Сегодня на рынке информационных технологий наблюдается устойчивая тенденция к интеграции различных систем. Правильная интеграция и создание комплексных решений позволяют автоматизировать многие процессы, следовательно избавиться от влияния человеческого фактора, сократить расходы и получать значительно больше пользы от генерируемых системами данных.
Система безопасности на объекте зачастую выглядит как набор самостоятельных, не связанных друг с другом конкретных систем, таких как охранно-пожарная сигнализация, система видеонаблюдения, система контроля управления доступом, система автоматизации зданий. Мало того, бывает и так, что на одном объекте функционируют две, а то и три разные системы одного направления, например СКУД. Такой подход приводит к максимально негативным условиям эксплуатации и использованию возможностей системы не в полном объеме.
Современная система безопасности на объекте – это взаимосвязанный комплекс различных систем. Подобное решение все чаще не только является средством для обеспечения безопасности от внешних и внутренних угроз, но и становится способом коммуникации с конечным пользователем – человеком. Такое взаимодействие для человека должно быть максимально комфортным и понятным. Для того чтобы эти системы связать, разработчикам требуются определенные инструменты. Они должны быть удобными и адаптивными – от этого выиграет как разработчик, так и заказчик.
REST API – это более стандартизированный и упорядоченный инструмент для интеграции СКУД с различными системами безопасности и с внешними информационными системами.
Существует множество инструментов взаимодействия систем между собой, от аппаратного взаимодействия с помощью исполнительных устройств до более функциональных программных интерфейсов (API). В рамках данной статьи у нас нет задачи рассмотреть каждый способ, поэтому остановимся на API.
API (Application Programming Interface) – это способ взаимодействия двух разных программ. В системах безопасности оно может осуществляться между СКУД и системой видеонаблюдения (СВН) или между СКУД и какой-то глобальной информационной системой. Более того, может получиться целый каскад взаимодействий между множеством систем.
Запрос рынка на реализацию комплексного решения с помощью интеграций различных систем ставит задачу сделать такую комплексную систему стабильной и безопасной, и при всех этих условиях система должна оставаться гибкой к модернизации и расширению. Наиболее явной проблемой API является то, что каждый разработчик закладывает свои способы взаимодействия и может использовать уникальные форматы передачи данных, что сильно усложняет процессы разработки интеграций и не позволяет обеспечить ту самую гибкость системы. Решением данных проблем может являться движение производителей и разработчиков систем безопасности к стандартизации инструментов взаимодействия между их продуктами. Этим инструментом призван стать REST API.
API, или программный интерфейс приложения, представляет собой набор правил, определяющих способ взаимодействия между приложениями или устройствами. REST API – это API, соответствующий принципам архитектурного стиля REST (от англ. Representational State Transfer – передача состояния представления). По этой причине REST API иногда называют RESTful API.
Проще говоря, REST API – это более стандартизированный и упорядоченный инструмент для интеграции СКУД с различными системами безопасности и с внешними информационными системами. Он позволяет унифицировать интерфейс взаимодействия, обеспечить возможность масштабирования решения и последующую легкость внесения изменений в функционал системы, сохраняя при этом стабильность работы интегрированных систем.
В рамках данной статьи мы не углубляемся в то, как функционирует REST API и как программисту подходить к работе с ним, на эту тему есть множество подробных публикаций. С нашей точки зрения, более интересным является обзор взаимосвязей между различными системами на примере реального кейса – бизнес-центра с возможностью временной аренды рабочего места и прочими функциями, характерными для коворкинга.
Сервер СКУД в данном случае является головной системой, отвечающей за организацию доступа на объект. Формирование базы сотрудников БЦ происходит привычным для кадровой службы способом на основе информации из 1С, и процессы синхронизации данных по сотрудникам в базу контроля доступа автоматизированы. В свою очередь, СКУД по определенным правилам раз в месяц выгружает в систему 1С данные в виде стандартного табеля Т-13.
В бизнес-центре, конечно же, имеются и арендаторы офисных помещений, а также возможности для коворкинга, которым можно пользоваться с помощью отдельного сервиса "коворкинг" – любому человеку доступна аренда рабочего времени в БЦ на необходимый ему срок. Система коворкинга в комплексе с мобильным приложением для резидентов позволяет управлять арендой помещения или рабочего места, заносить информацию о сотрудниках своей компании в соответствующие журналы и разделы, а также приглашать посетителей и оформлять им разрешение на вход. Данные сотрудников и посетителей синхронизируются с сервером СКУД.
В архитектуре присутствует система видеонаблюдения с функциями распознавания лица и термометрией, которая позволяет идентифицировать входящего человека, измерить его температуру и передать данные обратно на сервер СКУД. Сервер СКУД автоматически синхронизирует данные о сотрудниках с их биометрическими признаками в базу системы видеонаблюдения. В свою очередь, СВН при распознавании человека выдает информацию о его идентификации на точке прохода и о его температуре, после чего СКУД принимает решение о разрешении или запрете доступа.
Взаимодействие системы контроля и управления доступом с системой видеонаблюдения также позволяет связать происходящие на точке прохода события с архивом видеозаписей, что помогает оперативнее и качественнее выявлять и регистрировать различные чрезвычайные ситуации.
Запрос рынка на реализацию комплексного решения с помощью интеграций различных систем ставит задачу сделать такую комплексную систему стабильной и безопасной, и при всех этих условиях система должна оставаться гибкой к модернизации и расширению.
Системы физической безопасности проходят в настоящий момент процесс трансформации, и самый яркий пример этого – сближение СКУД с ИТ-сферой. Актуальные требования к взаимодействию систем контроля и управления доступа с бизнес-процессами, а также с системами мониторинга объекта предполагают это сближение, что, в свою очередь, требует кардинального изменения подхода к разработке продукта и реализации современных средств интеграции.