При проектировании противопожарной защиты уникальных и сложных объектов ключевым аспектом является состояние законодательной и нормативной базы и их актуализация с учетом современных материалов и технологий. Это особенно важно, поскольку именно сложные и уникальные объекты требуют применения нестандартных решений и зачастую выходят за пределы существующих нормативных требований.
В последние годы по линии МЧС России значительно выросло число как новых нормативных документов (НС, СП) в области пожарной безопасности, так и число вносимых в них изменений.
Сегодня в нормы активно включаются положения, ранее находившие отражение только в специальных технических условиях (СТУ) на противопожарную защиту объектов, что в перспективе должно сократить количество данных документов и упростить проектирование объектов. Это, например, касается противопожарного водоснабжения, противопожарных требований к атриумным пространствам, путям эвакуации жилых и общественных зданий и многого другого.
Не стал исключением и 2024 год. Ниже мы рассмотрим наиболее актуальные изменения, произошедшие в нормативной базе МЧС России (и Минстроя России) в части обеспечения пожарной безопасности, а также некоторые ожидаемые изменения 2025 г.
В первую очередь хотелось бы напомнить, что в 2022 г. путем внесения изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. ФЗ-123 законодатель расширил перечень условий подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Введены новые формы – стандартные технические условия, стандарты организаций (СТО), результаты исследований, расчетов и/или испытаний. При этом СТУ и СТО отнесены к нормативным документам по пожарной безопасности.
Эти нововведения, безусловно, расширили возможности для нестандартного проектирования, и именно в этом направлении сейчас идет активная разработка и корректировка подзаконных актов (НС, СП).
С 1 марта 2025 г. также вступают в силу изменения в ст. 24 и 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. ФЗ-69 "О пожарной безопасности", которые устанавливают требования к квалификации лиц, привлекаемых к выполнению работ в области пожарной безопасности и ответственных за пожарную безопасность на объекте. С указанной даты данные категории работников должны будут подтверждать свою квалификацию. Это важно для всех участников рынка.
На сайте МЧС России в развитие изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г.
ФЗ-123 и с учетом активизации разработки СТУ размещен документ "Типовые мероприятия, разработанные на основе анализа решений, принятых в специальных технических условиях, согласованных главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору либо одним из его заместителей".
Документ упрощает разработку специальных технических условий, включает в себя требования к наиболее распространенным категориям объектов, для которых разрабатываются эти СТУ, и направлен на снижение числа ошибок (и отказов в согласовании).
Кроме того, потенциальный заказчик СТУ может сразу увидеть, какие компенсирующие мероприятия будут предусмотрены в случае разработки СТУ и отступления от тех или иных требований норм. Это позволяет посчитать экономику и, возможно, приведет к сокращению числа СТУ и увеличению числа объектов, проектируемых по нормам.
Структура документа:
Эти мероприятия разработаны в рамках СТУ для зданий, которые не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, следовательно должны содержать повышенные требования ПБ даже для тех мероприятий, которые имеются в нормативных документах.
Изменение № 2 в СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" вступило в действие с 01.11.2024 г.
В Изменение № 2 включены требования по устройству путей эвакуации:
В последние годы в России активно строятся объекты промышленной инфраструктуры, в том числе с методами нестандартного проектирования, требующие разработки СТУ, выполнения расчетов, в том числе пожарного риска.
Новая методика вводится взамен ранее действующей методики, утвержденной приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404. Она устанавливает порядок расчета величин ПР на производственных объектах класса Ф5 (за исключением стоянок легковых автомобилей без ТО и ремонта, а также стоянок легковых автомобилей, входящих в состав производственного объекта), включая здания иных классов ФПО, входящие в состав производственного объекта. Не распространяется на объекты военного назначения, объекты производства, переработки, хранения взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземные космические объекты и стартовые комплексы, горные выработки, объекты, расположенные в лесах.
Расчеты по оценке пожарного риска, выполненные в соответствии с методикой № 404 до 31 декабря 2024 г., оформленные в виде утвержденного отчета согласно СП 505.1311500.2021, а также расчеты, являющиеся составной частью декларации ПБ, зарегистрированной в установленном порядке (до введения в действие СП 505.1311500.2021), могут использоваться для подтверждения реализации условия соответствия объекта защиты требованиям ПБ, если исходные данные соответствуют фактическому состоянию объекта. Объекты, на которых с 1 января 2025 г. будут проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение, изменение объемно-планировочных и конструктивных решений, а также в случае изменения функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, расчет должен производиться по методике № 533 от 26 июня 2024 г. Расчеты пожарного риска для проектируемых объектов, выполненные после 1 января 2025 г., должны соответствовать методике № 533 от 26 июня 2024 г. независимо от даты выдачи градостроительного плана земельного участка.
Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору определен (письмо № 43-465-19 от 31.01.2025 г.) Перечень расчетов и расчетных обоснований, которые могут применяться для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (перечень не исчерпывающий и будет дополняться).
Перечень расчетов, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности:
Перечень видов расчетных обоснований, применяемых в рамках реализации условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности ":
В настоящее время разработаны и находятся на различных стадиях принятия (общественное обсуждение, оценка регулирующего воздействия и тому подобное) следующие проекты документов (см. таблицу).
С 1 сентября 2024 г. вступили в силу следующие принципиальные изменения в ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (№ 653-ФЗ от 25.12.2023 г.):
Опубликовано в каталоге "Пожарная безопасность"
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky