Блог | Secuteck.Ru

Метабудущее, которое нас ждет

Written by Алексей Коржебин | 02/02/2022

В 2011 г. Юваль Ной Харари выпустил свой известный труд "Sapiens: Краткая история человечества". Он выдвинул интересную гипотезу о том, что человек как вид начал отличаться от других животных не тем, что стал трудиться и производить орудия труда (это умеют многие виды животных и даже насекомых – от муравьев до обезьян), а тем, что он смог придумывать различные абстракции, которых не существует в реальном физическом мире, а самое главное – делиться ими с другими людьми. И уже вместе, объединенные одной идеей, они могли сообща работать или действовать для достижения цели.

Абстракции – это идеи, фантазии, воображения, рассказы, любая информация, а также суеверия и религия, законодательные акты и юридические лица, бизнес-структуры, да и сами государства. Это то, что существует не в физической реальности, а только в сознании человека, но тем не менее может как реальная физическая сила побуждать людей действовать.

Физический мир

Для обмена информацией около 70 000 лет назад люди смогли придумать речь, около 40 000 лет назад – наскальную живопись. С развитием и усложнением общества формы передачи информации усложнялись – от клинописи к книгопечатанию, от примитивных барабанов и свистков к симфоническому оркестру.

Цифровой мир

В XX веке с изобретением радио и телевидения, а в конце века Интернета распространение информации и идей стало глобальным и мгновенным в пределах планеты, что привело в начале XXI века к созданию цифрового мира параллельно физическому. Интернет рос не только в сторону объема подключенных пользователей, но и более наглядного представления информации, от текстов и фото к потоковому видео. Технологии IoT (Интернета вещей) создавали базу для управления реальными физическими объектами из цифрового мира, или киберпространства. Но все это время, от эпохи пещерного человека до сегодняшнего дня, реальность и абстракции были четко отделены от друг друга, в том числе экраном монитора или смартфона.

Метавселенная

В 2021 г. компания Facebook предложила концепцию слияния цифрового и физического миров в одной метавселенной. Основатель и CEO компании Марк Цукерберг даже переименовал Facebook в Meta, чтобы подчеркнуть новый стратегический подход к дальнейшему движению. 28 октября 2021 г. он провел презентацию, на которой показал свое видение метавселенной, где не будет разницы между цифровыми и физическими предметами и объектами: они смогут не только находиться рядом, но и взаимодействовать друг с другом.
С его точки зрения, это следующая стадия развития Интернета, переход от 2D-изображения до полноценного 3D-мира, в который погружен пользователь. По его мысли, метавселенная не должна принадлежать одной корпорации, а быть децентрализованной экосистемой, в которой пользователи могли бы взаимодействовать на новом уровне. В этой метавселенной они могут жить в прямом смысле этого слова: отдыхать, работать, развлекаться и заниматься спортом, создавать цифровые предметы и товары, которыми могут обмениваться или торговать.

Для отображения информации предлагается использовать оборудование виртуальной и расширенной реальности, а для постоянного подключения к метавселенной – сети стандарта 5G. В будущем возможно прямое взаимодействие с человеческим мозгом через нейроинтерфейсы.
На презентации были показаны прототипы устройств, которые не только отображают виртуальные миры, но и позволяют создавать точных виртуальных двойников пользователей (так называемых аватаров), делать им любое лицо, прическу и анимировать их мимикой пользователя в реальном времени. Точность воспроизведения лица аватара близка к фотореалистичной, например видны даже поры на коже. Планируется, что у каждого пользователя будет свое персональное пространство в виде виртуального дома с видом на природу, которое он может обустроить по своему вкусу.

Новая экономика

Для новой метавселенной потребуется гигантское количество цифрового контента – не менее того, что уже существует в обычном Интернете. Чтобы создать спрос и обеспечить защиту контента, планируется использование технологий блокчейн и NFT (Non-Fungible Token), которая представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта – цифровой криптографический сертификат, который подтверждает право на владение цифровым активом (цифровым артефактом, файлом). Это позволит создать целую новую экономику торговли цифровыми объектами и обеспечить интерес к метавселенной от обычных дизайнеров до голливудских студий.

Реальные миллионы

Не только Facebook видит развитие нового поколения Интернета как повсеместное внедрение VR-/AR-технологий, объединенных единым цифровым пространством, во все сферы жизни. Microsoft, Google, Nvidia тоже имеют различные программные и аппаратные решения, которые могут быть реализованы в метавселенной.

Многие технологии метавселенной уже сейчас существуют и отрабатываются в играх, таких как Minecraft, Roblox, Fortnite, Second Life. Так, количество игроков на серверах Minecraft (принадлежит Microsoft) превысило 450 млн, в Roblox играют 160 млн. А на виртуальном выступлении репера Трэвиса Скотта в игре Fortnite (принадлежит Epic Games) присутствовало около 12,3 млн пользователей, что принесло исполнителю 20 млн долларов всего за один концерт.

Место под метасолнцем

Конечно, метавселенная не придет к нам сразу. По различным оценкам, для массового распространения потребуется 5–10 лет.

Но уже сейчас можно видеть тренд дальнейшего развития Интернета, и, возможно, уже сейчас стоит задуматься о том, как изменить свой бизнес или создать новый, который бы соответствовал будущим требованиям метавселенной.

 

 

 

Алексей Коржебин
Эксперт редакции журнала "Системы безопасности"