов в сфере их безопасности и антитеррористической защиты должно быть уделено первостепенное внимание. Современный объект и его здания или сооружения представляют собой сложную систему, включающую в свой состав систему конструкций, инженерные системы жизнеобеспечения реализации процессов энерго- и ресурсосбережения, поддержания комфорта и обеспечения безопасности.

В ходе эксплуатации объекта эти системы находятся под внешними и внутренними воздействиями факторов природного, техногенного и антропогенного характера. Системы, связанные с безопасностью здания или сооружения, взаимодействуя с конструкциями и объемами помещений объекта, с оборудованием инженерных систем, окружающей средой, выполняют функции безопасности, которые приводят к снижению риска причинения вреда людям, имуществу и окружающей среде.

В общем виде системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений, представлены на рис. 1.

рис1 (2)-Jan-28-2025-07-36-24-7086-AMРис. 1. Системы объекта, связанные с безопасностью его зданий и сооружений

Определение приемлемого риска

В связи с тем, что абсолютной безопасности не существует и после принятия всех возможных мер безопасности остаточный риск все равно имеется, снижение риска производится до определенного уровня, который называют приемлемым риском – риском, с которым мирятся и который считается обычным в данное время при данных условиях. Такой риск определяется в результате итеративного процесса анализа опасностей и риска, общей оценки риска и снижения риска. Процесс завершается после того, как приемлемый риск будет достигнут (рис. 2).

рис2 (2)-Jan-28-2025-07-37-53-7216-AMРис. 2. Достижение безопасности здания или сооружения объекта

В связи с этим появляется возможность определить складывающуюся в современных условиях структуру системы стандартов систем безопасности и обеспечения антитеррористической защищенности зданий или сооружений объектов (рис. 3).

рис3-Jan-28-2025-07-43-18-2247-AMРис. 3. Структура системы стандартов систем безопасности и обеспечения антитеррористической защищенности зданий или сооружений объектов

Приоритеты деятельности Подкомитета

Направленность работы Подкомитета определяется Экспертным Советом при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности по согласованию с руководством Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Планы разработки стандартов оперативно пересматриваются, исходя из решений, принимаемых Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.

Первоочередные планы Подкомитета по разработке в 2025 г. стандартов направлены на реализацию решений круглого стола Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности от 08.10.2024 г. на тему "О состоянии нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов…" применительно к объектам Министерства промышленности и торговли в целом. Разработки должны выполняться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2024 г. № 258 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".

Рынок физической безопасности. Экспертиза. Исследования. Обзоры

Безопасность топливно-энергетического комплекса

В рабочую группу секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности в 2024 г. поступают письма от предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования и подготовке стандартов в связи требованиями нового постановления Правительства РФ от 03.08.2024 г. № 1046 "Об утверждении Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" (ДСП).

Форма ДСП этого документа лишний раз подтверждает, что большая часть разрабатываемых стандартов должна быть ограниченного распространения ГОСТ РО.

Постановление правительства на новой основе ставит проблему обеспечения безопасности и использования риск-ориентированных сквозных технологий инженерной укрепленности зданий и сооружений, мероприятий и проектных решений по защите критически важных объектов ТЭК от совершения террористических актов. Это требует разработки в 2025 г. комплекса стандартов антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры ТЭК.

Как было указано выше, направленность деятельности Подкомитета подлежит оперативной корректировке и зависит от складывающейся в стране обстановки. Поэтому перед бизнес-сообществом и в первую очередь перед разработчиками систем безопасности стоит задача принять участие в разработке стандартов в сфере безопасности и антитеррористической защищенности.

Шаги к технологическому суверенитету

В распоряжении Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р "Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г." (ред. от 21.10.2024 г.) указывается, что технологический суверенитет РФ достигается в области критических технологий установлением и поддержанием технологического паритета со странами-лидерами, а в области сквозных технологий – достижением технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации. Критические технологии определяются в ходе реализации производственных проектов системно значимых видов высокотехнологичной продукции, а перечни критических технологий и сквозных технологий определяют сквозные технологические приоритеты. Перечень сквозных технологий опирается на научно-технологический прогноз (форсайт), разрабатываемый с участием РАН, научного и образовательного сообщества, объединения предпринимателей. Предварительный перечень сквозных технологий (технологических направлений) приведен в приложении № 2 к Концепции технологического развития на период до 2030 г., в который по направлению деятельности ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях" ТК 208 "Антитеррористическая и охранная дельность" входят:

  1. "Новые производственные технологии", в частности "Технологии новых материалов и веществ, их моделирования и разработки", используемые для создания высокоэффективных решений инженерно-технической укрепленности объектов.
  2. "Технологии снижения антропогенного воздействия"4, предназначенные для обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов.

Для выполнения работ по подбору лучших практик (технологий) и сквозных технологий безопасности и антитеррористической защищенности, а также стандартизации в этой сфере необходимо иметь модель угроз безопасности в виде классификационной схемы (рис. 4).

рис4-Jan-28-2025-08-02-11-1439-AMРис. 4. Классификационная схема модели угроз безопасности

С целью определения приоритетных направлений критических и сквозных технологий в интересах технологического развития для повышения общего уровня безопасности и антитеррористической защищенности объектов и инфраструктуры при ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях"
ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" формируется экспертно-аналитический совет с привлечением РАН, включающий главных конструкторов и главных технологов по соответствующим технологическим направлениям. Его функция – целеполагание, мониторинг и проведение научно-технической экспертизы и оценки результатов в сфере исследований и разработок перед включением их в перечень стандартов, подлежащих созданию.

О роли стандартов в повышении уровня защищенности объектов

Стандарты и нормативные документы дают возможность определить облик будущих систем безопасности многофункциональных промышленных комплексов, которые являются сложными инженерно-техническими кластерами, включающими объекты промышленности, транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, местом массового пребывания людей. Стандарты на всех этапах жизненного цикла объектов должны регламентировать использование лучших практик с учетом изменяемости угроз, повышения уровня рисков актов незаконного вмешательства с использованием тактики "домино" и разведывательно-террористических групп, внутренних нарушителей.

Результатом разработки нормативных правовых актов (НПА) и нормативных документов (НД) будет являться формирование единого взаимоувязанного многоэшелонированного комплекса борьбы с различными видами существующих и потенциальных угроз реализации природных и техногенных деструктивных факторов, актов незаконного вмешательства5, в том числе терактов6, диверсий7, а также военных действий ограниченной силы на объектах и многофункциональных комплексах.

Представляется целесообразным рассматривать Технический комитет по стандартизации ТК 208 "Антитеррористическая и охранная деятельность" после расширения его функций за счет подкомитета ПК1 "Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность критически важных объектов в запроектных ситуациях" как один из центров сбора информации для выработки предложений по совершенствованию нормативной базы в части повышения уровня защищенности объектов промышленности, транспортной инфраструктуры и мест массового пребывания людей в мирное время и в мобилизационный период.

Иллюстрации предоставлены автором.

1 Риск-ориентированная антитеррористическая защищенность предполагает концентрацию ограниченных ресурсов для критически важных объектов в зонах максимального риска, в безопасных зонах она снижается или отсутствует.

2 Запроектная ситуация – это авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности и ошибочными решениями персонала, которые могут привести к тяжелым последствиям.

3 С использованием разработок д.т.н. профессора М.М. Любимова и к.т.н. В.И. Щербины.

4 В силу существенного изменения в настоящее время характера рисков и угроз законодатель рассматривает технологии снижения антропогенного воздействия в качестве всеобъемлющего средства противодействия не только актам незаконного вмешательства, в том числе террористическим актам, но и диверсиям, а также военным действиям ограниченной силы.

5 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

6 Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях воздействия на принятие решения органами власти Российской Федерации, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

7 Диверсия – совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 6/2024

Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Изображение от freepik
Темы:АнтитеррорКомплексная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №6/2024
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...