Что точно сделала пандемия с тепловидением в 2020 г., так это создала хайп. Простыми словами, ничего нового в плане прорыва тепловизионных технологий не произошло, однако появилась возможность хорошо заработать в период хайпа (февраль – сентябрь 2020 г.) и продвинуть в массы само слово "тепловизор". А в дальнейшем из технологий реально будут работать и использоваться СКУД-панели с датчиком температуры и доступом по распознаванию лиц.
Появление неимоверного количества приборов формата "тепловизор + камера распознавания лиц" – не более чем хайп волны ковида. Работают такие приборы с определенной долей вероятности правильного обнаружения больных, при этом нужно соблюсти большое количество технических правил установки и организационных условий направления потока людей на проходных. В общем, решение с тепловизорами более-менее рабочее, но при огромном количестве "но". Безусловно, ковид подстегнул развитие технологий СКУД в плане того, что возник спрос на новые функции, а это подтянуло конкуренцию и, в свою очередь, развитие технологий СКУД для победы в конкурентной борьбе. В этом можно увидеть заслугу ковидного тепловизионного хайпа.
Тепловизоры – одна из основных специализаций нашей компании, поэтому все тренды и новинки в этой области нам хорошо известны. И тут я не смогу конкретно выделить 2020 г. как время прорыва в тепловизионных технологиях. Развитие тепловизоров все еще идет по принципу уменьшения размера пикселя детектора, увеличения разрешающей способности и снижения финальной стоимости конечного изделия. Этот процесс будет продолжаться, с моей точки зрения, еще около 10 лет.
Сферы применения тепловизоров уже хорошо знакомы и изучены. Наиболее перспективной выглядит область, связанная не с видеонаблюдением, а с температурными аспектами использования тепловизоров для привлечения дополнительного канала принятия решений в общую базу знаний для интеллектуальных функций улучшения бизнеса предприятий. В этом вижу перспективу развития именно тепловизионной технологии как средства решения проблем клиентов. Традиционные рынки наблюдения с тепловизорами развиваются и матереют вместе с обычным видеонаблюдением, и здесь я бы не стал как-то отдельно выделять тепловизоры. Это всего лишь дополнительный канал видеоинформации, который не зависит от освещенности объекта.
Хайповый тепловизионный 2020 г. – это год приборов для рынка пандемии, о нем я говорил выше. Традиционные тепловизонные рынки не претерпели каких-либо существенных изменений, все движется так, как и должно, а 2021 г. это прекрасно доказывает своими продажами и проектами. Постепенно мы перестанем рассматривать тепловизоры отдельно от каких-либо других технологий безопасности. Почему бы не спросить: а кто были основными потребителями периметральной сигнализации в 2020 г.? Те же, кто и в 2019 г., и в 2021 г.! Это сложившиеся заматеревшие рынки. Тепловизоры все еще немного дороги, поэтому мы их рассматриваем отдельно, но постепенно перестанем это делать. Просто нужно еще время.
"Коронавирусные" тепловизоры жестко конкурируют с панелями доступа и… проигрывают. Ниша таких тепловизоров останется там, где априори нельзя поставить панель доступа. По сути, панели дешевле, точнее, дают множество дополнительных функций и стоят там, где и должны быть: на месте, где необходимы проверка и допуск или отказ в допуске, – на КПП. Безусловно, "коронавирусные" тепловизоры останутся, но спрос на них будет невелик, ибо: а) есть решение лучше – панель доступа, б) очень много "но" и того, что надо учесть и сделать, чтобы такой тепловизор более-менее нормально выполнял свою задачу.