Статья Максима Горяченкова "Срок жизни систем пожарной автоматики"1, опубликованная в журнале "Системы безопасности" № 4/2021, на мой взгляд, очень своевременна и актуальна. Автор не побоялся заявить о половинчатости некоторых требований существующей нормативной базы. И как следствие, между строк четко просматривается основная доминанта статьи: низы не хотят жить по-старому. Главное сейчас – не наломать копий. Примеры тому уже есть.
Некоторые аккредитованные измерительные лаборатории начинают рекламировать свою деятельность в области продления сроков эксплуатации средств пожарной автоматики (СПА), притягивая за уши это направление в свою работу. Другие товарищи, наоборот, с нуля создают свою лабораторию, проходят аккредитацию и далее настойчиво рекламируют обязательность взаимодействия с ними при продлении сроков службы СПА. Мои наблюдения о происходящем представлены ниже.
Начало 2000-х гг. ознаменовалось тем, что наш 14-этажный многоквартирный дом был принят в эксплуатацию со всеми положенными системами противопожарной защиты на базе приемно-контрольного охранно-пожарного устройства и линейного блока к нему (расширитель количества зон). Лет через пять появилась запись пожарного инспектора об отсутствии паспортов на СПА (как-то получилось так, что на начальном этапе эксплуатации дома в тепловом узле произошел небольшой пожар и вся (!) документация сгорела). Еще через пять лет к этой записи добавилась запись об отсутствии пожарных сертификатов на установленную аппаратуру. А еще года через три появилась запись обслуживающей организации о том, что в общем-то ресурс пожарных извещателей (ИП) и приемно-контрольного охранно-пожарного устройства истек. Ни шатко ни валко пролетели еще три года. Звезды были не на нашей стороне, и по решению суда требовалось "установить аппаратуру системы пожарной сигнализации"… Решение, казалось бы, лежало на поверхности: собственники жилья покупают "копеечные" ИП и все вместе мы приобретаем новое приемное-контрольное сохранно-пожарное устройство и линейный блок. Как и раньше, они будут обеспечивать прием сигналов от ИП с размыкающими контактами, а также формирование команд для СОУЭ и системы противодымной защиты дома.
Но за эти 16 лет законодательство изменилось. ГОСТ Р 53325–2012 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний" требовал, чтобы функцию приема, обработки и отображения сигнала от ИП выполнял ППКП (п. 3.47), а функцию управления исполнительными устройствами автоматических средств противопожарной защиты – ППУ (п. 3.48). Поэтому производитель снял с производства вожделенные агрегаты, а наши грезы уложиться в 40 тыс. рублей испарились.
На тот момент "спасительное" постановление Правительства РФ № 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации"2 было только в стадии разработки, поэтому пришлось пройти через проектирование новой системы пожарной сигнализации с последующими монтажными и пусконаладочными работами. На заключительном этапе сумма "издержек" составляла уже 480 тыс. рублей, благо она легла на плечи арендаторов общедомовых площадей.
Остановлюсь на интересном экономическом моменте. Три из пяти проектных организаций включили в стоимость работ удаление электропроводки старой системы пожарной сигнализации. Мотив очевиден: никто не хочет брать ответственность за то, что сделано другими.
У многих в памяти живы телесюжеты о неготовности школ и детских садов к 1 сентября по причине отсутствия пожарной сигнализации. Государство в срочном порядке выделяло деньги на устранение недостатков. А ведь прошло уже более 10 лет, и остро встал вопрос о многомиллиардном финансировании работ, аналогичных вышеописанным по дому. При этом и ИП, и ППКП и ППУ исправно выполняли свои функции. Эту ситуацию прекрасно знали надзорные органы, и, как оказалось, экономия бюджетных средств является одним из приоритетных направлений их деятельности.
К взаимной радости сторон, в январе 2021 г. вышли новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР)2, которые якобы легализовали возможность эксплуатации сверх срока службы, установленного производителем. Остановлюсь и на подводных камнях этой легализации.
Во-первых, ГОСТ 27.002–2015 "Надежность в технике. Термины и определения" устанавливает, что срок службы – это календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после капитального ремонта до момента достижения предельного состояния. Смею вас заверить, что под началом эксплуатации производитель будет понимать не дату монтажа блока на объект, а дату отгрузки блока со своего склада по вашей заявке. Эти "цветочки" больше для случая возврата по гарантии. "Ягодки" – ниже.
Во-вторых, рассмотрим случай выполнения п. 54 ППР-2020 на практике, когда система отлажена, надежно работает, а срок службы истек. Алгоритм действий в целом понятен: "правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке". Добавлю следующие полезные пункты к этому алгоритму:
Далее идет эксплуатация СПА в течение года с последующей отлаженной схемой проведения испытаний.
В-третьих, рассмотрим случай выполнения рекомендаций нормативной документации и замены какого-либо блока СПА. Давайте сначала внимательно прочитаем подп. 16 о)2: "…запрещается проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации, выполненной в соответствии с действующими на момент таких изменений нормативными документами по пожарной безопасности".
Это просто убийственный с экономической точки зрения подпункт для руководителей большого числа организаций жилого, гостиничного, медицинского, образовательного и "детского" секторов:
В заключение не могу обойти вниманием ряд замечаний к п. 54 ППР2:
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №1/2022
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>