Понятие "умный домофон" максимально размыто, но, по сути, он позволяет реализовывать функционал обычного домофона с меньшим количеством затрачиваемых временных ресурсов и большим удобством в части интеграции с другими системами. Подобные системы связи используются не только в многоквартирных домах, но и административных и производственных зданиях. Наиболее частое применение они находят в жилье, поэтому на нем и остановимся более подробно.
Необходимо разделять как минимум три группы потребителей, плотно работающих с домофонной системой на протяжении всего срока ее эксплуатации.
Первая и самая очевидная группа – непосредственно жители. Основные требования, предъявляемые ими, – удобство использования и надежность. Второстепенными требованиями являются функциональность, престижность, стоимость содержания системы.
Вторая категория – управляющие компании. для них в первую очередь важна возможность решать собственные задачи, связанные со взаимодействием с жителями, в том числе имеющими задолженность за жилищные услуги. Учитывая практику последних лет включения домофонных систем в общедомовое имущество, система также должна быть надежной, ремонтопригодной, не требующей капитальных вложений для модернизации или восстановления. Принимая во внимание высокую скорость распространения цифрового видеонаблюдения и различного вида идентификации жителей, важным параметром становится возможность интеграции системы домофонной связи со множеством различных вендоров систем видеонаблюдения и контроля доступа.
Среди коммерческих управляющих компаний и продвинутых ТСЖ и ЖСК набирает популярность использование облачных систем организации взаимоотношений между жителями и УК. И в эти системы тоже предстоит интегрировать домофонию, видеонаблюдение, шлагбаумы, контроль доступа и учет ресурсов.
Третья классическая категория – специализированные обслуживающие компании. для данной группы важны надежность оборудования, ремонтопригодность, удобство администрирования и диагностики, в том числе удаленной, быстрого обучения сервисных специалистов, стабильная ценовая политика производителя и модульность системы. На последнем моменте хочется остановится отдельно: сервисные домофонные компании чаще всего обслуживают обширный парк систем различных производителей, которые зачастую между собой несовместимы. Это формирует дополнительные расходы на содержание складских запасов и поддержание знаний штатных специалистов на нужном уровне, обеспечивающем универсальность сотрудников. модульные системы дают расширенные возможности работы там, где это необходимо, избегая избыточности, влияющей на стоимость внедрения.
У каждой категории заказчиков есть собственные приоритеты, но, оглядываясь на многолетний опыт, помогают два пути.
Первый – составление технического задания (ТЗ), которое охватывает реальные потребности в данный момент и возможные "хотелки" в будущем. Через призму ТЗ рассматриваются вендоры и их решения. Однако при разработке подобных ТЗ необходимо учитывать такой важный параметр, как бюджет проекта. Очень часто приходится сталкиваться с несоответствием пожеланий и финансовых возможностей заказчика. И в этот момент могут быть полезны как раз модульные системы, позволяющие наращивать функциональность по мере появления средств. В случае многоквартирных домов, эксплуатируемых в течение десятков лет, эта практика показывает свою эффективность.
Второй путь более банальный, но показывает реальные подводные камни, учесть которые при составлении техзадания почти невозможно.
Он заключается в общении с уже эксплуатирующими систему клиентами. Круг подобных заказчиков довольно узок, и всегда есть возможность найти общий язык с соседями (в случае управляющих компаний) или даже с конкурентами (в случае девелоперов и телеком-операторов).
К основным факторам роста сегмента домофонии относятся бум строительства и вход на рынок федеральных, региональных и местных телеком-операторов, борющихся за внимание пользователя и возможность выстраивать контакт с ним через мобильное приложение.
А вот ограничения, сдерживающие этот рост, будет корректно разделить по рынкам – первичному и вторичному.
В случае с новостройками все довольно банально: не очень логично ставить на одну подъездную дверь по два домофона или увеличивать количество входов в подъезд только ради производителей оборудования. Хотя, как показывает практика одного из крупнейших застройщиков страны, ставить подъездную панель на этажные холлы – отличная возможность поддержать аффилированного производителя оборудования. С другой стороны, именно девелоперы дали новое финансирование рынку, позволившее перейти с аналоговых домофонов на IP за достаточно короткий срок.
Во вторичном рынке основное ограничение – это потребность в изменениях. Большинство конечных потребителей не знают о возможностях современных систем, поэтому инициаторами изменений скорее будут выступать именно управляющие компании или заинтересованные стороны, такие как домофонные компании и телеком-операторы, в рамках собственных программ модернизации.
Ограничением также можно считать использование проприетарных, "закрытых" систем, которые требуют наработки опыта специалистами в течение если не лет, то как минимум месяцев, что не может не сказываться на уровне оказываемых услуг, удовлетворенности клиентов и рентабельности бизнеса. Отсюда вытекает еще одна общерыночная проблема – дефицит подготовленных кадров и структур, занимающихся их обучением в нужном количестве и с нужным качеством. Как раз с этой проблемой сталкиваются телеком-операторы, когда монтажники и сервисные специалисты требуют переподготовки перед началом эффективной работы.
Российский рынок домофонов значительно меняется: приходят новые игроки как в производство оборудования, так и в его монтаж и обслуживание. Домофон в ближайшие годы станет элементом в большом мире экосистем, а цениться будут надежность, практичность и совместимость с другими элементами экосистемы.
Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №4/2021