Идея создания ситуационного центра приходит к руководителям самых разных организаций – от промышленных гигантов и энергетиков до ИТ-компаний, госструктур, логистов, ритейла и банков. Объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) и опасные производственные объекты (ОПО) в полной мере ощущают преимущества автоматизации процессов управления. Ситуационный центр предлагает наиболее целесообразный способ обеспечить полную картину происходящего и помочь человеку принимать верные решения в сфере комплексной безопасности.
Легко представить себе, как на предприятии категории КИИ или ОПО с территориально распределенной структурой происходит аварийная ситуация, будь то отказ оборудования, утечка опасных веществ, кибератака или попытка проникновения.
Без централизованного инструмента мониторинга и управления информация об инциденте поступает несвоевременно, фрагментарно или искаженно. Руководство не видит полной картины и вынуждено действовать наугад. Сотрудники на местах работают несогласованно, тратят время на уточнение деталей и координацию, замедляется передача данных экстренным службам и контролирующим органам.
В итоге аварийная ситуация перерастает в полноценный кризис с серьезными последствиями: производственные простои, ущерб инфраструктуре, финансовые и репутационные потери.
И главное – независимо от природы инцидента риску подвергаются люди.
Объекты КИИ и ОПО обладают рядом классических особенностей, усложняющих их эксплуатацию и повышающих требования к безопасности. Это, как правило, предприятия с обширной территорией, протяженным периметром и географически распределенной структурой, что затрудняет оперативный контроль. К числу специфических условий эксплуатации относятся режимный доступ, наличие опасного производства и присутствие сотен сотрудников, что требует немедленно выявлять и локализовать угрозы.
Обстановку усугубляют наличие разнородных и разрозненных информационных систем ("зоопарк" оборудования и клиентского программного обеспечения (ПО), отсутствие централизованного мониторинга инфраструктуры и высокая зависимость от человеческого фактора при ручном управлении и документировании инцидентов.
Для обеспечения комплексной безопасности объектов КИИ и ОПО необходимо постоянное взаимодействие между службами – ИТ, безопасности, эксплуатации, промышленной безопасности, аварийными и ГБР. Без единой среды координации возрастает риск ошибок, задержек в реагировании и несогласованных действий.
В последние годы субъекты КИИ и ОПО сталкиваются с новыми вызовами, которые повышают сложность управления безопасностью и требуют применения более продвинутых технологий.
Количество и разнообразие рисков растет. Векторы атак расширяются – от киберинцидентов до физических угроз, включая диверсии, атаки БПЛА и техногенные аварии.
В 2023 г. в России было зафиксировано свыше 65 тыс. кибератак на объекты КИИ1. По данным Ростехнадзора2, за девять месяцев 2024 г. на поднадзорных ОПО было зарегистрировано 60 аварий – на 7,7% меньше, чем за аналогичный период 2023 г. (65 аварий). При этом количество выявленных нарушений в сфере промышленной безопасности выросло на 15,7%. Рост аварийности произошел на объектах нефтехимии, нефтепереработки, добычи полезных ископаемых, а также там, где используются оборудование под давлением и взрывчатые материалы (+13 аварий).
Угрозы не просто множатся – они накладываются друг на друга, требуя мгновенной реакции и слаженной работы нескольких служб. Физическая защита, кибербезопасность и контроль техногенных рисков тесно переплетены. Кибератака может спровоцировать техногенную аварию, а диверсия с БПЛА – сопровождаться цифровым взломом. Все это требует пересмотра подходов к мониторингу и реагированию: нужен междисциплинарный анализ данных и единый центр принятия решений.
Информатизация объектов КИИ и ОПО сопровождается стремительным ростом количества цифровых решений и сервисов. Системы управления технологическими процессами, мониторинга промышленной безопасности, телеметрия, видеонаблюдение, СКУД, сетевая инфраструктура – все это генерирует огромные объемы данных. Новые источники добавляются и за счет модернизации уже работающих решений.
Анализировать поток разнородных данных вручную невозможно. При этом аналитика важна множеству подразделений – от эксплуатации, ИТ и физической безопасности до промышленной безопасности и бизнеса. Каждое подразделение использует данные по-своему: для оценки угроз, выявления инцидентов, реагирования, контроля инфраструктуры, оптимизации процессов, планирования инвестиций. Без автоматизированной и централизованной обработки информация остается фрагментарной, несогласованной и быстро теряет актуальность.
Чем больше угроз и сложнее их сценарии, тем выше цена ошибки. Запоздалые или неверные решения приводят к каскадным сбоям, потерям, рискам для людей и экологии. Поскольку системы взаимосвязаны, сбой в одном месте может зацепить сразу несколько критически важных процессов. Параллельно усиливаются требования со стороны государственных регуляторов: ошибки в управлении безопасностью оборачиваются штрафами, судами и ударами по репутации.
Чем больше угроз, данных и требований со стороны государственных регуляторов, тем очевиднее потребность в системе ситуационной осведомленности и поддержки принятия решений (СППР). Самый понятный и эффективный способ реализовать СППР в сфере комплексной безопасности – построить ситуационный центр на базе современных технологий (рис. 1).
С 1 января 2025 г. субъектам КИИ запрещено использовать иностранное программное обеспечение и средства защиты информации на значимых объектах3. Это подчеркивает курс на импортозамещение и технологическую независимость.
2 мая 2024 г. ФСТЭК России утвердил методику оценки состояния защиты информации на значимых объектах КИИ4. Хотя методика носит рекомендательный характер, ожидается, что в 2025 г. проведение таких оценок станет обязательным.
Постановление № 258 от 1 марта 2024 г.5 усиливает требования к антитеррористической защищенности промышленных объектов, связанных с деятельностью Минпромторга России. Вводится форма паспорта безопасности. Предприятия обязаны привести свою систему безопасности в соответствие с требованиями до 1 сентября 2025 г.
Ситуационный центр создается, чтобы помогать принимать управленческие решения в условиях постоянно усложняющихся задач, дефицита времени и лавинообразного роста объема данных. Он позволяет координировать действия служб и быстро реагировать на нестандартные ситуации.
В основе ситуационного центра лежит datadriven подход: решения принимаются не интуитивно, а на основе достоверных фактов и объективной картины происходящего. За этим стоит применение ряда передовых технологий, заложенных в ядро ситуационного центра – программную платформу управления верхнего уровня класса PSIM.
Ситуационный центр можно реализовать по-разному – все зависит от задач предприятия и условий, в которых он будет работать. Выбор схемы влияет на архитектуру системы, состав оборудования и взаимодействие между объектами и центром.
Это локальное решение, когда оконечное оборудование, серверы объектовых систем, управляющий сервер и рабочие места операторов находятся на одном объекте, в рамках единой инфраструктуры без зависимости от внешних каналов связи.
Наибольшая целесообразность:
Условия применения:
Преимущества:
Ограничения:
Все локальные объекты подключаются к единому центру, где происходит управление событиями и анализ данных в масштабах всей структуры.
Наибольшая целесообразность:
Условия применения:
Преимущества:
Ограничения:
Часть объектов подключена напрямую к центральному серверу, другая – через региональные узлы, которые управляют локальными объектами и обмениваются данными с центром.
Наибольшая целесообразность:
Условия применения:
Преимущества:
Ограничения:
Эффективность ситуационного центра определяется тем, насколько грамотно спроектировано его техническое ядро. Оно должно обеспечивать не только производительность и отказоустойчивость, но и масштабируемость, управляемость и интеграцию с внешними системами.
Ядром ситуационного центра является PSIM-платформа, включающая в себя ряд ключевых компонентов.
Создание ситуационного центра на уровне объекта заметно улучшает качество управления безопасностью. Реакция на инциденты становится быстрее и точнее, работа операторов и служб – более слаженной, а выполнение регламентов – гарантированным. Это достигается за счет:
Если ситуационный центр охватывает сразу несколько объектов, главное, что он дает, – это полная, сквозная картина происходящего. Руководители и топ-менеджмент получают точные ответы на вопросы: что происходит, где и почему. Кроме глобальной осведомленности ситуационный центр, объединяющий группу объектов, обеспечивает:
Создание ситуационного центра неизбежно изменит устоявшуюся идеологию работы предприятия и сотрудников. Любая новая привычка, особенно связанная с рутиной, дается с трудом. Появятся недовольные. Но пройдет время, и большинство не вспомнит, как было раньше.
1 По информации от вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, https://www.vedomosti.ru/society/news/2024/02/06/1018693-chernishenko-v -rossii.
2 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411075225/.
3 В соответствии с указами Президента Российской Федерации № 166 от 30 марта 2022 г. "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" и № 250 от 1 мая 2022 г. "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации".
4 https://fstec.ru/files/1222/–-2–2024-/2361/–-2–2024-.pdf.
5 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202403040010.
Иллюстрации предоставлены автором.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" № 2/2025
Все статьи журнала "Системы безопасности"
доступны для скачивания в iMag >>
Изображение от rawpixel.com на Freepik