Подписка
МЕНЮ
Подписка

Метабудущее, которое нас ждет

02/02/2022

В 2011 г. Юваль Ной Харари выпустил свой известный труд "Sapiens: Краткая история человечества". Он выдвинул интересную гипотезу о том, что человек как вид начал отличаться от других животных не тем, что стал трудиться и производить орудия труда (это умеют многие виды животных и даже насекомых – от муравьев до обезьян), а тем, что он смог придумывать различные абстракции, которых не существует в реальном физическом мире, а самое главное – делиться ими с другими людьми. И уже вместе, объединенные одной идеей, они могли сообща работать или действовать для достижения цели.

Абстракции – это идеи, фантазии, воображения, рассказы, любая информация, а также суеверия и религия, законодательные акты и юридические лица, бизнес-структуры, да и сами государства. Это то, что существует не в физической реальности, а только в сознании человека, но тем не менее может как реальная физическая сила побуждать людей действовать.

Создавайте ведущее отраслевое издание по безопасности вместе с нами!

Физический мир

Для обмена информацией около 70 000 лет назад люди смогли придумать речь, около 40 000 лет назад – наскальную живопись. С развитием и усложнением общества формы передачи информации усложнялись – от клинописи к книгопечатанию, от примитивных барабанов и свистков к симфоническому оркестру.

Цифровой мир

В XX веке с изобретением радио и телевидения, а в конце века Интернета распространение информации и идей стало глобальным и мгновенным в пределах планеты, что привело в начале XXI века к созданию цифрового мира параллельно физическому. Интернет рос не только в сторону объема подключенных пользователей, но и более наглядного представления информации, от текстов и фото к потоковому видео. Технологии IoT (Интернета вещей) создавали базу для управления реальными физическими объектами из цифрового мира, или киберпространства. Но все это время, от эпохи пещерного человека до сегодняшнего дня, реальность и абстракции были четко отделены от друг друга, в том числе экраном монитора или смартфона.

Метавселенная

В 2021 г. компания Facebook предложила концепцию слияния цифрового и физического миров в одной метавселенной. Основатель и CEO компании Марк Цукерберг даже переименовал Facebook в Meta, чтобы подчеркнуть новый стратегический подход к дальнейшему движению. 28 октября 2021 г. он провел презентацию, на которой показал свое видение метавселенной, где не будет разницы между цифровыми и физическими предметами и объектами: они смогут не только находиться рядом, но и взаимодействовать друг с другом.
С его точки зрения, это следующая стадия развития Интернета, переход от 2D-изображения до полноценного 3D-мира, в который погружен пользователь. По его мысли, метавселенная не должна принадлежать одной корпорации, а быть децентрализованной экосистемой, в которой пользователи могли бы взаимодействовать на новом уровне. В этой метавселенной они могут жить в прямом смысле этого слова: отдыхать, работать, развлекаться и заниматься спортом, создавать цифровые предметы и товары, которыми могут обмениваться или торговать.

Для отображения информации предлагается использовать оборудование виртуальной и расширенной реальности, а для постоянного подключения к метавселенной – сети стандарта 5G. В будущем возможно прямое взаимодействие с человеческим мозгом через нейроинтерфейсы.
На презентации были показаны прототипы устройств, которые не только отображают виртуальные миры, но и позволяют создавать точных виртуальных двойников пользователей (так называемых аватаров), делать им любое лицо, прическу и анимировать их мимикой пользователя в реальном времени. Точность воспроизведения лица аватара близка к фотореалистичной, например видны даже поры на коже. Планируется, что у каждого пользователя будет свое персональное пространство в виде виртуального дома с видом на природу, которое он может обустроить по своему вкусу.

SS_Security and Safety

Новая экономика

Для новой метавселенной потребуется гигантское количество цифрового контента – не менее того, что уже существует в обычном Интернете. Чтобы создать спрос и обеспечить защиту контента, планируется использование технологий блокчейн и NFT (Non-Fungible Token), которая представляет собой сертификат уникальности цифрового объекта – цифровой криптографический сертификат, который подтверждает право на владение цифровым активом (цифровым артефактом, файлом). Это позволит создать целую новую экономику торговли цифровыми объектами и обеспечить интерес к метавселенной от обычных дизайнеров до голливудских студий.

Реальные миллионы

Не только Facebook видит развитие нового поколения Интернета как повсеместное внедрение VR-/AR-технологий, объединенных единым цифровым пространством, во все сферы жизни. Microsoft, Google, Nvidia тоже имеют различные программные и аппаратные решения, которые могут быть реализованы в метавселенной.

Многие технологии метавселенной уже сейчас существуют и отрабатываются в играх, таких как Minecraft, Roblox, Fortnite, Second Life. Так, количество игроков на серверах Minecraft (принадлежит Microsoft) превысило 450 млн, в Roblox играют 160 млн. А на виртуальном выступлении репера Трэвиса Скотта в игре Fortnite (принадлежит Epic Games) присутствовало около 12,3 млн пользователей, что принесло исполнителю 20 млн долларов всего за один концерт.

Место под метасолнцем

Конечно, метавселенная не придет к нам сразу. По различным оценкам, для массового распространения потребуется 5–10 лет.

Но уже сейчас можно видеть тренд дальнейшего развития Интернета, и, возможно, уже сейчас стоит задуматься о том, как изменить свой бизнес или создать новый, который бы соответствовал будущим требованиям метавселенной.

evika-korzhebin1

 

 

 

Алексей Коржебин
Эксперт редакции журнала "Системы безопасности"
 
Ближайшие ключевые темы в журнале и на сайте
 
Темы:Цифровая трансформацияЖурнал "Системы безопасности" №6/2021