Исключительная важность обеспечения безопасности и защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства определяет высокие требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, а также требует особенного подхода при их испытании и эксплуатации, оценке функциональных возможностей на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В данной статье представлены результаты обязательной сертификации технических средств оповещения, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к числу подлежащих сертификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 установлены требования к функциональным свойствам технических средств оповещения для целей обеспечения транспортной безопасности, а также указанным постановлением за МЧС России закреплены функции федерального органа по проведению обязательной сертификации.
Общее число технических средств оповещения условно можно разделить на три группы:
В рамках обеспечения задач транспортной безопасности средства оповещения осуществляют доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, населения, передают сигналы оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.
Как неоднократно было сообщено на различных конференциях и круглых столах, в целях реализации постановления приказом МЧС России № 99 от 28 февраля 2018 г. была сформирована структура системы обязательной сертификации технических средств оповещения, предназначенных для обеспечения транспортной безопасности.
Выделен главный орган по сертификации – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), который также осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение процедуры сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСО ТБ) в системе МЧС России, ведет Единый реестр системы сертификации, выдает бланки сертификатов и ведет их учет.
Всего МЧС России уполномочены восемь органов по сертификации в разных регионах страны с учетом географического фактора и привлечения более широкого круга экспертов, эти органы созданы на базе подведомственных научных и образовательных организаций, расположенных в различных субъектах Федерации:
В настоящее время в рамках национальной системы аккредитации в качестве испытательных лабораторий в области технических средств оповещения действуют:
Одновременно изъявил желание пройти процедуру аккредитации по закрепленному за МЧС России направлению ряд испытательных лабораторий таких юридических лиц, как ОАО Омское ПО "Радиозавод им. А.С. Попова", Московский технический университет связи и информатики, ООО "СИБ" (Новосибирск), а также созданные на базе подведомственных учреждений МЧС России ФГБУ ВНИИПО, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский ГПС МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
Создание сети органов по сертификации и испытательных лабораторий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации.
Всего МЧС России уполномочены восемь органов по сертификации в разных регионах страны с учетом географического фактора и привлечения более широкого круга экспертов, эти органы созданы на базе подведомственных научных и образовательных организаций, расположенных в различных субъектах Федерации.
Изменения количества обращений в период 2017–2019 гг. с распределением по схемам сертификации представлены на рис. 1.
Рис. 1. Обращения, поступившие в органы по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности
На представленной диаграмме видно, что в год вступления в силу постановления имеет место существенный объем ответов на многочисленные обращения и вопросы производителей ТСО ТБ и субъектов транспортной инфраструктуры, разъяснительной работы, уточнений относящихся к нашей компетенции положений постановления Правительства РФ № 969. В настоящее время количество запросов неуклонно снижается.
Диаграмма прослеживает динамику изменения количества запросов по обязательной сертификации ТСО ТБ следующим образом: значительное увеличение интереса заявителей в 2018 г. (общее число запросов и запросов по схеме сертификации № 4) и такой же значительный спад в 2019 г. Что касается сертификации по схеме № 3, то динамика подчиняется общей тенденции, но менее выражена и более стабильна.
Анализ поступивших обращений субъектов транспортной инфраструктуры позволил выделить однотипные проблемные вопросы, требующие разъяснений:
Создание сети органов по сертификации и испытательных лабораторий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации.
В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось общее число поступивших заявок на обязательную сертификацию (рис. 2).
Рис. 2. Количество заявок на обязательную сертификацию ТСО ТБ в период 2017–2019 гг. с распределением по схемам сертификации
На данный момент в органы по сертификации всего поступило около сотни заявок от более чем 50 организаций, что, конечно, несоизмеримо с общим объемом других ФОИВ.
Отдельно нужно отметить, что объем технических средств оповещения в общем спектре средств обеспечения транспортной безопасности не столь значителен, как объем объектов сертификации, закрепленных за другими ФОИВ. Изготовителей технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности также не очень много.
В год ввода в действие постановления № 969 проявилась тенденция подачи непродуманных заявок, из них большая часть (60%) от эксплуатирующих организаций (субъектов транспортной инфраструктуры), в связи с чем в 2017 г. ни одна из поданных заявок не закончилась заключением договора и получением сертификата соответствия. Средний объем отклоненных заявок на сертификацию за 2017–2019 гг. – 35%, особенно он высок по схеме № 4. Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону.
Основные причины отклонений поступивших заявок связаны с:
Многие организации приступают к процедуре сертификации повторно, особенно это касается субъектов транспортной инфраструктуры, что связано, скорее всего, с введением в действие Федерального закона № 270-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности" от 02.08.2019 г., ст. 1, п. 12 которой гласит: "Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 г.".
На рис. 3 представлена структура портфеля заявок, поступивших в МЧС России в 2019 г. по схеме № 4 с распределением по типам объектов транспортной инфраструктуры, а на рис. 4 – по схеме № 3 от производителей различных объектов сертификации.
Рис. 3. Портфель заявок на сертификацию ТСО ТБ (схема № 4)
Как видно из диаграмм, среди заявителей преобладают собственники объектов транспортной инфраструктуры воздушного и автомобильного транспорта. Структура заявок среди заявителей по схеме № 3 достаточно равномерно распределена между основными группами объектов сертификации: АРМ, аппаратурой запуска и мониторинга и техническими средствами звукового оповещения.
Стоит обратить внимание на то, что практически отсутствуют заявки на сертификацию технических средств видеооповещения.
Рис. 4. Портфель заявок на сертификацию ТСО ТБ (схема № 3)
Всего с начала работ по обязательной сертификации технических средств оповещения заявителям выдано 29 сертификатов соответствия, из них:
На рис. 5 представлен анализ выданных сертификатов соответствия по данным официального Единого реестра выданных сертификатов соответствия всех органов по сертификации, уполномоченных МЧС России, который регулярно обновляется на официальном интернет-сайте ведомства и главного органа по сертификации.
Рис. 5. Количество выданных сертификатов соответствия в зависимости от схемы сертификации
Проанализировав поступившие на сертификацию заявки (с распределением по схемам сертификации № 3 и 4), можно сделать вывод, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось как их общее число, так и количество выданных сертификатов.
На диаграмме видно, что прослеживается тенденция роста соотношения количества выданных сертификатов и общего числа поданных заявок. Если в 2017 г. этот показатель равнялся нулю (при 25 поступивших заявках ни одна из них не дошла до стадии получения сертификата соответствия), то в 2018 г. – 37,5% (18 к 48), а за 2019 г. – 45,5%. Это говорит о том, что заявители более ответственно стали подходить к подаче и оформлению заявки.
В 2017 г. и отчасти в 2018 г. большая часть заявителей ограничивалась подачей заявки и получением решения по ней, не планируя заключение договора и получение сертификата соответствия, что, видимо, уже снимало с них ответственность перед надзорными органами за выпуск и эксплуатацию несертифицированных технических средств оповещения.
Для улучшения работы в области обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности запланированы следующие мероприятия: