Подписка
МЕНЮ
Подписка

Форум All-over-IP 2024 | Москва, DoubleTree by Hilton | 12-13 ноября  Искусственный интеллект и машинное обучение | Цифровая трансформация для  предприятий | СКУД и видеоаналитика для контроля бизнес-процессов |  Автоматизация управления данными | ЦОД и дата-центры | Автоматизация ЖК   Регистрируйтесь и приходите!

Реализация транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры города Москвы

Александр Гаракоев, 06/07/20

Транспортный комплекс Москвы включает в себя все виды пассажирского транспорта: метрополитен, наземный, речной и железнодорожный транспорт, такси и каршеринг, международный аэропорт Внуково. В Московский авиационный узел входят международные аэропорты Домодедово и Шереметьево. Ежедневно на городском транспорте в Москве совершаются 19,8 млн поездок.

Одним из основных направлений Департамента является защита пассажиров от проявления противоправных действий, в том числе террористической направленности. А при проведении значимых международных мероприятий, когда от этого зависит престиж страны, ответственность за безопасность возрастает многократно.

Предпринятые меры на Московском метрополитене

ГУП "Московский метрополитен" – подведомственная Департаменту транспорта Москвы организация. В среднем в будни услугами метро пользуются 9 млн пассажиров.

Данное обстоятельство, а также социальная значимость делают метрополитен потенциальной целью для террористических актов.

Для снижения угроз жизни и здоровью пассажиров на входе станций метрополитена и остановочных пунктов Московского центрального кольца организован досмотр пассажиров и их багажа. В 2019 г. было досмотрено более 170 млн пассажиров и 81 млн единиц багажа, выявлено около 360 тыс. опасных предметов.

В 2019 г. ГУП "Московский метрополитен" приступил к оснащению и опытной эксплуатации системы распознавания лиц с использованием биометрических данных. С помощью камер, размещенных на турникетах, планируется организовать бесконтактную оплату проезда при проходе пассажиров на станции Московского метрополитена.

Кроме того, в ходе экспериментальной эксплуатации данной системы сотрудниками полиции были задержаны десятки граждан, находящихся в розыске.

Результаты эксплуатации положительные, поэтому правоохранительные органы будут использовать видеокамеры для обеспечения безопасности и правопорядка на Московском метрополитене.

О чем мы пишем в журнале "Системы безопасности" и на сайте Secuteck.Ru

Защита объектов "Мосгортранса"

Подведомственным Департаменту транспорта ГУП "Мосгортранс" по состоянию на 11 февраля 2020 г. эксплуатируются:

  • 5 категорированных объектов транспортной инфраструктуры;
  • 12 эксплуатационных филиалов;
  • 13 вспомогательных филиалов;
  • 110 охраняемых объектов.

Мероприятия по досмотру на автостанциях в 2019 г. позволили выявить 24 единицы оружия и 260 попыток провоза боеприпасов без наличия соответствующего разрешения. Возбуждено одно уголовное дело за провоз наркотических веществ (250 г героина).

10 января 2020 г. на территории международного автовокзала "Северные ворота" во время досмотра работниками подразделения транспортной безопасности ГУП "Мосгортранс" выявлен багаж со следами взрывчатых и наркотических веществ. По данному факту в настоящее время проводятся оперативно-следственные мероприятия.

Предпринимаемые меры позволили обеспечить достаточную защищенность объектов транспортной инфраструктуры и не допустить совершения актов незаконного вмешательства.

Проблема разных требований к однотипным объектам МЦД

В состав Московского центрального кольца входит 31 станция, из них к зоне ответственности ГУП "Московский метрополитен" относятся 17 станций, ОАО "РЖД" – 14 станций. В обеспечении транспортной безопасности задействованы порядка 800 сотрудников от обеих организаций. В год затраты на транспортную безопасность составляют более 700 млн рублей. На станциях МЦК в соответствии с требованиями по ОТБ для железнодорожного транспорта осуществляется сплошной досмотр. Досматриваются около 100 тыс. пассажиров и их багаж ежедневно.

При подготовке к вводу в эксплуатацию московских центральных диаметров (МЦД) в ноябре 2019 г. мы столкнулись с различающимися требованиями по безопасности к однотипным объектам.

Так, на некоторых остановочных пунктах, входящих в состав станций и вокзалов, обеспечение безопасности регламентируется Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а на остальных, находящихся на перегонах, – Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Из-за двух разных законов к однотипным объектам применяются разные требования. Например, на остановочном пункте Красный Балтиец, где пассажиропоток составляет 5 тыс. человек в сутки, необходимо организовать 100%-ный досмотр, а на остановочном пункте (станция метро) "Текстильщики" с пассажиропотоком 21 тыс. человек в сутки, не относящемся к объектам транспортной инфраструктуры в рамках действующего законодательства, 100%-ный досмотр не требуется.

Вместе с тем введение 100%-ного досмотра на всех остановочных пунктах МЦД, по данным ОАО "РЖД", окажет негативное влияние и приведет к снижению пропускной способности на 20%. Кроме того, остановочными пунктами, включенными в состав МЦД, будут также обслуживаться электрички, следующие с остановочных пунктов, на которых досмотр не осуществляется.

Учитывая важность данного вопроса, мэр Москвы Сергей Собянин обратился к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с предложением о приведении к единообразию обеспечения безопасности на объектах Центрального транспортного узла (исх. от 11.04.2019 г. № 4-14-404/9).

Для этого предлагается оснастить все остановочные пункты качественным освещением и системой интеллектуального видеонаблюдения, а также системой удаленной связи с правоохранительными органами (тревожная кнопка), что позволит своевременно реагировать на противоправные действия и угрозы безопасности.

Оптимизация законодательства

Для приведения обеспечения безопасности на платформах к единообразию Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России (протокол от 15.05.2019 г. № МА-П9-38пр) разработать и представить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

Для этого на площадке Минтранса России была создана Межведомственная рабочая группа по оптимизации требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в состав которой вошли представители и Департамента транспорта Москвы.

В ходе заседаний рабочей группы было достигнуто соглашение об отнесении остановочных пунктов МЦД к некатегорированным объектам транспортной инфраструктуры с применением к ним единых минимальных требований.

Для этого было предложено внести изменения:

  • в постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2016 г. № 686 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры";
  • в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2014 г. № 196 "Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта".

Кроме того, предложено разработать постановление Правительства Российской Федерации об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №3/2020

Редакция советует

Для защиты критически важных объектов и объектов ТЭК рекомендуем системы промышленного класса для обнаружения пламени, газа, дыма и пожаротушения. Подобные системы есть у многоотраслевой корпорации Honeywell, которая занимается разработкой промышленных технологий и программного обеспечения, и входит в список 100 ведущих мировых компаний, составляемый журналом Fortune.
Умный видеоконтроль производственных процессов представляет ООО "Татинтек", официальный партнер компании ITV | AxxonSoft. С его помощью возможно распознавание госномеров, лиц, маркировок железнодорожных вагонов и цистерн, ситуаций и поведения людей на промышленных объектах Это позволяет контролировать производственный процесс, предотвратить хищения, а также нарушения правил промбезопасности и охраны труда.

Темы:МосгортрансТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №3/2020КатегорированиеМЦДМосковский метрополитенБезопасность объектов
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...

More...