Подписка
МЕНЮ
Подписка

Ближайшие темы обзоров проекта "СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ"  * Безопасность мест с массовым пребыванием людей. Антитеррор * Технические решения для мониторинга и защиты верхней полусферы * Импортозамещение в системах видеонаблюдения * Турникеты для объектов с высокой проходимостью   Изучайте тематический план и становитесь автором журнала!

Упреждающий характер комплексной и общественной безопасности – требование времени

Николай Махутов, Таисия Шепитько, Владимир Балановский, Александр Стефанов, Нина Николаева, Игорь Грунин, Илья Карабанов, 16/09/21

Современный мир быстро меняется, и изменения затрагивают вопросы безопасности государства и общества: в том числе совершенствуются сценарии исполнения актов незаконного вмешательства, появляются тенденции, новые угрозы. Для того чтобы противостоять им, необходимо четко классифицировать проблемы, вырабатывать методики совершенствования антитеррористической защищенности и активно использовать новейшие достижения науки и техники.

Создавайте главное отраслевое издание вместе с нами!

В обновленной версии Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которую в июле 2021 г. подписал президент Владимир Путин, сказано, что ее реализация возможна "на плановой основе путем согласованных действий органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества под руководством Президента РФ за счет комплексного применения политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в РФ".

Согласно ст. 47 данного документа достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение в том числе следующих задач:

  1. "Повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, объектов жизнеобеспечения населения, организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов страны, объектов транспортной инфраструктуры, других критически важных и потенциально опасных объектов"1.
  2. "Прогнозирование влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения"2.
 

Сценарии АНВ и типы их исполнителей в современных условиях

По нашему мнению, решение обозначенных задач в части повышения уровня антитеррористической защищенности требует отдельного осмысления. Ментальная война способствует формированию у части населения с отклоняющимся поведением желание выделиться за счет проведения актов незаконного вмешательства (АНВ), в том числе терактов, имеющих широкий публичный отклик и позволяющих при этом остаться исполнителю в безопасности, в тени. Проведение АНВ выходцами из республик бывшего СССР, часть из которых вступила в ИГИЛ или осталась на территории Крыма в составе "спящих" ячеек, дополняет эту картину. Анализ сценариев АНВ показывает, что они становятся более технологичными, носят комбинированный, гибридный характер. Существенно изменился психологический портрет нарушителя-террориста. В ходе ментальной войны, которая в настоящее время ведется против России, используется искусственный интеллект для формирования сценариев и технологий АНВ, поэтому мы сталкиваемся уже не с шахидом-одиночкой с самодельным взрывным устройством на теле, а с хорошо подготовленными группами террористов уровня диверсионных групп специальных служб, способными замаскировать деструктивное воздействие под деструктивное воздействие природного или техногенного фактора или усилить его, воспользовавшись ситуацией. Пожар, затопление, разрушение зданий и искусственных сооружений (ИССО), в первую очередь мостов, тоннелей и гидротехнических сооружений, являются результатом таких изощренных противоправных действий. В ходе столкновений с ИГИЛ стало ясно, как умело используют нарушители и террористы знание природных факторов при проведении АНВ на ИССО транспортной инфраструктуры.

О масштабах проблемы можно судить по данным Росстата: на конец 2014 г. в России насчитывается 42 тыс. автомобильных мостов и путепроводов общей протяженностью 2,1 млн пог. м и 30,5 тыс. железнодорожных общей протяженностью 993 тыс. пог. м. Только в Москве их более 300, причем без учета транспортных развязок, каждая из которых содержит в себе путепровод.

Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте. Форматы участия для рекламодателей >>

Проблемы сферы обеспечения безопасности

Разделение сфер обеспечения безопасности на природную, находящуюся в ведении МЧС России, техногенную – Ростехнадзора и социогенную – в ведении отраслевых министерств в соответствии с федеральными законами о безопасности и постановлениями Правительства РФ об антитерроре, не позволяет обеспечивать надлежащий уровень безопасности в условиях гибридной войны. В настоящее время известно порядка 100 видов безопасностей (п. 1 ст. 7 ФЗ № 184 "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. с изм. на 2 июля 2021 г.), из них 20 встречаются постоянно, а при этом многие взаимосвязаны, например безопасность электромагнитных излучений с электрической (вызывают пробой и короткое замыкание), далее с пожарной и т.п. Узковедомственный подход (число контролирующих органов около 30) и рассмотрение изолированно каждой из них повышает риск аварий, катастроф и не позволяет работать на опережение.

Особенно необходимо выделить проблему обеспечения безопасности зданий и ИССО как критически важных элементов инфраструктуры, которые должны сочетать выполнение требований по конструктивной безопасности с требованиями по инженерной укрепленности в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности и противодействия несанкционированному проникновению. Применительно к зданиям и ИССО целесообразно обеспечить во взаимосвязи большое число методов противодействия как природным и техногенным факторам, так и различным видам АНВ, что невозможно реализовать без системного подхода к объектовой (территориальной) безопасности, которая должна стать комплексной, эффективно выполняющей требования общественной безопасности, которая, в свою очередь, является частью и одним из основных приоритетов национальной безопасности РФ. Это нашло отражение в п. 4 Концепции общественной безопасности в РФ, где под "общественной безопасностью понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Выступить на онлайн-конференции | представить свои решения

Требования постановлений Правительства РФ к обеспечению антитеррористической защищенности и способы их реализации

Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), согласно отраслевым постановлениям Правительства РФ (ПП РФ), включают мероприятия и проектные решения, направленные на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. На основании требований ПП РФ, с учетом степени угрозы совершения теракта и возможных последствий его совершения, антитеррористическая защищенность обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:

  1. воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) (ограждение объекта, СКУД, стационарный пост охраны);
  2. выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения теракта или его совершения (круглосуточная охрана, организация досмотра);
  3. пресечение попыток совершения теракта на объекте (территории) (круглосуточная охрана, организация досмотра);
  4. минимизацию возможных последствий совершения теракта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения (постоянный контроль охраной территории объекта, пресечение теракта на ранней стадии).

Для реализации требований ПП РФ применяются:

  • системы безопасности (охранная телевизионная, охранного освещения, охраннотревожной и пожарной сигнализации, экстренной связи со специальными службами, контроля и управления доступом);
  • средства обнаружения радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ;
  • технические системы, направленные на оповещение находящихся в здании людей о ЧС (системы вещания программ, передаваемых системами централизованного оповещения; оповещения о пожаре и управления эвакуацией; коллективного приема телевидения);
  • комплекс инженерно-технической укрепленности (мероприятия, направленные на усиление конструктивных элементов здания, его помещений и технических средств, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам);
  • организация обеспечения информационной безопасности, исключающая несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (включая специальные помещения, обеспеченные техническими средствами охранной, тревожной сигнализации и средствами инженерно-технической укрепленности для хранения служебной информации ограниченного доступа и работы с ней).

Безопасность мест с массовым пребыванием людей. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Новые риски и угрозы и противодействие им

Анализ этих требований показывает, что они являются хорошей основой для обеспечения комплексной безопасности, но не дают целостной картины угроз и своевременного прогноза.

Опыт развития цивилизации, а особенно в последнее время пандемия и ментальная война, показали, что система комплексной безопасности должна учитывать также природные и техногенные риски, обеспечивать эффективное противодействие информационно-техническому и информационно-психологическому воздействию, снижать их вероятность и/или ущерб, предотвращать "эффект домино" – цепочки последовательных, но не всегда очевидно связанных между собой событий. Такая система с использованием универсального программно-аппаратного комплекса управления на базе интеллектуальной платформы реального времени, одновременно обрабатывающая множество входящих информационных потоков, распознающая в автоматизированном режиме угрозы и разрабатывающая с использованием искусственного интеллекта планы применения доступных сил и средств с их оперативным оповещением, должна использоваться для поддержки принятия решения в кризисных ситуациях, в условиях ограниченного времени и недостатка квалифицированных кадров.

Первоначальное удорожание системы комплексной безопасности при включении в перечень проектных решений, направленных на обеспечение защиты объекта от угроз террористического характера, а также решений по противодействию природным и техногенным факторам, по предварительным оценкам, составляет не более 10–15%.

Использование достижений 4 промышленной революции для обеспечения комплексной безопасности

Обеспечение комплексной безопасности с помощью наилучших практик технологии виртуальной реальности и цифровых двойников основывается на концепции четвертой промышленной революции. Это внедрение киберфизических систем, цифровизация, основанная на взаимопроникновении информационных технологий и инженерно-технических систем безопасности. Применительно к комплексной безопасности необходимо сформировать киберфизическую систему, комплексирующую вычислительные ресурсы, датчики, приборы, инженерно-техническое оборудование, взаимодействующие между собой и управляемые с помощью искусственного интеллекта, для прогнозирования, самонастройки и адаптации к изменениям сценариев проведения АНВ и моделей нарушителей, уязвимости объекта, вида и характера природных и техногенных факторов.

Интеграция информационных потоков и совместная обработка данных от различных подсистем безопасности даст возможность заблаговременного обнаружения угроз АНВ (в том числе проводимого внутренними нарушителями), природно-техногенной катастрофы по совокупности косвенных признаков, скоординированных по месту и времени.

Система комплексной безопасности такой конфигурации позволит собирать и анализировать данные от следующих систем:

  • мониторинга опасных природных явлений различного происхождения;
  • физической безопасности (СКУД, ОПС, видеонаблюдение и видеоаналитика (CCTV), периметральная охрана);
  • контроля транспорта и транспортной безопасности;
  • контроля промышленной и технологической безопасности;
  • контроля экологической обстановки;
  • обнаружения и противодействия беспилотным летательным аппаратам (БПЛА, БВС);
  • контроля информационной безопасности для обеспечения противодействия информационно-техническому и информационно-психологическому воздействию.

Форум "Технологии и безопасность" завершен. МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ >>

Инструменты управления системой комплексной безопасности

Задача управления системой комплексной безопасности представляет собой формирование оптимальных, субоптимальных либо допустимых траекторий управления в пространстве состояний и формирование имитационных моделей, для чего используются:

  • многофакторный анализ;
  • адаптивный прогноз стационарных, плавно изменяющихся процессов;
  • распознавание ситуаций (в том числе угрожающих) для выявления нарушений стационарности данных в реальном масштабе времени;
  • распознавание ситуаций методами ассоциативной классификации для выявления событий в угрожающих и предаварийных ситуациях в заданных временных рамках.

Адаптивный прогноз используется со стационарными процессами и количественными данными. Ассоциативная классификация может использоваться при анализе и нестационарных процессов, и качественных данных (факты, события), поскольку это метод прогнозирования по прецедентам (тому, что было раньше). На выходе – наборы событий, происходящих совместно либо в ограниченном интервале времени. Это позволяет их интерпретировать, в отличие от нейросетей, выходом которых является сообщение об угрозе.

Основная задача системы комплексной безопасности – в большом потоке данных выделить именно те, не всегда заметные, события, которые по совокупности или по изменению их динамики являются предвестниками и/или угрозами неблагоприятного воздействия, своевременно отреагировать, автоматически запустив соответствующие протоколы и регламенты. Аналитическую систему, вылавливающую в мощном потоке данных малоприметные события, характеризующие начало негативных процессов и запускающую процесс реагирования, необходимо создать для того, чтобы решать также проблемы обеспечения общественной безопасности и оперативного управления.

Узнайте о возможностях лидогенерации и продвижении через контент

Повышение защищенности мостовых сооружений как пример обеспечения общественной безопасности

В заключение в качестве примера можно предложить следующие решения для повышения защищенности ИССО – мостовых сооружений:

1. Оценка защищенности с точки зрения охраны и безопасности:

  • видеонаблюдение и видеоаналитика;
  • контроль доступа на объект;
  • выявление несанкционированного проникновения в охраняемую зону и в зону ответственности;
  • контроль действий охраны, состояния дежурной смены;
  • обеспечение связи и передачи данных.

2. Оценка состояния с точки зрения технического состояния и воздействия неблагоприятных природных явлений (многочисленные природные катаклизмы последних лет подтверждают актуальность такого подхода, что отмечается в п. 21 Стратегии национальной безопасности и требует "прогнозирования влияния последствий изменения климата на состояние опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, транспортного комплекса, объектов жизнеобеспечения населения"):

  • мониторинг состояния конструкций (позволяет проводить обслуживание и ремонт "по состоянию" и значительно восполнит недостаток проводимых мероприятий по обследованию, возникший из-за нехватки специалистов соответствующего профиля, снижает риск принятия неверных решений из-за влияния человеческого фактора);
  • мониторинг состояния объектов (в том числе объектов ЖКХ), находящихся в непосредственной близости от ИССО и выше по течению (для оперативной оценки степени воздействия природных факторов, а также выявления проведения АНВ);
  • мониторинг биологической загрязненности (бактерии, плесень, грибки, мхи, лишайники, водоросли деструктивно влияют на конструктивные элементы);
  • наличие энергоснабжения;
  • состояние путей (подтопление, снежные заносы);
  • уровень воды от ординара или до критических значений, контроль динамики нарастания уровня воды, оценка времени до достижения критических отметок;
  • уровень снега;
  • оценка сейсмической обстановки;
  • прогноз погоды (по данным Росгидромета и метеостанций в зоне объекта);
  • контроль неблагоприятных погодных и метеоявлений.

CALS-технологии – средство повышения защищенности ИССО

Повышению защищенности ИССО способствует применение CALS – технологий для информационной поддержки при управлении процессами их жизненного цикла: проектирования, строительства, эксплуатации (ремонта, капитального ремонта, реконструкции), утилизации. Для этого "в цифру" переводится проектная документация, модели ИССО после 3D-съемки и создаются программы, отражающие их текущее состояние и моделирующие их состояние на длительный период на основе динамической математической модели жизненного цикла.

Мониторинг можно свести в единую диспетчерскую организацию, эксплуатирующую ИССО, вывести на автоматизированное рабочее место на посту охраны объекта. По его итогам можно оценивать состояние защищенности и состояние готовности объекта в непрерывном режиме противостоять угрозам, а при возникновении угроз и инцидентов – в автоматическом режиме запускать сценарии реагирования и оповещения с контролем действий персонала. Это же может касаться и других ИССО, таких как тоннельные сооружения. Дополнительно в системы комплексной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, в первую очередь автомобильных мостов, должны быть включены наилучшие практики, такие как подсистема автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и распознавания лиц, апробированная на Олимпиаде в Сочи, которая позволяет не только выявлять правонарушения, связанные с небезопасным или неправомерным управлением транспортным средством и определять личность нарушителей, но и выявлять аварии и дорожные заторы.

Искусственный интеллект для решения задач обеспечения комплексной безопасности В различных условиях и режимах работы необходимо использовать элементы искусственного интеллекта в режиме реального времени для решения следующих задач:

  • прогнозирование сценариев развития кризисных ситуаций;
  • выбор оптимального состава сил и средств и порядка их действий по ликвидации и (или) локализации угроз (кризисных ситуаций);
  • доведение команд (сигналов) до сил и средств реагирования, включая робототехнические комплексы (средства) различного типа и назначения;
  • доведение информации до должностных лиц, сил и средств, задействованных в локализации и устранении кризисных (чрезвычайных) ситуаций, а также оповещение персонала, находящегося в зоне кризисной ситуации;
  • контроль хода локализации и ликвидации угрозы либо потенциально опасного события, хода эвакуации персонала органов управления, служб и организаций, размещенных на территории объекта, адаптации состава и действий сил и средств реагирования к изменениям складывающейся обстановки.

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ информация о проекте и заявка на участие

Преимущества системы комплексной безопасности

Своевременное выявление угроз и неблагоприятных трендов, ситуаций, требующих вмешательства, автоматизация процессов реагирования и оповещения сил безопасности позволит существенно снизить ущерб от АНВ, природных и техногенных факторов.

Создание системы комплексной безопасности, позволяющей видеть и анализировать проблемные ситуации в различных сферах деятельности, прогнозировать развитие неблагоприятных событий, принимать решения, направленные на минимизацию рисков, даст возможность в условиях пандемии и ментальной войны существенно повысить качество оперативного управления территорией и размещенными на ней объектами.

По нашему мнению, для получения таких эффективных решений обеспечения упреждающего характера комплексной и общественной безопасности целесообразно провести работу по изменению законодательства – корректировке отраслевых постановлений Правительства РФ по антитеррору для их адаптации к созданию систем комплексной безопасности, осуществляющих прогнозирование АНВ и ЧС, для решения проблем обеспечения противодействия природным и техногенным факторам, информационно-техническому и информационно-психологическому воздействию.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, стр. 47.
2 Там же.
 
 
Календарь мероприятий компании "ГРОТЕК"
 
Темы:Комплексная безопасностьБезопасность объектовЖурнал "Системы безопасности" №4/2021
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

 

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ РЕКЛАМОДАТЕЛЕМ
Комментарии

More...