Подписка
МЕНЮ
Подписка

Реализация транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры города Москвы

Александр Гаракоев, 06/07/20

Транспортный комплекс Москвы включает в себя все виды пассажирского транспорта: метрополитен, наземный, речной и железнодорожный транспорт, такси и каршеринг, международный аэропорт Внуково. В Московский авиационный узел входят международные аэропорты Домодедово и Шереметьево. Ежедневно на городском транспорте в Москве совершаются 19,8 млн поездок.

Одним из основных направлений Департамента является защита пассажиров от проявления противоправных действий, в том числе террористической направленности. А при проведении значимых международных мероприятий, когда от этого зависит престиж страны, ответственность за безопасность возрастает многократно.

Предпринятые меры на Московском метрополитене

ГУП "Московский метрополитен" – подведомственная Департаменту транспорта Москвы организация. В среднем в будни услугами метро пользуются 9 млн пассажиров.

Данное обстоятельство, а также социальная значимость делают метрополитен потенциальной целью для террористических актов.

Для снижения угроз жизни и здоровью пассажиров на входе станций метрополитена и остановочных пунктов Московского центрального кольца организован досмотр пассажиров и их багажа. В 2019 г. было досмотрено более 170 млн пассажиров и 81 млн единиц багажа, выявлено около 360 тыс. опасных предметов.

В 2019 г. ГУП "Московский метрополитен" приступил к оснащению и опытной эксплуатации системы распознавания лиц с использованием биометрических данных. С помощью камер, размещенных на турникетах, планируется организовать бесконтактную оплату проезда при проходе пассажиров на станции Московского метрополитена.

Кроме того, в ходе экспериментальной эксплуатации данной системы сотрудниками полиции были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске.

Результаты эксплуатации положительные, поэтому правоохранительные органы будут использовать видеокамеры для обеспечения безопасности и правопорядка на Московском метрополитене.

Эффективный формат проекта "Системы безопасности"

Защита объектов "Мосгортранса"

Подведомственным Департаменту транспорта ГУП "Мосгортранс" по состоянию на 11 февраля 2020 г. эксплуатируются:

  • 5 категорированных объектов транспортной инфраструктуры;
  • 12 эксплуатационных филиалов;
  • 13 вспомогательных филиалов;
  • 110 охраняемых объектов.

Мероприятия по досмотру на автостанциях в 2019 г. позволили выявить 24 единицы оружия и 260 попыток провоза боеприпасов без наличия соответствующего разрешения. Возбуждено одно уголовное дело за провоз наркотических веществ (250 г героина).

10 января 2020 г. на территории международного автовокзала "Северные ворота" во время досмотра работниками подразделения транспортной безопасности ГУП "Мосгортранс" выявлен багаж со следами взрывчатых и наркотических веществ. По данному факту в настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия.

Предпринимаемые меры позволили обеспечить достаточную защищенность объектов транспортной инфраструктуры и не допустить совершения актов незаконного вмешательства.

Проблема разных требований к однотипным объектам МЦД

В состав Московского центрального кольца входит 31 станция, из них к зоне ответственности ГУП "Московский метрополитен" относятся 17 станций, ОАО "РЖД" – 14 станций. В обеспечении транспортной безопасности задействованы порядка 800 сотрудников от обеих организаций. В год затраты на транспортную безопасность составляют более 700 млн рублей. На станциях МЦК в соответствии с требованиями по ОТБ для железнодорожного транспорта осуществляется сплошной досмотр. Досматриваются около 100 тыс. пассажиров и их багаж ежедневно.

При подготовке к вводу в эксплуатацию московских центральных диаметров (МЦД) в ноябре 2019 г. мы столкнулись с различающимися требованиями по безопасности к однотипным объектам.

Так, на некоторых остановочных пунктах, входящих в состав станций и вокзалов, обеспечение безопасности регламентируется Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а на остальных, находящихся на перегонах, – Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Из-за двух разных законов к однотипным объектам применяются разные требования. Например, на остановочном пункте Красный Балтиец, где пассажиропоток составляет 5 тыс. человек в сутки, необходимо организовать 100%-ный досмотр, а на остановочном пункте (станция метро) "Текстильщики" с пассажиропотоком 21 тыс. человек в сутки, не относящемся к объектам транспортной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, 100%-ный досмотр не требуется.

Вместе с тем введение 100%-ного досмотра на всех остановочных пунктах МЦД, по данным ОАО "РЖД", окажет негативное влияние и приведет к снижению пропускной способности на 20%. Кроме того, остановочными пунктами, включенными в состав МЦД, будут также обслуживаться электрички, следующие с остановочных пунктов, на которых досмотр не осуществляется.

Учитывая важность данного вопроса, мэр Москвы Сергей Собянин обратился к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложением о приведении к единообразию обеспечения безопасности на объектах Центрального транспортного узла (исх. от 11.04.2019 г. № 4-14-404/9).

Для этого предлагается оснастить все остановочные пункты качественным освещением и системой интеллектуального видеонаблюдения, а также системой удаленной связи с правоохранительными органами (тревожная кнопка), что позволит своевременно реагировать на противоправные действия и угрозы безопасности.

Оптимизация законодательства

Для приведения обеспечения безопасности на платформах к единообразию Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России (протокол от 15.05.2019 г. № МА-П9-38пр) разработать и представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

Для этого на площадке Минтранса России была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в состав которой вошли представители и Департамента транспорта Москвы.

В ходе заседаний рабочей группы было достигнуто соглашение об отнесении остановочных пунктов МЦД к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований.

Для этого было предложено внести изменения:

  • в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 г. № 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры";
  • в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2014 г. № 196 "Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта".

Кроме того, предложено разработать постановление Правительства Российской Федерации об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2020

Редакция советует

Для защиты критически важных объектов и объектов ТЭК рекомендуем системы промышленного класса для обнаружения пламени, газа, дыма и пожаротушения. Подобные системы есть у многоотраслевой корпорации Honeywell, которая занимается разработкой промышленных технологий и программного обеспечения, и входит в список 100 ведущих мировых компаний, составляемый журналом Fortune.
Умный видеоконтроль производственных процессов представляет ООО "Татинтек", официальный партнер компании ITV | AxxonSoft. С его помощью возможно распознавание госномеров, лиц, маркировок железнодорожных вагонов и цистерн, ситуаций и поведения людей на промышленных объектах Это позволяет контролировать производственный процесс, предотвратить хищения, а также нарушения правил промбезопасности и охраны труда.

Темы:МосгортрансТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №3/2020КатегорированиеМЦДТранспортный комплексМосковский метрополитенБезопасность объектов

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

Получить консультацию
Печатное издание
Интернет-портал
Стать автором
Комментарии

More...