Одним из аспектов исполнения требований постановление Правительства РФ № 969 является строгая валидация проходов как персонала, так и пользователей услуг транспортной сети. Данный функционал обеспечивает система контроля и управления доступом (СКУД), имеющая в рамках транспортной инфраструктуры собственную индивидуальную специфику.
В регулярных случаях СКУД представляет собой строго закрытую систему с четко выделенным функционалом "бюро пропусков", что позволяет гарантировать личную персонализацию каждого участника (рис. 1).
Однако общественный транспорт подразумевает высокий человекопоток, и в таких условиях реализовать традиционный функционал абсолютно невозможно. Поэтому требуется разделить данный процесс на два основных этапа или механизма взаимодействия:
Дополнительно все пункты прохода должны обеспечивать контроль проноса запрещенных к провозу веществ и материалов, распознавание лиц в соответствии с материалами силовых структур и контролирующих органов.
Статистически ежедневно только Московский метрополитен обслуживает порядка 6,85 млн пассажиров. Это значит, что турникеты, метропроходы, эскалаторы и лифтовое хозяйство должны соответствовать высоким требованиям к отказоустойчивости
Здесь хочу обратить внимание на то, что данные условия уже соблюдаются на транспортных узлах и мы можем наблюдать это в метрополитене, на вокзалах и в аэропортах. Считаю, что автоматический контроль взрывчатых веществ с видеофиксацией и распознаванием (при возможности) потенциального нарушителя станет следующим шагом развития для каждого участка транспортной инфраструктуры города без исключений.
Безусловно, рассмотренные выше аспекты относятся в основном к системе антитеррористической укрепленности, но я специально включил их в раздел, так как считаю, что в разрезе транспорта эти системы неразделимы и требуют глубоких внутренних взаимодействий.
Не так давно мной в статье "Cистемы биометрической идентификации. Как не ошибиться в выборе" (журнал "Технологии и средства связи") уже поднимался вопрос биометрической идентификации, в частности системы распознавания лиц. Драйвером развития данной бесконтактной технологии является понимание рынком преимуществ, которые дают такие решения. Кроме того, на спрос положительно влияет законодательная поддержка подобных инициатив и внедрений.
На существующем этапе развития основными потребителями систем биометрической идентификации могут выступать силовые и ведомственные структуры. Однако тенденция указывает на то, что все больше и больше коммерческих институтов видят в подобном уникальном идентификаторе замену общепринятым и много лет существующим на рынке способам. Надо признать, что развитие этого направления обеспечит высокую степень защиты и во многом упростит процесс идентификации, например, для маломобильных групп граждан. В частности, Сбербанк сообщал, что продвигает валидацию пользователя как по "речевому слепку", так и по распознаванию лица, и, вероятно, мы сможем в полной мере воспользоваться данным функционалом к концу 2019 г.
Безусловным мировым лидером связки биометрии и общественного транспорта на сегодняшний момент является Китай. Например, в метрополитене города Шэньчжэнь запущено тестирование системы оплаты проезда с помощью распознавания лица. Пока это только пилотный проект на одной из станций, но в обозримом будущем предполагается ежедневно охватывать до 5 млн пользователей. Разработчиком этой системы является активно развивающаяся на российском рынке компания Huawei, что, с моей точки зрения, позволит применить полученный опыт и в наших реалиях, к тому же с учетом результатов пилотирования во избежание уже отработанных и устраненных "подводных камней".
Резюмируя, можно с уверенностью говорить, что СКУД на транспорте – это живая и функционально насыщенная система, имеющая впечатляющие перспективы с точки зрения как применяемых технологий, так и межструктурных взаимодействий.
Иллюстрации автора
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky
Опубликовано: Журнал "Системы безопасности" #2, 2019