Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Результаты обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

Нина Климачева, 23/06/20

Исключительная важность обеспечения безопасности и защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства определяет высокие требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, а также требует особенного подхода при их испытании и эксплуатации, оценке функциональных возможностей на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В данной статье представлены результаты обязательной сертификации технических средств оповещения, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к числу подлежащих сертификации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 установлены требования к функциональным свойствам технических средств оповещения для целей обеспечения транспортной безопасности, а также указанным постановлением за МЧС России закреплены функции федерального органа по проведению обязательной сертификации.

Объекты обязательной сертификации

Общее число технических средств оповещения условно можно разделить на три группы:

  • комплексы (системы) в виде автоматизированных рабочих мест оповещения;
  • аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения;
  • оконечные средства визуального, речевого и звукового оповещения (светодиодные экраны, полноцветные панели, электронные табло типа "бегущая строка", технические средства звукового оповещения).

В рамках обеспечения задач транспортной безопасности средства оповещения осуществляют доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления, должностных лиц, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, населения, передают сигналы оповещения и экстренной информации по стационарным и подвижным сетям связи общего пользования, а также технологическим сетям связи.

Участники работ по обязательной сертификации

Как неоднократно было сообщено на различных конференциях и круглых столах, в целях реализации постановления приказом МЧС России № 99 от 28 февраля 2018 г. была сформирована структура системы обязательной сертификации технических средств оповещения, предназначенных для обеспечения транспортной безопасности.

Выделен главный орган по сертификации – ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), который также осуществляет организационное и научно-методическое сопровождение процедуры сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (ТСО ТБ) в системе МЧС России, ведет Единый реестр системы сертификации, выдает бланки сертификатов и ведет их учет.

Всего МЧС России уполномочены восемь органов по сертификации в разных регионах страны с учетом географического фактора и привлечения более широкого круга экспертов, эти органы созданы на базе подведомственных научных и образовательных организаций, расположенных в различных субъектах Федерации:

  1. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) – главный орган по сертификации.
  2. ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский ГПС МЧС России (с филиалами), Санкт-Петербург.
  3. ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Балашиха Московской области.
  4. ФГБОУ ВО Уральский институт ГПС МЧС России, Екатеринбург.
  5. ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России (с филиалами), Иваново.
  6. ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Красноярск.
  7. ФГВБОУ ВО АГЗ МЧС России, Москва.
  8. ФГБОУ ВО АГПС МЧС России, Москва.

В настоящее время в рамках национальной системы аккредитации в качестве испытательных лабораторий в области технических средств оповещения действуют:

  • испытательный центр "Федеральное государственное унитарное предприятие "Ордена Трудового Красного Знамени Российский научно-исследовательский институт радио им. М.И. Кривошеева" (ФГУП НИИР) с четырьмя испытательными площадками, расположенными в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Севастополе (аттестат аккредитации от 25.12.2015 г. № RA.RU.21ИР01);
  • испытательная лаборатория ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Министерства транспорта Российской Федерации, № RA.RU.21НМ54 от 12.10.2018 г., Хабаровск;
  • испытательная лаборатория технических систем и средств транспортной безопасности ООО "Дальневосточный специализированный центр безопасности информации "МАСКОМ", № RA.RU.21НО90 от 23.04.2019 г., Хабаровск.

Одновременно изъявил желание пройти процедуру аккредитации по закрепленному за МЧС России направлению ряд испытательных лабораторий таких юридических лиц, как ОАО Омское ПО "Радиозавод им. А.С. Попова", Московский технический университет связи и информатики, ООО "СИБ" (Новосибирск), а также созданные на базе подведомственных учреждений МЧС России ФГБУ ВНИИПО, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский ГПС МЧС России и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Создание сети органов по сертификации и испытательных лабораторий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации.

Всего МЧС России уполномочены восемь органов по сертификации в разных регионах страны с учетом географического фактора и привлечения более широкого круга экспертов, эти органы созданы на базе подведомственных научных и образовательных организаций, расположенных в различных субъектах Федерации.

Анализ общих результатов

Изменения количества обращений в период 2017–2019 гг. с распределением по схемам сертификации представлены на рис. 1.

рис1

Рис. 1. Обращения, поступившие в органы по обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности

На представленной диаграмме видно, что в год вступления в силу постановления имеет место существенный объем ответов на многочисленные обращения и вопросы производителей ТСО ТБ и субъектов транспортной инфраструктуры, разъяснительной работы, уточнений относящихся к нашей компетенции положений постановления Правительства РФ № 969. В настоящее время количество запросов неуклонно снижается.

Диаграмма прослеживает динамику изменения количества запросов по обязательной сертификации ТСО ТБ следующим образом: значительное увеличение интереса заявителей в 2018 г. (общее число запросов и запросов по схеме сертификации № 4) и такой же значительный спад в 2019 г. Что касается сертификации по схеме № 3, то динамика подчиняется общей тенденции, но менее выражена и более стабильна.

Анализ поступивших обращений субъектов транспортной инфраструктуры позволил выделить однотипные проблемные вопросы, требующие разъяснений:

  • сложность определения объекта сертификации (отнесение изделий к ТСО ТБ, пересечение закрепленных за федеральными органами по сертификации видов продукции, сертификация составных частей и др.);
  • запрос коммерческих предложений по определению стоимости сертификации, что достаточно сложно выполнить без наличия документации на изделие, сведений об объеме работ;
  • определение срока действия сертификата соответствия по схеме № 4;
  • определение срока эксплуатации изделия, установленного на объекте транспортной инфраструктуры;
  • проблема отсутствия установленного комплекта документов на изделие;
  • процедура обязательной сертификации;
  • реестр сертифицированных технических средств оповещения.

Создание сети органов по сертификации и испытательных лабораторий позволит минимизировать стоимостные показатели сертификации, связанные со степенью удаленности участников системы, сложностями транспортирования образцов и недопустимостью увеличения сроков сертификации.

Динамика количества заявок

В 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось общее число поступивших заявок на обязательную сертификацию (рис. 2).

рис2

Рис. 2. Количество заявок на обязательную сертификацию ТСО ТБ в период 2017–2019 гг. с распределением по схемам сертификации

На данный момент в органы по сертификации всего поступило около сотни заявок от более чем 50 организаций, что, конечно, несоизмеримо с общим объемом других ФОИВ.

Отдельно нужно отметить, что объем технических средств оповещения в общем спектре средств обеспечения транспортной безопасности не столь значителен, как объем объектов сертификации, закрепленных за другими ФОИВ. Изготовителей технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности также не очень много.

О чем мы пишем в журнале "Системы безопасности" и на сайте Secuteck.Ru

В год ввода в действие постановления № 969 проявилась тенденция подачи непродуманных заявок, из них большая часть (60%) от эксплуатирующих организаций (субъектов транспортной инфраструктуры), в связи с чем в 2017 г. ни одна из поданных заявок не закончилась заключением договора и получением сертификата соответствия. Средний объем отклоненных заявок на сертификацию за 2017–2019 гг. – 35%, особенно он высок по схеме № 4. Постепенно ситуация меняется в лучшую сторону.

Основные причины отклонений поступивших заявок связаны с:

  • невозможностью идентификации объекта сертификации как средства оповещения;
  • непредставлением полного комплекта документов на объект сертификации;
  • неустранением выявленных несоответствий в установленный срок;
  • неподписанием в установленный срок договора со стороны заявителя.

Многие организации приступают к процедуре сертификации повторно, особенно это касается субъектов транспортной инфраструктуры, что связано, скорее всего, с введением в действие Федерального закона № 270-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О транспортной безопасности" от 02.08.2019 г., ст. 1, п. 12 которой гласит: "Технические средства обеспечения транспортной безопасности, установленные и используемые субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах до определения требований и порядка, предусмотренных ч. 8 ст. 12.2 настоящего Федерального закона, подлежат сертификации до 1 января 2022 г.".

Структура портфеля заявок

На рис. 3 представлена структура портфеля заявок, поступивших в МЧС России в 2019 г. по схеме № 4 с распределением по типам объектов транспортной инфраструктуры, а на рис. 4 – по схеме № 3 от производителей различных объектов сертификации.

рис3

Рис. 3. Портфель заявок на сертификацию ТСО ТБ (схема № 4)

Как видно из диаграмм, среди заявителей преобладают собственники объектов транспортной инфраструктуры воздушного и автомобильного транспорта. Структура заявок среди заявителей по схеме № 3 достаточно равномерно распределена между основными группами объектов сертификации: АРМ, аппаратурой запуска и мониторинга и техническими средствами звукового оповещения.

Стоит обратить внимание на то, что практически отсутствуют заявки на сертификацию технических средств видеооповещения.

рис4

Рис. 4. Портфель заявок на сертификацию ТСО ТБ (схема № 3)

Выданные сертификаты соответствия

Всего с начала работ по обязательной сертификации технических средств оповещения заявителям выдано 29 сертификатов соответствия, из них:

  • по схеме № 3 – 19 сертификатов;
  • по схеме № 4 – 10 сертификатов.

На рис. 5 представлен анализ выданных сертификатов соответствия по данным официального Единого реестра выданных сертификатов соответствия всех органов по сертификации, уполномоченных МЧС России, который регулярно обновляется на официальном интернет-сайте ведомства и главного органа по сертификации.

рис5

Рис. 5. Количество выданных сертификатов соответствия в зависимости от схемы сертификации

Проанализировав поступившие на сертификацию заявки (с распределением по схемам сертификации № 3 и 4), можно сделать вывод, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось как их общее число, так и количество выданных сертификатов.

На диаграмме видно, что прослеживается тенденция роста соотношения количества выданных сертификатов и общего числа поданных заявок. Если в 2017 г. этот показатель равнялся нулю (при 25 поступивших заявках ни одна из них не дошла до стадии получения сертификата соответствия), то в 2018 г. – 37,5% (18 к 48), а за 2019 г. – 45,5%. Это говорит о том, что заявители более ответственно стали подходить к подаче и оформлению заявки.

В 2017 г. и отчасти в 2018 г. большая часть заявителей ограничивалась подачей заявки и получением решения по ней, не планируя заключение договора и получение сертификата соответствия, что, видимо, уже снимало с них ответственность перед надзорными органами за выпуск и эксплуатацию несертифицированных технических средств оповещения.

Дальнейший план действий

Для улучшения работы в области обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности запланированы следующие мероприятия:

  1. Реорганизация системы обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности с целью улучшения контроля и мониторинга деятельности органов по сертификации.
  2. Информационный доступ к результатам сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности путем размещения сканов сертификатов соответствия и приложений к ним на сайте главного органа по сертификации, в том числе и для надзорных целей.
  3. Актуализация нормативно-методических документов системы обязательной сертификации технических средств оповещения для обеспечения транспортной безопасности с учетом практической работы по сертификации.

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2020

Темы:СертификацияТранспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2020СОУЭ
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите сотрудничать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ВЫСТУПИТЬ НА ТБ ФОРУМЕ
ПОСЕТИТЬ ТБ ФОРУМ 2021
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...