Блог | Secuteck.Ru

Беспилотный транспорт реален через 10 лет

Written by Алексей Коржебин | 24/12/2021

В последнее время мы видим, как революционно меняется транспорт и взаимодействие с ним. Очень похожая ситуация была в начале XX века, когда на Пятой авеню Нью-Йорка в 1900 г. можно было увидеть только один автомобиль среди потока конных экипажей, а через 13 лет – уже только одну карету в потоке автомобилей.

С 15 октября 2021 г. Московский метрополитен запустил оплату с помощью распознавания по лицу на всех станциях. Теперь достаточно в официальном приложении московского метро зарегистрировать свою банковскую карту и сделать фотографию лица, чтобы при проходе через турникеты система, используя камеру, распознала вас и списала стоимость билета.

Беспилотный транспорт в Москве

С начала сентября Яндекс совместно с Правительством Москвы начал тестирование в столице различных видов беспилотного транспорта. В столичном районе Ясенево работает беспилотное такси. Правда, пока им может воспользоваться ограниченный круг пользователей, которые захотели принять участие в эксперименте. На данный момент уже 150 беспилотных автомобилей ездят по улицам города.

Заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил: "Возможно, уже в этом году Москва станет второй мировой столицей после Пекина и первой в Европе, где появятся беспилотные такси". Следующим этапом запланирован запуск беспилотного трамвая на базе Краснопресненского депо. Тестирование пока будет происходить в депо, а позже – на улицах столицы, но без пассажиров. "Беспилотный транспорт – это точно будущее, но, чтобы он прочно вошел в повседневную жизнь, думаю, понадобятся более 10 лет", – пояснил Ликсутов.

Новые технологии внедряются не только в столице

Минтранс России и госкомпания "Автодор" приступили к совместной реализации проекта "Беспилотные логистические коридоры", одобренного ранее Правительством России. Уже через три года коммерческое использование автономных грузовиков будет обеспечено на трассе М-11 "Нева", а до конца десятилетия – на 20 тыс. км федеральных дорог, включая ЦКАД и М-12 "Москва – Нижний Новгород – Казань".

Беспилотные суда

"Пионер-М" – первое в России судно, которое будет работать без экипажа. Это судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. Его спустили на воду на Средне-Невском судостроительном заводе на воду 24 сентября 2021 г. В дальнейшем его планируют использовать в акваториях Черного и Азовского морей круглогодично. Длина судна – 25,7 м, ширина – 9 м, а водоизмещение – 114 т. Оно может передвигаться со скоростью 10 узлов. Его дальность составляет 500 миль, а автономность – 5 суток. На нем будут отрабатывать технологии безэкипажного судовождения.

Учения "Запад-2021" и беспилотная армия

Тема беспилотного транспорта не могла обойти военную сферу. На учениях "Запад-2021" российская армия впервые использовала боевых роботов. Что очень важно – они уже производятся серийно, в отличие от других стран, которые пока только проводят лабораторные испытания. Во время учений отрабатывались различные методы и тактика использования роботов в бою совместно с пехотными частями. Так, в ходе маневров гусеничная машина "Уран-9", вооруженная автоматической пушкой 30 мм, пулеметом и противотанковыми ракетами, уничтожала цели на расстоянии до 5 км. Меньший по размеру робот "Нерехта" обстреливал цели из пулемета и гранатомета, а также выполнял задачи по доставке боеприпасов в бою.

Инженерная машина "Уран-6" проводила разминирование. А робот "Маркер" прошел автономном режиме около 100 км по бездорожью Урала. Замечу также, что "Уран-9" еще в 2015 г. проходил испытания во время реальных боевых действий в Сирии.

В Британии уже успели заявить, что прошедшие учения "Запад-2021" стали объявлением России о формировании "новой роботизированной Красной Армии", а издание армии США Stars and Stripes отмечает, что это значительный шаг вперед в создании беспилотной армии.

Что дальше?

Можно предположить, что в ближайшее десятилетие все это перевернет наши представления о транспорте так же, как машины с двигателями внутреннего сгорания изменили жизнь в первой половине XX века. Кроме того, можно прогнозировать проблемы с безработицей у гигантской армии водителей, от таксистов до дальнобойщиков, от моряков до машинистов поездов. Если кучера смогли переквалифицироваться в шоферов при появлении автомобилей, то сейчас пока альтернативы для современных водителей не видно.

Скорее всего, изменится и понятие личного автомобиля. Какой смысл покупать автомобиль, тратить деньги на его обслуживание, тем более когда управлять будет робот, когда беспилотное такси по стоимости каршеринга всегда будет доступно для заказа? А далее, через 20–30 лет, вполне возможно, что водительские права людям вообще не будут выдавать по причине того, что человек несет большую опасность для транспортного движения.

 

 

 

Алексей Коржебин
Эксперт редакции журнала "Системы безопасности"
 

Опубликовано в журнале "Системы безопасности" №5/2021