Транспортный комплекс Москвы включает в себя все виды пассажирского транспорта: метрополитен, наземный, речной и железнодорожный транспорт, такси и каршеринг, международный аэропорт Внуково. В Московский авиационный узел входят международные аэропорты Домодедово и Шереметьево. Ежедневно на городском транспорте в Москве совершаются 19,8 млн поездок.
Одним из основных направлений Департамента является защита пассажиров от проявления противоправных действий, в том числе террористической направленности. А при проведении значимых международных мероприятий, когда от этого зависит престиж страны, ответственность за безопасность возрастает многократно.
ГУП "Московский метрополитен" – подведомственная Департаменту транспорта Москвы организация. В среднем в будни услугами метро пользуются 9 млн пассажиров.
Данное обстоятельство, а также социальная значимость делают метрополитен потенциальной целью для террористических актов.
Для снижения угроз жизни и здоровью пассажиров на входе станций метрополитена и остановочных пунктов Московского центрального кольца организован досмотр пассажиров и их багажа. В 2019 г. было досмотрено более 170 млн пассажиров и 81 млн единиц багажа, выявлено около 360 тыс. опасных предметов.
В 2019 г. ГУП "Московский метрополитен" приступил к оснащению и опытной эксплуатации системы распознавания лиц с использованием биометрических данных. С помощью камер, размещенных на турникетах, планируется организовать бесконтактную оплату проезда при проходе пассажиров на станции Московского метрополитена.
Кроме того, в ходе экспериментальной эксплуатации данной системы сотрудниками полиции были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске.
Результаты эксплуатации положительные, поэтому правоохранительные органы будут использовать видеокамеры для обеспечения безопасности и правопорядка на Московском метрополитене.
Подведомственным Департаменту транспорта ГУП "Мосгортранс" по состоянию на 11 февраля 2020 г. эксплуатируются:
Мероприятия по досмотру на автостанциях в 2019 г. позволили выявить 24 единицы оружия и 260 попыток провоза боеприпасов без наличия соответствующего разрешения. Возбуждено одно уголовное дело за провоз наркотических веществ (250 г героина).
10 января 2020 г. на территории международного автовокзала "Северные ворота" во время досмотра работниками подразделения транспортной безопасности ГУП "Мосгортранс" выявлен багаж со следами взрывчатых и наркотических веществ. По данному факту в настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия.
Предпринимаемые меры позволили обеспечить достаточную защищенность объектов транспортной инфраструктуры и не допустить совершения актов незаконного вмешательства.
В состав Московского центрального кольца входит 31 станция, из них к зоне ответственности ГУП "Московский метрополитен" относятся 17 станций, ОАО "РЖД" – 14 станций. В обеспечении транспортной безопасности задействованы порядка 800 сотрудников от обеих организаций. В год затраты на транспортную безопасность составляют более 700 млн рублей. На станциях МЦК в соответствии с требованиями по ОТБ для железнодорожного транспорта осуществляется сплошной досмотр. Досматриваются около 100 тыс. пассажиров и их багаж ежедневно.
При подготовке к вводу в эксплуатацию московских центральных диаметров (МЦД) в ноябре 2019 г. мы столкнулись с различающимися требованиями по безопасности к однотипным объектам.
Так, на некоторых остановочных пунктах, входящих в состав станций и вокзалов, обеспечение безопасности регламентируется Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а на остальных, находящихся на перегонах, – Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Из-за двух разных законов к однотипным объектам применяются разные требования. Например, на остановочном пункте Красный Балтиец, где пассажиропоток составляет 5 тыс. человек в сутки, необходимо организовать 100%-ный досмотр, а на остановочном пункте (станция метро) "Текстильщики" с пассажиропотоком 21 тыс. человек в сутки, не относящемся к объектам транспортной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, 100%-ный досмотр не требуется.
Вместе с тем введение 100%-ного досмотра на всех остановочных пунктах МЦД, по данным ОАО "РЖД", окажет негативное влияние и приведет к снижению пропускной способности на 20%. Кроме того, остановочными пунктами, включенными в состав МЦД, будут также обслуживаться электрички, следующие с остановочных пунктов, на которых досмотр не осуществляется.
Учитывая важность данного вопроса, мэр Москвы Сергей Собянин обратился к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложением о приведении к единообразию обеспечения безопасности на объектах Центрального транспортного узла (исх. от 11.04.2019 г. № 4-14-404/9).
Для этого предлагается оснастить все остановочные пункты качественным освещением и системой интеллектуального видеонаблюдения, а также системой удаленной связи с правоохранительными органами (тревожная кнопка), что позволит своевременно реагировать на противоправные действия и угрозы безопасности.
Для приведения обеспечения безопасности на платформах к единообразию Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России (протокол от 15.05.2019 г. № МА-П9-38пр) разработать и представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.
Для этого на площадке Минтранса России была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в состав которой вошли представители и Департамента транспорта Москвы.
В ходе заседаний рабочей группы было достигнуто соглашение об отнесении остановочных пунктов МЦД к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований.
Для этого было предложено внести изменения:
Кроме того, предложено разработать постановление Правительства Российской Федерации об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2020
Для защиты критически важных объектов и объектов ТЭК рекомендуем системы промышленного класса для обнаружения пламени, газа, дыма и пожаротушения. Подобные системы есть у многоотраслевой корпорации Honeywell, которая занимается разработкой промышленных технологий и программного обеспечения, и входит в список 100 ведущих мировых компаний, составляемый журналом Fortune.
Умный видеоконтроль производственных процессов представляет ООО "Татинтек", официальный партнер компании ITV | AxxonSoft. С его помощью возможно распознавание госномеров, лиц, маркировок железнодорожных вагонов и цистерн, ситуаций и поведения людей на промышленных объектах Это позволяет контролировать производственный процесс, предотвратить хищения, а также нарушения правил промбезопасности и охраны труда.