В целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры применяются различные подходы. Один из них – управление инцидентами, которые могут представлять собой большой спектр событий, способных нарушить функционирование транспортных систем. В данной статье мы рассмотрим процессы управления изменениями безопасности в цепочке "конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – проблема".
Обеспечение безопасности в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности транспортного комплекса России. Основным принципом при этом должно быть постоянное улучшение защиты объектов, в соответствии с которым необходимо не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения подобных проблем в дальнейшем.
Одним из методов непрерывного повышения уровня безопасности является управление инцидентами, где инцидент – это событие, которое может привести к потере или нарушению работы, услуг или функций организации в сфере обеспечения безопасности. Управление инцидентами включает:
Вопросы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) регулируются Федеральным законом "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. Согласно ему транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ). Антитеррористическая защищенность (АТЗ) ОТИ и ТС – это состояние их защищенности, препятствующее совершению на них террористического акта. действующим законодательством определено, что под АНВ в деятельность ОТИ и ТС понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения действий в тех же целях. Для кардинального решения проблемы обеспечения безопасности ОТИ необходимо рассмотреть возможность управления изменениями безопасности в цепочке "конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – проблема (обеспечения нормативного уровня транспортной безопасности)".
В процессе обеспечения безопасности ОТИ возможно периодическое возникновение конфликтов, наступающих как реакция на инцидент в случае, когда сформировалась конфликтная ситуация. Без инцидента конфликтная ситуация может продолжаться и не переходить в конфликт, который является способом разрешения противоречий, выходящим за рамки прав и норм. Конфликтная ситуация, являющаяся почвой и базой для противоправных действий в форме АНВ, в том числе с помощью притупления бдительности, – это накопившиеся противоречия, содержащие первопричину конфликта. инцидент – это стечение обстоятельств, явившихся поводом для конфликта. Анализ показывает, что 80% конфликтов возникает помимо желания конфликтующих из-за их психического состояния, незнания о факте существования противоречий и непридания им значения. Переход конфликта из пассивного в активное состояние происходит в результате события-повода, служащего толчком к началу конфликтных действий в форме инцидента. Повод может возникнуть случайно или планироваться заранее и не являться конфликтом, началом которого является инцидент.
Конфликтная ситуация создает угрозу штатному функционированию ОТИ и требует мобилизации сил и средств объекта для активного противодействия противоправным действиям и АНВ или для обеспечения максимально возможной защиты ОТИ при пассивном противодействии. Противоборство при инциденте имеет скрытый, завуалированный, не ярко выраженный, локальный характер, а потенциал внешних и внутренних нарушителей, участников конфликта при нем еще не демонстрируется. Нарушители – реализаторы АНВ используют его как провокацию для подготовки АНВ и притупления бдительности, отвлечения внимания сил безопасности на второстепенные детали. Для развития конфликта на этой стадии формирования инцидента внешние и внутренние нарушители осуществляют сбор информации об уровне уязвимости объекта, возможностях по мобилизации им дополнительных сил и средств. Конфликтная ситуация является результатом накопившихся противоречий, связанных с деятельностью лиц с отклоняющимся (девиантным) поведением или лиц, подготавливающих АНВ, объективно создающим почву для реального противоборства между ними и силами безопасности и персоналом объекта транспортной инфраструктуры.
Конфликтная ситуация не является прямым следствием противоречий, и поэтому, определяя внешнюю ситуацию как конфликтную, силы безопасности и персонал объекта могут действовать по правилам конфликтного взаимодействия, переводя этим поведением ситуацию в конфликт, а могут обеспечить его локализацию. Этот переход характеризуется факторами, обусловливающими восприятие ситуации как конфликтной, а также способами перехода к конфликтному взаимодействию. Критически важным является рассмотрение ситуации как конфликтной в случае ее несовместимости с целями обеспечения нормативного уровня защиты объекта. восприятие ситуации как конфликтной вызвано возникновением угрозы и несовместимостью целей сторон. Таким образом, конфликт – это не характеристика ситуации, а выводы, делаемые силами безопасности и персоналом объекта.
Конфликтная ситуация несет в себе угрозу и требует мобилизации ресурсов, чтобы добиться цели стороной-инициатором или обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Причем силы безопасности должны занимать не защитную, оборонительную, а наступательную позицию, несмотря на то, что нарушители, формирующие конфликтную ситуацию, начинают действовать первыми.
Конфликты подразделяются в зависимости от того, как внешняя ситуация воздействует на их возникновение и какую роль играют субъективные факторы.
В общем виде управление физическими инцидентами на транспорте включает в себя усилия по борьбе с актами незаконного вмешательства и чрезвычайными ситуациями, возникшими в результате деструктивного воздействия природных и техногенных факторов, а также с прямыми и косвенными последствиями АНВ и ЧС.
Схема управления описывает деятельность организации по выявлению, анализу и устранению опасностей для предотвращения повторного возникновения в будущем. Это процесс ограничения потенциальных сбоев, вызванных таким событием, с обязательным последующим возвращением к штатному режиму. Система управления инцидентами – это совокупность оборудования, сил безопасности, персонала, процедур и средств, работающих в единой организационной структуре, предназначенной для помощи в управлении ресурсами в ходе инцидентов.
Управляя инцидентами, можно повысить вероятность достижения целей для обеспечения нормативного уровня безопасности, улучшить идентификацию возможностей и угроз и эффективно распределить ресурсы для обработки риска. Управление инцидентами – процесс, отвечающий за управление жизненным циклом всех инцидентов, обеспечивает минимизацию их влияния на процесс обеспечения безопасности и восстановление нормального функционирования услуги по обеспечению безопасности наиболее быстрым способом. Управление инцидентами выполняется для повышения эффективности обеспечения безопасности при устранении произошедших или потенциальных сбоев и отказов систем безопасности объектов или ошибочных действий их сил безопасности и персонала. Для управления инцидентами применяется интеграция различных информационных систем, средств автоматизации обходов и осмотров.
Непосредственной реализацией управляющих воздействий в рамках управления инцидентами на ОТИ занимаются в процессе управления проблемами обеспечения безопасности (рис. 3). Существует два типа событий, приводящих к инциденту:
Поэтому необходимы выявление и анализ накопленных скрытых сбоев в обеспечении комплексной безопасности объекта, которые привели к тому, что авария стала более вероятной и в конечном итоге произошла. Это позволит применить более эффективные меры по улучшению безопасности и снизить вероятность повторения события.
Решение проблем обеспечения безопасности на ОТИ в условиях единичных или множественных инцидентов производится с помощью управления инцидентами и изменениями качества безопасности с выявлением критического или неисправного элемента (конфигурационной единицы) системы безопасности (рис. 6).
Управление изменениями безопасности является узловым моментом управления проблемами качества и культуры обеспечения безопасности ОТИ. Действуя через оценку результатов внедрения изменений качества и культуры безопасности и запросы на изменения уровня обеспечения безопасности на ОТИ наряду с управлением инцидентами, оно обеспечивает с помощью обратных связей, расширения прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения, эффективное управление уровнем обеспечения транспортной безопасности.