Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Бюджетные видеокамеры * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Управление инцидентами для обеспечения транспортной безопасности

Владимир Балановский, Владимир Подъяконов, Владимир Денисов, 08/06/22

В целях обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры применяются различные подходы. Один из них – управление инцидентами, которые могут представлять собой большой спектр событий, способных нарушить функционирование транспортных систем. В данной статье мы рассмотрим процессы управления изменениями безопасности в цепочке "конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – проблема".

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Обеспечение безопасности в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности транспортного комплекса России. Основным принципом при этом должно быть постоянное улучшение защиты объектов, в соответствии с которым необходимо не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения подобных проблем в дальнейшем.

рис1 (19)Для улучшения защиты объектов транспорта необходимо отслеживать возникающие проблемы, анализировать их и предпринимать корректирующие предупреждающие действия

Одним из методов непрерывного повышения уровня безопасности является управление инцидентами, где инцидент – это событие, которое может привести к потере или нарушению работы, услуг или функций организации в сфере обеспечения безопасности. Управление инцидентами включает:

  • мониторинг событий безопасности;
  • реагирование на инциденты;
  • их расследование и предотвращение.

Регулирование и терминология

Вопросы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) регулируются Федеральным законом "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. Согласно ему транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС) от актов незаконного вмешательства (АНВ). Антитеррористическая защищенность (АТЗ) ОТИ и ТС – это состояние их защищенности, препятствующее совершению на них террористического акта. действующим законодательством определено, что под АНВ в деятельность ОТИ и ТС понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

РИС2 (6)Рис. 1. Цикл управления инцидентами на ОТИ

При этом под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения действий в тех же целях. Для кардинального решения проблемы обеспечения безопасности ОТИ необходимо рассмотреть возможность управления изменениями безопасности в цепочке "конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – проблема (обеспечения нормативного уровня транспортной безопасности)".

Выбрать решения для транспортной безопасности >>

В процессе обеспечения безопасности ОТИ возможно периодическое возникновение конфликтов, наступающих как реакция на инцидент в случае, когда сформировалась конфликтная ситуация. Без инцидента конфликтная ситуация может продолжаться и не переходить в конфликт, который является способом разрешения противоречий, выходящим за рамки прав и норм. Конфликтная ситуация, являющаяся почвой и базой для противоправных действий в форме АНВ, в том числе с помощью притупления бдительности, – это накопившиеся противоречия, содержащие первопричину конфликта. инцидент – это стечение обстоятельств, явившихся поводом для конфликта. Анализ показывает, что 80% конфликтов возникает помимо желания конфликтующих из-за их психического состояния, незнания о факте существования противоречий и непридания им значения. Переход конфликта из пассивного в активное состояние происходит в результате события-повода, служащего толчком к началу конфликтных действий в форме инцидента. Повод может возникнуть случайно или планироваться заранее и не являться конфликтом, началом которого является инцидент.

РИС3 (3)-1Рис. 2. Алгоритм управления инцидентами на ОТИ

Конфликт – это результат накопившихся противоречий

Конфликтная ситуация создает угрозу штатному функционированию ОТИ и требует мобилизации сил и средств объекта для активного противодействия противоправным действиям и АНВ или для обеспечения максимально возможной защиты ОТИ при пассивном противодействии. Противоборство при инциденте имеет скрытый, завуалированный, не ярко выраженный, локальный характер, а потенциал внешних и внутренних нарушителей, участников конфликта при нем еще не демонстрируется. Нарушители – реализаторы АНВ используют его как провокацию для подготовки АНВ и притупления бдительности, отвлечения внимания сил безопасности на второстепенные детали. Для развития конфликта на этой стадии формирования инцидента внешние и внутренние нарушители осуществляют сбор информации об уровне уязвимости объекта, возможностях по мобилизации им дополнительных сил и средств. Конфликтная ситуация является результатом накопившихся противоречий, связанных с деятельностью лиц с отклоняющимся (девиантным) поведением или лиц, подготавливающих АНВ, объективно создающим почву для реального противоборства между ними и силами безопасности и персоналом объекта транспортной инфраструктуры.

Тематический план журнала "Системы безопасности" на 2024 г. Запросить >>

Конфликтная ситуация не является прямым следствием противоречий, и поэтому, определяя внешнюю ситуацию как конфликтную, силы безопасности и персонал объекта могут действовать по правилам конфликтного взаимодействия, переводя этим поведением ситуацию в конфликт, а могут обеспечить его локализацию. Этот переход характеризуется факторами, обусловливающими восприятие ситуации как конфликтной, а также способами перехода к конфликтному взаимодействию. Критически важным является рассмотрение ситуации как конфликтной в случае ее несовместимости с целями обеспечения нормативного уровня защиты объекта. восприятие ситуации как конфликтной вызвано возникновением угрозы и несовместимостью целей сторон. Таким образом, конфликт – это не характеристика ситуации, а выводы, делаемые силами безопасности и персоналом объекта.

Конфликтная ситуация несет в себе угрозу и требует мобилизации ресурсов, чтобы добиться цели стороной-инициатором или обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Причем силы безопасности должны занимать не защитную, оборонительную, а наступательную позицию, несмотря на то, что нарушители, формирующие конфликтную ситуацию, начинают действовать первыми.

РИС4 (3)Рис. 3. Управление проблемами обеспечения безопасности ОТИ

Виды конфликтов

Конфликты подразделяются в зависимости от того, как внешняя ситуация воздействует на их возникновение и какую роль играют субъективные факторы.

  1. Это могут быть конфликты, вызываемые внешними причинами, когда ситуация вызывает одинаковую реакцию сторон, если она объективно конфликтогенна, а позиция сторон не имеет значения. Такие конфликты вызываются факторами самой ситуации, а индивидуальные особенности субъектов играют меньшую роль.
  2. Другой тип конфликтов является результатом конфликтных ситуаций, вызванных субъективными факторами, не содержащими конфликтогенного начала, но порожденными субъективной склонностью людей видеть в них конфликт. В этом случае большее значение приобретает человеческий фактор и меньшее – объективные особенности ситуации.

РИС5 (2)Рис. 4. Модель конфликтного процесса в обеспечении безопасности ОТИ

О чем будем писать в 2024 году? Запросить тематический план >>

Управление инцидентами

В общем виде управление физическими инцидентами на транспорте включает в себя усилия по борьбе с актами незаконного вмешательства и чрезвычайными ситуациями, возникшими в результате деструктивного воздействия природных и техногенных факторов, а также с прямыми и косвенными последствиями АНВ и ЧС.

Схема управления описывает деятельность организации по выявлению, анализу и устранению опасностей для предотвращения повторного возникновения в будущем. Это процесс ограничения потенциальных сбоев, вызванных таким событием, с обязательным последующим возвращением к штатному режиму. Система управления инцидентами – это совокупность оборудования, сил безопасности, персонала, процедур и средств, работающих в единой организационной структуре, предназначенной для помощи в управлении ресурсами в ходе инцидентов.

Управляя инцидентами, можно повысить вероятность достижения целей для обеспечения нормативного уровня безопасности, улучшить идентификацию возможностей и угроз и эффективно распределить ресурсы для обработки риска. Управление инцидентами – процесс, отвечающий за управление жизненным циклом всех инцидентов, обеспечивает минимизацию их влияния на процесс обеспечения безопасности и восстановление нормального функционирования услуги по обеспечению безопасности наиболее быстрым способом. Управление инцидентами выполняется для повышения эффективности обеспечения безопасности при устранении произошедших или потенциальных сбоев и отказов систем безопасности объектов или ошибочных действий их сил безопасности и персонала. Для управления инцидентами применяется интеграция различных информационных систем, средств автоматизации обходов и осмотров.

Непосредственной реализацией управляющих воздействий в рамках управления инцидентами на ОТИ занимаются в процессе управления проблемами обеспечения безопасности (рис. 3). Существует два типа событий, приводящих к инциденту:

  1. Активный сбой – действие, которое имеет немедленные последствия – АНВ или воздействие природных и техногенных факторов, которые имеют вероятность вызвать аварию, и скрытые, или отложенные действия (в том числе неявные АНВ) – события могут иметь эффект в течение многих лет и обычно сочетаются с запускающими событиями, которые затем вызывают аварию.
  2. Скрытые сбои, которые возникают в результате решений, принимаемых в субъекте. Их разрушительные последствия могут долгое время не проявлять себя, становясь очевидными только тогда, когда они сочетаются с провоцирующими факторами, нарушающими деятельность системы безопасности объекта. Решения, принятые в субъекте, могут привести к тому, что события станут более вероятными: планирование, прогнозирование, проектирование, разработка политики могут иметь медленный эффект. Фактическое небезопасное действие, которое вызывает аварию, может быть на объекте прослежено, а последующие сбои могут быть выявлены.

Поэтому необходимы выявление и анализ накопленных скрытых сбоев в обеспечении комплексной безопасности объекта, которые привели к тому, что авария стала более вероятной и в конечном итоге произошла. Это позволит применить более эффективные меры по улучшению безопасности и снизить вероятность повторения события.

РИС6-Jun-08-2022-07-51-14-85-AMРис. 5. Общий цикл расследования инцидента

РИС7-Jun-08-2022-07-51-49-36-AMРис. 6. Процессы решения проблем обеспечения безопасности на ОТИ

Решение проблем обеспечения безопасности на ОТИ в условиях единичных или множественных инцидентов производится с помощью управления инцидентами и изменениями качества безопасности с выявлением критического или неисправного элемента (конфигурационной единицы) системы безопасности (рис. 6).

Управление изменениями безопасности является узловым моментом управления проблемами качества и культуры обеспечения безопасности ОТИ. Действуя через оценку результатов внедрения изменений качества и культуры безопасности и запросы на изменения уровня обеспечения безопасности на ОТИ наряду с управлением инцидентами, оно обеспечивает с помощью обратных связей, расширения прав и возможностей сотрудников принять и поддержать изменения, эффективное управление уровнем обеспечения транспортной безопасности.

Темы:Транспортная безопасностьЖурнал "Системы безопасности" №2/2022
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...