При обеспечении безопасности объектов и территорий особое внимание уделяется проведению тщательного досмотра, исключающего несанкционированный пронос или провоз предметов и веществ через точку доступа (контрольно-пропускной пункт). Применяемые технические и специальные средства позволяют с достаточно высокой эффективностью выявлять запрещенные для проноса/провоза предметы и вещества.
Изучение опыта проведения досмотра автотранспортных средств показало, что для сокрытия предметов и веществ часто используется днище кузова, что позволяет производить действия криминальной и террористической направленности по сокрытию предметов и веществ лицам, не имеющим специальной подготовки.
При этом эффективному проведению непосредственного досмотра препятствуют следующие факторы:
Можно выделить четыре степени процесса досмотра днища автотранспортного средства (см. табл.).
Таблица. Степени процесса досмотра днища автотранспортного средства
Необходимость обеспечения качественного досмотра днища автотранспортного средства предъявляет особые требования к технической оснащенности контрольно-пропускных пунктов и проведению комплекса организационно-технических мероприятий.
Визуальный и инструментальный досмотр днища требует полной остановки (а при необходимости – и фиксации) автотранспортного средства на весь период проведения досмотра, что сопряжено с повышением трудоемкости процесса и негативно сказывается на пропускной способности. Следует учитывать и человеческий фактор. Кроме того, указанные способы досмотра днища не исключают возможности оказания негативного физического воздействия на оператора, производящего досмотр, например при срабатывании скрытно установленного взрывного устройства.
Автоматизированный досмотр позволяет переложить часть функций на систему, однако этому способу тоже присущи недостатки, характерные для визуального и инструментального досмотра, – низкая пропускная способность и наличие угрозы физического воздействия.
Наиболее оптимальным решением с точки зрения повышения надежности обеспечения безопасности операторов и увеличения пропускной способности контрольно-пропускных пунктов является применение высокоавтоматизированных систем досмотра, которые выполняют все стадии досмотра в автоматическом режиме с правом принятия оператором окончательного решения по санкционированию доступа.
На отечественном рынке представлено множество автоматизированных и автоматических систем досмотра днища автотранспортных средств, в том числе не требующих остановки автотранспортного средства для проведения досмотра. Типовой состав и структура таких систем приведены на рис. 1.
Базовый состав такой системы включает в себя следующие компоненты:
Кроме того, в состав оборудования для досмотра днища автотранспортных средств могут входить системы:
Главным компонентом автоматизированной и автоматической системы досмотра днища является модуль сканирования, который может иметь стационарное исполнение, предназначенное для встраивания в поверхность дорожного полотна, либо мобильное исполнение, при котором модуль (рампа) закрепляется поверх дорожного полотна (рис. 2).
В общем случае в состав модуля входят видеокамера, оптическая система, система подсветки в видимом и инфракрасном спектре, ударопрочное защитное стекло, система подогрева, система очистки защитного стекла, влагозащищенный корпус.
Основной элемент, формирующий изображение днища автотранспортного средства. Благодаря высокой скорости съемки обеспечивается возможность формирования изображения днища при движении автотранспортного средства, а высокое разрешение позволяет различать на итоговом изображении элементы размером до 0,5х0,5 мм.
В зависимости от конкретного исполнения видеокамеры ее фоточувствительный элемент может иметь различное соотношение сторон.
При соотношении сторон, близком к 3:4, изображение формируется одним снимком и может быть откорректировано или дополнено несколькими другими снимками, получаемыми с одной или нескольких видеокамер.
При линейном соотношении сторон фоточувствительного элемента видеокамеры изображение формируется построчно, по мере движения автотранспортного средства над модулем сканирования.
Включает в себя набор оптических зеркал и призм, обеспечивающих точную фокусировку изображения днища проезжающего автотранспортного средства на фоточувствительном элементе видеокамеры. В ряде систем досмотра имеется возможность проведения съемки под углом к днищу, отличном от 90 град., что позволяет получить более широкий угол обзора.
Обеспечивает необходимую интенсивность и направленность светового потока для корректной работы видеокамеры при высокоскоростной съемке движущегося объекта или съемке под углом, отличном от 90 град., в условиях недостаточной освещенности под днищем автотранспортного средства.
Минимизирует внесение оптических искажений и создает механическую прочность, обеспечивающую устойчивость к появлению царапин и разрушению при штатном режиме работы (очистка от абразивного загрязнения и др.) или при возникновении нештатных ситуаций (наезд колеса автотранспортного средства и др.).
Необходима для обеспечения устойчивой работы модуля сканирования при отрицательных наружных температурах, повышенной влажности воздуха, образовании снежного покрова, обледенения или конденсата на защитном стекле.
Позволяет снизить влияние помех, вызванных загрязнением поверхности защитного стекла, при проведении досмотра днища и может быть выполнена как в составе модуля сканирования, так и являться отдельной вспомогательной системой. В зависимости от конкретной модели может обеспечивать механическое удаление загрязнения при помощи щеток или воздействия воздушных/водяных струй.
Это несущий элемент модуля сканирования, механически объединяющий все составные части. Вне зависимости от исполнения модуля сканирования (стационарного или мобильного) корпус должен обеспечивать механическую прочность всей конструкции, выдерживать вес автотранспорта во время проезда, защищать от проникновения влаги, поддерживая работоспособное состояние внутренних элементов и всей системы в целом.
Учитывая особенности условий эксплуатации, а также необходимость обеспечения работоспособности в большом числе климатических зон, следует выделить ряд наиболее важных технических характеристик, позволяющих провести всестороннюю оценку возможности применения указанных систем на конкретных объектах:
Наиболее целесообразно применять системы, рассчитанные на проведение автоматического досмотра днища автотранспортного средства.
Конструктивное исполнение системы определяется способом размещения модуля сканирования относительно дорожного полотна:
Стационарный способ размещения модуля сканирования имеет два варианта реализации:
Способ размещения модуля сканирования в значительной степени определяет такие его конструктивные особенности, как степень защиты, обеспечиваемая его оболочкой, устойчивость к воздействию внешних неблагоприятных факторов и необходимость включения в состав конструкции дополнительного и вспомогательного оборудования (вспомогательных систем подогрева, охлаждения и обдува их защитных стекол).
Выбор систем досмотра по номенклатуре досматриваемых автотранспортных средств неоднозначен и определяется рядом факторов, наиболее важным из которых является пропускной режим автотранспортных средств, действующий на конкретном объекте, и возможный состав автопарка.
Учитывая тот факт, что системы досмотра днища автотранспортных средств направлены на предотвращение противоправных действий, в том числе террористического характера, защита от угрозы жизни и здоровью операторов, непосредственно задействованных в проведении досмотра, является немаловажной составляющей их эффективного и полноценного функционирования. Данная задача может быть решена либо с помощью применения специальных инженерно-технических решений, либо посредством удаления оператора АРМ за пределы потенциально опасной зоны.
Удобство эксплуатации системы досмотра – это субъективная комплексная оценка таких характеристик, как:
Учитывая тот факт, что системы досмотра днища автотранспортных средств направлены на предотвращение противоправных действий, в том числе террористического характера, защита от угрозы жизни и здоровью операторов, непосредственно задействованных в проведении досмотра, является немаловажной составляющей их эффективного и полноценного функционирования. Данная задача может быть решена либо с помощью применения специальных инженерно-технических решений, либо посредством удаления оператора АРМ за пределы потенциально опасной зоны.
Климатическое исполнение системы определяет степень ее устойчивости к воздействиям климатических факторов. Особенности географического расположения России налагают специальные требования к оснащению систем досмотра днища автотранспортных средств дополнительным и вспомогательным оборудованием, например подсистемами кондиционирования, подогрева, очистки и т.д.
Пропускная способность характеризуется совокупностью ряда факторов, таких, как:
Скорость проезда должна коррелироваться со временем, необходимым для обработки изображения днища и принятия решения о допуске.
Высокое значение скорости проезда неприемлемо для организации пропускного режима с применением локально расположенных точек доступа, так как снижает его надежность.
Таким образом, правильно выбранная и эксплуатируемая система досмотра днища автотранспортных средств является необходимым и надежным компонентом для обеспечения безопасности функционирования охраняемых объектов и проведения массовых мероприятий.