Технические средства связи, приема и передачи информации, устанавливаемые на категорированных объектах транспортной инфраструктуры по видам транспорта (аэропорт, ж/д или автовокзал и др.), должны пройти обязательную сертификацию и соответствовать определенным требованиям. Статья посвящена изучению вопросов сертификации технических средств связи на транспорте, рассмотрению требований к функциональным свойствам и процедуры сертификации.
Средства связи предназначены для организации каналов телефонной и радиосвязи, передачи данных и, в ряде случаев, каналов вещания на основе использования телефонных линий и радиостанций, обмена речевой информацией в целях обеспечения безопасности. Они должны обеспечивать надежную и непрерывную работу с другими объектами, с которыми имеется технологическое взаимодействие, на всей территории объекта транспортной инфраструктуры.
Для информатизации производственных процессов необходим широкий спектр программно-аппаратных средств, в том числе вычислительной техники и связи. Разные технические средства обеспечивают прием и передачу трех основных видов информации (языка, печатного текста и графики) в статике и динамике с максимальным использованием слуха, чувствительности при соприкосновениях и зрения человека. Технические средства связи обеспечивают передачу информации во внешнюю деловую среду. При этом в системе связи используются не только устройства связи, но и информационно-коммуникационные компьютеры. На предприятии, в зависимости от масштаба и особенностей производства, может использоваться от одного до нескольких тысяч компьютеров для хранения и обработки информации.
В период интенсивного развития науки и техники, а также расширения международных контактов особую значимость приобретают системы связи. В современном обществе обилие средств передачи информации и поддерживания связи, размытость терминов, их обозначающих, порождает не только широту выбора, но и путаницу и хаос в структуре и качестве услуг связи и передаче информации1.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" установлено, что технические средства связи, приема и передачи информации, которые установлены и эксплуатируются на транспорте, должны обеспечить:
Современная радиосвязь является основой для повышения уровня безопасности всех видов транспорта2. Ведущей задачей предприятий городского пассажирского транспорта является удовлетворение потребностей пассажиров в перевозочном процессе3. Несмотря на важнейшее значение различных видов транспорта в экономике и жизни людей, обеспечение безопасности при его эксплуатации оставляет желать лучшего. Транспортная инфраструктура является наиболее уязвимой со стороны различного вида угроз4.
К сетям связи на транспорте относятся как сети общего пользования (например, сети сотовой связи), так и технологические сети, а также сети специального назначения, если они присоединяются к сети связи общего пользования (например, корпоративные Wi-Fi сети).
На сегодняшний день большинство объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснащены техническими средствами видеонаблюдения и сигнализации, сигналы которых передаются в ситуационный пункт управления безопасностью.
При обеспечении безопасности объекта технические средства связи служат постоянным источником приема и передачи информации в условиях штатного функционирования, а также главным инструментом реагирования при возникновении нештатных и экстренных ситуаций, нарушающих технологический процесс или угрожающих жизни и здоровью персонала и пассажиров.
В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электронные средства – переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети "Интернет" в качестве средства связи.
Термин "сертификация" основан на двух латинских словах: certum – верно и facere – делать. Соответственно, термин "сертификат" в переводе с латыни означает "сделано верно"5. Основными общепринятыми формами оценки соответствия продукции и услуг, представляющих потенциальную опасность, являются государственный контроль (надзор), аккредитация, аттестация, регистрация и, конечно, подтверждение соответствия6.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ оборудование, используемое в сетях связи Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия установленным требованиям на средства связи.
Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 г. № 532. В частности, сертификат требуется на средства связи:
На средства связи, не вошедшие в вышеуказанный перечень, необходимо оформлять декларацию о соответствии средств связи. Так, декларированию подлежат:
Крупные предприятия, оказывающие услуги на транспорте, эффективно применяют механизмы сертификации в целях развития и поддержания своего бизнеса7. Надежность – важнейший технико-экономический показатель качества продукции и эксплуатируемой техники, во многом определяющий размер потерь в экономике от эксплуатации техники, технический уровень и конкурентоспособность продукции любой страны8.
Для проведения обязательной сертификации технических средств связи, приема и передачи информации, предназначенных для использования на ОТИ и транспортных средствах (ТС) в целях обеспечения транспортной безопасности, в орган по сертификации ФГУП ЦНИИС направляется заявка на проведение обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности с сопроводительным письмом.
К заявке прилагаются документы в соответствии с п. 11, 12, 13 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, а также документ изготовителя, подтверждающий факт производства изготовителем заявляемого для проведения обязательной сертификации технического средства обеспечения транспортной безопасности (в случае, если заявитель не является изготовителем).
Документы предоставляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью заявителя или уполномоченного им лица.
При соответствии представленных документов требованиям, установленным п. 11, 13 Правил, орган по сертификации готовит решение о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Максимальный срок рассмотрения заявки составляет семь рабочих дней со дня ее регистрации.
Сертификационные испытания проводятся аккредитованными испытательными лабораториями на основании договоров, заключаемых ФГУП ЦНИИС с испытательными лабораториями.
По согласованию с органом по сертификации ФГУП ЦНИИС допускается проведение испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности на испытательной базе заявителя, на ОТИ или ТС.
Для проверки производства органом по сертификации разрабатывается программа предварительной проверки производства, содержащая перечень проверок и методику анализа их результатов.
В процессе предварительной проверки производства должно быть установлено:
По результатам предварительной проверки производства органом по сертификации составляется акт, копия которого направляется заявителю. Максимальный срок проведения предварительной проверки производства составляет 20 рабочих дней со дня получения заявителем решения о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
При проведении сертификационных испытаний оценивается соответствие технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам.
По результатам проведения сертификационных испытаний составляется протокол, который подписывается специалистами, проводившими испытания. Документ утверждается руководителем аккредитованной испытательной лаборатории.
К абонентским средствам радиосвязи, приема и передачи информации предъявляются следующие требования:
К проводным и оптическим системам передачи абонентского доступа предъявляются следующие требования:
а) использование в оборудовании одного из следующих интерфейсов или их комбинации (двух и более):
б) обеспечение между оконечным оборудованием и транспортными системами организации каналов и (или) трактов (одного типа или нескольких):
Федеральная система предусматривает, что невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной и транспортной безопасности влечет наложение административных штрафов9. Отсутствие сертификации технических средств связи на ОТИ также является основанием для наступления административной ответственности.
Проблема обеспечения и поддержания безопасности на транспорте, с учетом современного положения России как на политической, так и на экономической мировых аренах, без сомнения, представляет собой немалую значимость и актуальность и является одной из приоритетных задач10.
Сегодня любой объект, в том числе имеющий отношение к транспорту и перевозке, оснащен техническими системами связи, с помощью которых обеспечивается технологическое взаимодействие внутри объекта между персоналом и передача информации компетентным органам о возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций на объекте. Даже такие важнейшие системы безопасности, как видеонаблюдение и сигнализация, могут перестать функционировать при проблемах с электроэнергией или намеренных вмешательствах со стороны нарушителей. При этом технические средства связи часто не зависят от этих условий и являются незаменимыми при необходимости реагировать на подобные инциденты, из чего можно сделать вывод о высокой значимости технических средств связи в системе безопасности объекта.
Сертификация средств связи не менее важна для поддержания высокого уровня защищенности объекта, хотя и продолжает оставаться слабым звеном в системе сертификации всех технических средств безопасности. Работоспособность и соответствие высоким предъявляемым требованиям одинаково важны для защиты объектов транспорта от актов незаконного вмешательства.