Современный мир быстро меняется, и изменения затрагивают вопросы безопасности государства и общества: в том числе совершенствуются сценарии исполнения актов незаконного вмешательства, появляются тенденции, новые угрозы. Для того чтобы противостоять им, необходимо четко классифицировать проблемы, вырабатывать методики совершенствования антитеррористической защищенности и активно использовать новейшие достижения науки и техники.
В обновленной версии Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которую в июле 2021 г. подписал президент Владимир Путин, сказано, что ее реализация возможна "на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством Президента РФ за счет комплексного применения политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ".
Согласно ст. 47 данного документа достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение в том числе следующих задач:
По нашему мнению, решение обозначенных задач в части повышения уровня антитеррористической защищенности требует отдельного осмысления. Ментальная война способствует формированию у части населения с отклоняющимся поведением желание выделиться за счет проведения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе терактов, имеющих широкий публичный отклик и позволяющих при этом остаться исполнителю в безопасности, в тени. Проведение АНВ выходцами из республик бывшего СССР, часть из которых вступила в ИГИЛ или осталась на территории Крыма в составе "спящих" ячеек, дополняет эту картину. Анализ сценариев АНВ показывает, что они становятся более технологичными, носят комбинированный, гибридный характер. Существенно изменился психологический портрет нарушителя-террориста. В ходе ментальной войны, которая в настоящее время ведется против России, используется искусственный интеллект для формирования сценариев и технологий АНВ, поэтому мы сталкиваемся уже не с шахидом-одиночкой с самодельным взрывным устройством на теле, а с хорошо подготовленными группами террористов уровня диверсионных групп специальных служб, способными замаскировать деструктивное воздействие под деструктивное воздействие природного или техногенного фактора или усилить его, воспользовавшись ситуацией. Пожар, затопление, разрушение зданий и искусственных сооружений (ИССО), в первую очередь мостов, тоннелей и гидротехнических сооружений, являются результатом таких изощренных противоправных действий. В ходе столкновений с ИГИЛ стало ясно, как умело используют нарушители и террористы знание природных факторов при проведении АНВ на ИССО транспортной инфраструктуры.
О масштабах проблемы можно судить по данным Росстата: на конец 2014 г. в России насчитывается 42 тыс. автомобильных мостов и путепроводов общей протяженностью 2,1 млн пог. м и 30,5 тыс. железнодорожных общей протяженностью 993 тыс. пог. м. Только в Москве их более 300, причем без учета транспортных развязок, каждая из которых содержит в себе путепровод.
Разделение сфер обеспечения безопасности на природную, находящуюся в ведении МЧС России, техногенную – Ростехнадзора и социогенную – в ведении отраслевых министерств в соответствии с федеральными законами о безопасности и постановлениями Правительства РФ об антитерроре, не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности в условиях гибридной войны. В настоящее время известно порядка 100 видов безопасностей (п. 1 ст. 7 ФЗ № 184 "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. с изм. на 2 июля 2021 г.), из них 20 встречаются постоянно, а при этом многие взаимосвязаны, например безопасность электромагнитных излучений с электрической (вызывают пробой и короткое замыкание), далее с пожарной и т.п. Узковедомственный подход (число контролирующих органов около 30) и рассмотрение изолированно каждой из них повышает риск аварий, катастроф и не позволяет работать на опережение.
Особенно необходимо выделить проблему обеспечения безопасности зданий и ИССО как критически важных элементов инфраструктуры, которые должны сочетать выполнение требований по конструктивной безопасности с требованиями по инженерной укрепленности в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и противодействия несанкционированному проникновению. Применительно к зданиям и ИССО целесообразно обеспечить во взаимосвязи большое число методов противодействия как природным и техногенным факторам, так и различным видам АНВ, что невозможно реализовать без системного подхода к объектовой (территориальной) безопасности, которая должна стать комплексной, эффективно выполняющей требования общественной безопасности, которая, в свою очередь, является частью и одним из основных приоритетов национальной безопасности РФ. Это нашло отражение в п. 4 Концепции общественной безопасности в РФ, где под "общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), согласно отраслевым постановлениям Правительства РФ (ПП РФ), включают мероприятия и проектные решения, направленные на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. На основании требований ПП РФ, с учетом степени угрозы совершения теракта и возможных последствий его совершения, антитеррористическая защищенность обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:
Для реализации требований ПП РФ применяются:
Анализ этих требований показывает, что они являются хорошей основой для обеспечения комплексной безопасности, но не дают целостной картины угроз и своевременного прогноза.
Опыт развития цивилизации, а особенно в последнее время пандемия и ментальная война, показали, что система комплексной безопасности должна учитывать также природные и техногенные риски, обеспечивать эффективное противодействие информационно-техническому и информационно-психологическому воздействию, снижать их вероятность и/или ущерб, предотвращать "эффект домино" – цепочки последовательных, но не всегда очевидно связанных между собой событий. Такая система с использованием универсального программно-аппаратного комплекса управления на базе интеллектуальной платформы реального времени, одновременно обрабатывающая множество входящих информационных потоков, распознающая в автоматизированном режиме угрозы и разрабатывающая с использованием искусственного интеллекта планы применения доступных сил и средств с их оперативным оповещением, должна использоваться для поддержки принятия решения в кризисных ситуациях, в условиях ограниченного времени и недостатка квалифицированных кадров.
Первоначальное удорожание системы комплексной безопасности при включении в перечень проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера, а также решений по противодействию природным и техногенным факторам, по предварительным оценкам, составляет не более 10–15%.
Обеспечение комплексной безопасности с помощью наилучших практик технологии виртуальной реальности и цифровых двойников основывается на концепции четвертой промышленной революции. Это внедрение киберфизических систем, цифровизация, основанная на взаимопроникновении информационных технологий и инженерно-технических систем безопасности. Применительно к комплексной безопасности необходимо сформировать киберфизическую систему, комплексирующую вычислительные ресурсы, датчики, приборы, инженерно-техническое оборудование, взаимодействующие между собой и управляемые с помощью искусственного интеллекта, для прогнозирования, самонастройки и адаптации к изменениям сценариев проведения АНВ и моделей нарушителей, уязвимости объекта, вида и характера природных и техногенных факторов.
Интеграция информационных потоков и совместная обработка данных от различных подсистем безопасности даст возможность заблаговременного обнаружения угроз АНВ (в том числе проводимого внутренними нарушителями), природно-техногенной катастрофы по совокупности косвенных признаков, скоординированных по месту и времени.
Система комплексной безопасности такой конфигурации позволит собирать и анализировать данные от следующих систем:
Задача управления системой комплексной безопасности представляет собой формирование оптимальных, субоптимальных либо допустимых траекторий управления в пространстве состояний и формирование имитационных моделей, для чего используются:
Адаптивный прогноз используется со стационарными процессами и количественными данными. Ассоциативная классификация может использоваться при анализе и нестационарных процессов, и качественных данных (факты, события), поскольку это метод прогнозирования по прецедентам (тому, что было раньше). На выходе – наборы событий, происходящих совместно либо в ограниченном интервале времени. Это позволяет их интерпретировать, в отличие от нейросетей, выходом которых является сообщение об угрозе.
Основная задача системы комплексной безопасности – в большом потоке данных выделить именно те, не всегда заметные, события, которые по совокупности или по изменению их динамики являются предвестниками и/или угрозами неблагоприятного воздействия, своевременно отреагировать, автоматически запустив соответствующие протоколы и регламенты. Аналитическую систему, вылавливающую в мощном потоке данных малоприметные события, характеризующие начало негативных процессов и запускающую процесс реагирования, необходимо создать для того, чтобы решать также проблемы обеспечения общественной безопасности и оперативного управления.
В заключение в качестве примера можно предложить следующие решения для повышения защищенности ИССО – мостовых сооружений:
1. Оценка защищенности с точки зрения охраны и безопасности:
2. Оценка состояния с точки зрения технического состояния и воздействия неблагоприятных природных явлений (многочисленные природные катаклизмы последних лет подтверждают актуальность такого подхода, что отмечается в п. 21 Стратегии национальной безопасности и требует "прогнозирования влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения"):
Повышению защищенности ИССО способствует применение CALS – технологий для информационной поддержки при управлении процессами их жизненного цикла: проектирования, строительства, эксплуатации (ремонта, капитального ремонта, реконструкции), утилизации. Для этого "в цифру" переводится проектная документация, модели ИССО после 3D-съемки и создаются программы, отражающие их текущее состояние и моделирующие их состояние на длительный период на основе динамической математической модели жизненного цикла.
Мониторинг можно свести в единую диспетчерскую организацию, эксплуатирующую ИССО, вывести на автоматизированное рабочее место на посту охраны объекта. По его итогам можно оценивать состояние защищенности и состояние готовности объекта в непрерывном режиме противостоять угрозам, а при возникновении угроз и инцидентов – в автоматическом режиме запускать сценарии реагирования и оповещения с контролем действий персонала. Это же может касаться и других ИССО, таких как тоннельные сооружения. Дополнительно в системы комплексной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, в первую очередь автомобильных мостов, должны быть включены наилучшие практики, такие как подсистема автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и распознавания лиц, апробированная на Олимпиаде в Сочи, которая позволяет не только выявлять правонарушения, связанные с небезопасным или неправомерным управлением транспортным средством и определять личность нарушителей, но и выявлять аварии и дорожные заторы.
Искусственный интеллект для решения задач обеспечения комплексной безопасности В различных условиях и режимах работы необходимо использовать элементы искусственного интеллекта в режиме реального времени для решения следующих задач:
Своевременное выявление угроз и неблагоприятных трендов, ситуаций, требующих вмешательства, автоматизация процессов реагирования и оповещения сил безопасности позволит существенно снизить ущерб от АНВ, природных и техногенных факторов.
Создание системы комплексной безопасности, позволяющей видеть и анализировать проблемные ситуации в различных сферах деятельности, прогнозировать развитие неблагоприятных событий, принимать решения, направленные на минимизацию рисков, даст возможность в условиях пандемии и ментальной войны существенно повысить качество оперативного управления территорией и размещенными на ней объектами.
По нашему мнению, для получения таких эффективных решений обеспечения упреждающего характера комплексной и общественной безопасности целесообразно провести работу по изменению законодательства – корректировке отраслевых постановлений Правительства РФ по антитеррору для их адаптации к созданию систем комплексной безопасности, осуществляющих прогнозирование АНВ и ЧС, для решения проблем обеспечения противодействия природным и техногенным факторам, информационно-техническому и информационно-психологическому воздействию.